Размер:
Цвет:

Пленарное выступление по теме  «Этапы большого пути. Культура Югры в период 1930 - 2015 годах» (03.12.2015)

Добрый день,

уважаемые коллеги, дорогие друзья!

 

    От имени Департамента культуры автономного округа, от лица работников отрасли культура я приветствую всех участников и гостей третьего Югорского культурного форума!

 

    Прежде всего, мне хотелось бы выразить глубокую благодарность гостям – за то, что нашли возможность приехать в Ханты-Мансийск и принять участие в мероприятиях Форума.  Не будет преувеличением сказать, что Югорский культурный форум – это трибуна, где подводятся итоги уходящего года и формируются основные контуры культурной политики регионального и муниципального уровней следующего культурного сезона. 

 

    Настоящий Культурный форум посвящен главному событию 2015 года - 85- летнему юбилею Югры.     

 

    Поздравляю всех присутствующих с нашим общим юбилеем!

 

    Разговор о культуре – это, прежде всего разговор о нашей истории и идентичности!

 

    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры уникальный регион!

 

    На этой земле в открытом диалоге находится историческая и современная культура многих народов, населяющих Югру. 

         

    История региона – это истоки наших традиций и духовной самобытности, отношение к историческому прошлому, и, следовательно, отношение к настоящему и ближайшему будущему.

        

   Культура Югры молода! В целом период формирования основных направлений Югорской культуры начинают отчет только с 30-х годов прошлого столетия.

  

    Безусловно, Югорская культура является неотъемлемой частью культурной  системы страны, ее развитие определяли социокультурные и экономические процессы, происходившие в стране в целом. Вместе с тем, ряд специфических факторов, таких как - суровые условия проживания,  отдаленность от крупных культурных центров, низкая плотность населения оказали влияние на развитие отрасли, создали особую культурную среду региона.

 

    В силу позднего освоения данной территории, здесь не сложилось тех культурных традиций, которые к началу 20-го века уже демонстрировали центральные регионы страны и  Урал. По этим же причинам огромная по своим масштабам территория округа не имеет большого количества памятников истории и культуры.

 

    Начиная с 30-х годов прошлого века власти региона уделяли внимание массовым направлениям культуры, а также тем, что можно было использовать в целях пропаганды и агитации молодого советского государства. Речь идет о любительском творчестве, народной художественной культуре, библиотечном и музейном деле, кино. Были популярны передвижные форматы культпросвета – в отдаленные населенные пункты, на стойбища следовали лодки, оленьи упряжки с передвижными киноустановками и библиотеками.

 

    Во вновь образованном 10 декабря 1930 года Остяко-Вогульском национальном округе  насчитывалось 30 изб-читален, 3 библиотеки, 1 красный чум. Согласно выписке из Временного положения о Красном Чуме, «Красный чум является культурным и политическим центром основных туземных масс тундры». 

 

    Чум был укомплектован работником политпросвета, фельдшером-акушеркой и двумя представителями коренного населения.  Перед Чумом также ставили научно-исследовательские задачи в отношении аборигенов.   Красный чум был организован в 1930-е годы в д. Русскинская. Сегодня его преемник - муниципальное учреждение культуры «Русскинской центр досуга и творчества» Сургутского района.

   

   Уже в 1932 году открыты:

    первое учреждение культурно-досугового типа - окружной Дом туземца, который позднее стал называться – Дом народов Севера;

    постановлением Президиума Уральского исполкома от 9 июля 1932 года в рамках «развернутого плана мероприятий по хозяйственному и культурному строительству» было принято решение создать в рабочем поселке Остяко-Вогульск окружной краеведческий музей – сегодня это Музей Природы и Человека. Создание музея во вновь образованном национальном округе в 1930-е годы представлялось властям делом важным и нужным, прежде всего в целях «ликвидации в ближайшие годы хозяйственной и культурной отсталости туземных народностей Уральского Севера». Уже осенью 1934 года в музей стали поступать первые экспонаты и письма от корреспондентов с сообщениями о находках и описаниями старинных курганов, залежей полезных ископаемых.

 

    К 17-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции музею было поручено организовать первую выставку в здании звукового кино. В конце 1935 года музею, было выделено помещение – две комнаты в здании окрисполкома, а позднее – старый временный барак Рыбтреста. Вместе с музеем барак делила и окружная библиотека.

