Доклад к совещанию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросу «Создание банка инновационных региональных программ, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей»
Защита детей в Российской Федерации подчинена основным положениям, разработанным Организацией Объединенных Наций.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
•Семейный кодекс РФ;
•Конституция РФ;
•Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
•Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
•Федеральный закон об образовании;
•Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
•Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 13 июля 1990 г. обязывает обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе принять все необходимые меры для защиты прав ребенка. В этих целях созданы институты, занимающиеся проблемами детей, их защитой: суды, прокуратура, уполномоченные по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), отделы опеки и попечительства, органы здравоохранения и другие.
Согласно Конвенции Российской Федерации все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.
Конвенция о правах ребенка закрепляет за детьми следующие права в части культуры и искусства:
«Статья 31
1. Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства - участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.».
Статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определяет задачи законодательства Российской Федерации о культуре:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
- определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Обеспечение и защиту конституционного права несовершеннолетних на всестороннее участие в культурной и творческой жизни в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляют учреждения всех видов культурной деятельности, в том числе: библиотечное дело, культурно-досуговая деятельность, парки культуры и отдыха, образование в сфере культуры, музейное дело, профессиональное искусство (театры, Международный центр моды, концертные организаций, кинематографии), охрана объектов культурного наследия.
Соблюдение прав несовершеннолетних на участие в культурной и творческой жизни учреждения культуры обеспечивают через оказание государственных и муниципальных услуг по средством организации рационального и содержательного досуга, обеспеченияудовлетворения и развития их культурных потребностей, создания условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования, а также любительского творчества в рамках свободного времени.
Вместе с тем, учреждения культурыс целью соблюдению требований законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию»на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, пригласительных и иных документах размещают информацию для какой возрастной категории предусмотрено мероприятие.Общественные библиотеки осуществляют классификацию информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра,содержания и художественного оформления по возрастным категориямдетей.
В соответствии с требованиями,установленными законодательством Российской Федерации, к формированию кадрового состава,образовательные учреждения в сфере культурыосуществляют прием на работу при предъявлениисправки о наличии (отсутствии) судимости и (или) фактов уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 387-ФЗ).
С целью профилактики детского травматизма и обеспечения комплексной безопасности детей, организуют проведение инструктажей с обучающимися и педагогами, имеют в наличии журналы регистрации несчастных случаев, при перевозке организованных групп детей руководствуются Федеральным законом от 20.12.1995 № 196-фз «О безопасности дорожного движения» и приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении перевозок пассажиров автобусами» и т.д.
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, такжеявляется государственным заказчиком, исполнителем мероприятий по ряду целевых программам автономного округа («Культура Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года, «Дети Югры» на 2011 – 2015 годы, «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 2013 годы», «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, «Современная социальная служба Югры» на 2011 – 2013 годы и период до 2015 года, «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 2013 годы», «Новая школа Югры» на 2010 – 2013 годы).
Таким образом, деятельность учреждений культуры автономного округа обеспечивает соблюдение прав несовершеннолетних в сфере культуры, и не требует разработки инновационныхрегиональных программ, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей.
Учитывая, что пункт 2 распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 ноября 2012 года № 663-рп «О плане мероприятий по реализации в 2012-2013 годах Стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2017 годы» определяет показатели непосредственных и конечных результатов реализации Стратегии в 2012 - 2013 годах предусмотренные целевыми программами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:«Дети Югры» на 2011 - 2015 годы, «Новая школа Югры» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года, «Современная социальная служба Югры» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года, «Современное здравоохранение Югры» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года, «Профилактика правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2011 - 2015 годы, «Доступная среда» на2011 - 2015 годы, «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2011 - 2015 годы, «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года, «Содействие занятости населения» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 год», «Молодежь Югры» на 2011 - 2013 годы, «Культура Югры» на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 годапредлагаю включить данные программы в банк инновационных региональных программ, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей, с дальнейшей корректировкой наименований (с 01.01.2014 государственные программы).