Размер:
Цвет:

Памятка для государственных гражданских служащих Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам предупреждения и урегулирования  конфликта интересов на гражданской службе

В настоящей Памятке приведены формулировки основных понятий, обязанности и меры ответственности государственных гражданских служащих, типовые ситуации конфликта интересов для каждой из «областей регулирования», а также комментарии к ним.

I. Основные понятия, используемые

в настоящей памятке:

·                 Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

·                 Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (пункт 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).  (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). 
Личная заинтересованность гражданского служащего - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.  (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
 

·                 Функции государственного (административного) управления организацией - полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений (пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

II. Ключевые «области регулирования», в которых возникновение конфликта интересов

является наиболее вероятным:

·                 выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

·                 выполнение иной оплачиваемой работы;

·       владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

·       получение подарков и услуг;

·       имущественные обязательства и судебные разбирательства;

·       взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

·       явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

III. Функции государственного управления

Депкультуры Югры, при осуществлении которых

наиболее вероятен конфликт интересов

Ø размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;

Ø подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов;

Ø    проведение аттестации руководителей подведомственных Департаменту учреждений;

Ø    проведение мероприятий, направленных на развитие сотрудничества в сфере культуры с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации и иностранными государствами в пределах полномочий автономного округа;

Ø    проведение фестивалей, праздничных концертных программ, конкурсов и других мероприятий окружного, российского и международного значения;

Ø представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

IV. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданский служащий обязан:

Ø    не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа (пункт 13 ч.1 ст.18 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ);

Ø    в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ);

Ø    сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 11Федерального закона № 273-ФЗ; часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности (часть 4 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3.1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).

Предотвращение конфликта интересов возможно по инициативе гражданского служащего, не связанной с его обязанностями, установленными законодательством о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. Например, обращение гражданского служащего в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов с ходатайством об установлении в той или иной ситуации признаков нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Ответственность гражданского служащего:

Ø    гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами № 273-ФЗ и № 79-ФЗ (пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ; часть 3.2 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами № 273-ФЗ и № 79-ФЗ, а также другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии (статья 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами № 273-ФЗ и № 79-ФЗ в целях противодействия коррупции (статья 37 Федерального закона № 79-ФЗ);

Ø    гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (часть 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ).

Представитель нанимателя

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов (часть 4 статьи 19, пункт 1 часть 2 статьи 32 Федерального закона № 79-ФЗ).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 4 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ; пункт 3.1. части 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).

Представитель нанимателя наряду с изменениями должностного и служебного положения гражданского служащего:

Ø    использует механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21сентября 2009 года № 1065 (при наличии основания, предусмотренного пунктом 10). В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

Ø    привлекает соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов, в частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Ответственность представителя нанимателя:

Ø    представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (часть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ).

V. Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации

и порядок их урегулирования

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего

1.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя (пункт 3 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), непосредственного начальника (пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы является его родственник.

Комментарий

Осуществление государственным гражданским служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

-           государственный гражданский служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного гражданского служащего;

-           государственный гражданский служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного гражданского служащего.

Согласно пункту 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

При этом необходимо отметить, что не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный гражданский служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать               кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением

иной оплачиваемой работы

2.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации А, предоставляющей платные услуги организации Б. При этом государственный служащий осуществляет в отношении Б отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

-      услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего;

-      государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

-      организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги

2.2. Описание ситуации

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

2.3. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность.

3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными

бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.

3.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

4. Конфликт интересов, связанный с получением

подарков и услуг

4.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, настолько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

4.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного гражданского служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

4.3. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным гражданским служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному гражданскому служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей. Рекомендовать государственному гражданскому служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный гражданский служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до разрешения имущественных вопросов отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного гражданского служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

5.3. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

5.4. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего, участвуют в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые являются участниками судебного разбирательства с государственным гражданским служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения

с государственной гражданской службы

6.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную гражданскую службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную гражданскую службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного гражданского служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Комментарий

Государственный гражданский служащий, поступивший на государственную гражданскую службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный гражданский служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю. И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным гражданским служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного гражданского служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

6.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному гражданскому служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной гражданской службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после его увольнения с государственной гражданской службы.

С трудоустройством бывших государственных гражданский служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

-           бывший государственный гражданский служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором государственный гражданский служащий ранее замещал должность;

-           бывший государственный гражданский служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный гражданский служащий ранее замещал должность;

-           государственный гражданский служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной гражданской службы заниматься их реализацией.

7. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным гражданским служащим установленных запретов

7.1. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

7.2. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий в ходе проведения          контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный гражданский служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного гражданского служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые государственным служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если государственный гражданский служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Несмотря на то, что рекомендации государственного гражданского служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного гражданского служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

7.3. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона        «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или Российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить», какую именно работу он там выполняет.

7.4. Описание ситуации

Государственный гражданский служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (пункт 3 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному гражданскому служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным гражданским служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему установленным законом мер ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Опубликовано: 10.12.2012 10:34        Обновлено: 01.11.2019 09:42