 

    4 ноября 1936 года, во многом благодаря усилиям его первого директора Ивана Андреевича Шабалина, окружной музей впервые открыл свои двери для посетителей. На всех уровнях Шабалин не перестает говорить о роли и месте окружного музея в хозяйственном и культурном строительстве округа, из выступления на совещании учителей, цитирую:  «В таком обширном округе, каким является Остяко-Вогульский округ, занимающий территорию более, чем Англия, Италия и ряд мелких стран, взятых вместе, отсутствие музея, а также ряда подсобных исследовательских пунктов крайне может тормозить всестороннее развитие Советского Севера. Округ, таящий в недрах своих неисчислимые богатства, почти совершенно не исследован в научном отношении».

 

    Развитие кинематографа в автономном округе началось в 1933 году, с конкурса на лучший сельский Совет, где учитывалась работа кинопередвижек.

 

    По инициативе Ларьякского района в весеннюю путину 1933 года начала работу агитлодка, которая была снабжена кинопередвижкой, библиотекой, проекционным фонарем и культинвентарем. Инициатива была поддержана окружными властями, и объявлен окружной смотр-конкурс.

 

    В 1933 году в городе Остяко-Вогульске в целях организации проката кинофильмов по территории округа образован пункт проката Всесоюзного предприятия «Союзкино». Именно с этой даты берет свое начало история становления окружной системообразующей кинопрокатной организации, ныне – автономное учреждение «Югорский кинопрокат».

 

    В 1933-34 годах работой кинопередвижек обеспечивалось культурное обслуживание охотников. В 1934 году все райкомы партии и райисполкомы решением окружкома обязаны на промыслах обеспечить культурное обслуживание рыбаков и развернуть серьезную массовую работу. Советской властью ставилась задача иметь в каждой «красной лодке» передвижное кино.

 

    В 1935 году по линии РОНО работало две кинопередвижки, в течение года показано 300 киносеансов, обслужено 12 997 человек, из них 7 615 человек - бесплатно. В этом году в Остяко-Вогульске начал свою работу первый кинотеатр «Север», который регулярно размещал свою рекламу в газетах «Остяко-Вогульская правда» («Ханты Манси Шоп»).

 

    В местной газете от 25 августа 1935 № 77 вышла статья «Больше внимания к кинозрителю», в которой отражены проблемы некачественного озвучивания кинофильмов в Остяко-Вогульске.

 

    В это время Совет Народных комиссаров СССР вынес решение об организации звукового кино в райцентрах. До 1 июля 1935 года в краевых райцентрах всех союзных республик предписывалось организовать 900 звуковых кинотеатров, используя существующие помещения стационарные помещения колхозных клубов и Домов культуры.

 

    В 1936 году состоялась первая Олимпиада народного творчества малочисленных народов Севера на территории  Казымской культурной базы -  с целью   приобщения аборигенов к  культурно-массовой и политико-воспитательной работе.  И уже в 1939 году праздник из самодеятельной Олимпиады переродился в праздник оленеводов, стал традиционно ежегодным. 

 

    В 1937 году в округе насчитывается 10 стационарных киноустановок, 8 кинопередвижек, 1 большой звуковой кинотеатр.

 

    В 1938 году при окружном исполкоме создан Окружной отдел кинофикации.

 

   Конец 1950-1960-е годы – это еще и время второго рождения округа, который становится одним из крупнейших в мире центров по добыче нефти и газа.

 

    В 1957 году при отделе культуры окрисполкома был создан Ханты-Мансийский окружной Дом народного творчества (в настоящее время -Творческое объединение «Культура»).  В  селах и деревнях национального округа активно стали организовываться сельские клубы, на предприятиях и в организациях – профсоюзные клубы.      

 

    В 1958 году в Сургуте, тогда еще - поселке городского типа, открыта первая детская музыкальная школа. В 1960-х годах на территории округа возникает несколько детских музыкальных школ: в поселках Березово, Октябрьское, Кондинское, в городах Урае, Нижневартовске, Нефтеюганске, Советском. Их основателям, первым директорам пришлось преодолеть немалые трудности по созданию материально-технической базы, приобретению музыкальных инструментов, иного необходимого оборудования, формированию кадрового состава. Расположенные в небольших, зачастую деревянных, приспособленных строениях, детские школы искусств становились самыми настоящими очагами культурного досуга населения северных территорий, а их деятельность – практически единственным культурообразующим фактором.

 

    С 1960-х активно возводились и открывались Дома культуры, проводились различные смотры художественной самодеятельности, создавались разнообразные кружки, народные театры. Вахтовые поселки  и нефтегазоразведочные экспедиции обслуживали выездные агитбригады. Населению стали активно прививаться новые формы культурно-досуговых мероприятий, направленных на дружбу и единство народов населяющих Югру.

         

    Все это, несомненно, повлияло на то, что именно в эти годы в округе впервые за тридцать лет со дня образования первого музея в нефтяных городах создаются пусть пока и на общественных началах новые музеи: в 1963 году краеведческий музей в Сургуте, в 1973 году – в Нижневартовске. 

 

    В 1965 году  ЦК ВЛКСМ объявил комплекс работ по освоению сибирских месторождений - Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На строительство новых нефтяных городов и поселков съехались люди со всего советского союза, и нужно было удовлетворять  их  культурные потребности. Тем более, среди них было немало жителей крупных городов с культурными традициями, представителей научно-технической интеллигенции.

 

    В эти же годы происходит изменение типов культпросветучреждений, формирование новых и закрытие тех, которые выполнили свою роль приобщения национального населения к культуре. На протяжении 1960-х годов интерес к передвижным учреждениям культуры стал угасать, что было связано с плохой материальной базой, недостаточной квалификацией кадров и их частой сменой, однообразием форм работы, отсутствием учета особенностей традиционной культуры аборигенов. Избы-читальни были преобразованы в сельские клубы, культбазы – в дома культуры, красные чумы – в агитационно-культурные бригады по обслуживанию охотников и оленеводов.

 

    В 1970-80-е годы стремительное развитие экономики требовало высококвалифицированных специалистов, для их закрепления необходимо было формирование социальной сферы. При вахтовом методе работы и высокой миграции в округе не требовались полноценное образование, квалифицированная медицинская помощь, весь спектр услуг учреждений культуры и искусства. Но население стабилизировалось, вахтовые поселки стали преобразовываться в стационарные, произошло резкое увеличение числа городов. Теперь нужно было развивать на стационаре и культуру.

 

    В 1970-е годы детские школы искусств появляются в поселках Уньюган, Игрим, Междуреченский, Белый Яр, филиал в п. Барсово, в Горноправдинске, селе Ларьяк, городах Сургуте (ДШИ им. Г. Кукуевицкого, ДХШ им. Л. А. Горды, ДШИ № 3), Нягани, Новоаганске. Также в эти годы были открыты 2 филиала Советской детской школы искусств в поселках Коммунистический и Агириш. 

 

    В 1971 г.  в Советском районе образован коллектив Советского самодеятельного народного хора русской песни - лауреат и дипломант районных, окружных, областных и всероссийских конкурсов и фестивалей.   В 1971 г.  в Кондинском районе п. Кондинское создан  Народный самодеятельный коллектив Театр «Ключ».

 

    В 1972 году, с открытием Сургутского музыкального колледжа, в округе начинает формироваться система профессионального обучения в сфере культуры и искусства.

 

    В 1980-е годы начали осуществлять свою деятельность школы искусств в селе Перегребное, в поселках Федоровский, Пойковский, Излучинск, Ваховск, Солнечный, в городах Нижневартовск,  Лянтор, Нефтеюганск, Нягань. Покачи, Радужный, Сургут, Урай.

 

    Стимул для развития культуры появился, но реализация задачи не была скорой. Обеспеченность населения северных городов объектами соцкультбыта составляла в середине 1980-х годов от 40 до 80%.

 

    Быстрый рост населения, неразвитость сети культпросветучреждений, их недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение приводили к резкому увеличению нагрузки на работников отрасли. Уровень культурного обслуживания во многом зависел от их образования, профессиональной подготовки. Мероприятия, направленные на решение кадровой проблемы, давали лишь временный эффект: с июля по октябрь 1984 г. количество вакансий в клубах и библиотеках сельской местности области сократилось с 272 до 133, а в 1986 г. в учреждения культуры требовалось 285 клубных и библиотечных работников. В 1984 году в библиотеках работало 83% специалистов. Эта ситуация объяснялась в первую очередь тем, что окружная библиотека осуществляла централизованное распределение выпускников учебных заведений. Действовала стройная система повышения квалификации кадров, в которой активно были задействованы областная и окружная библиотеки.

 

    В отличие от развития культуры в стране в целом, в Югре максимально высокие вложения в отрасль культуры стали осуществляться на рубеже ХХ - XXI веков. Именно тогда окончательно стало ясно, что эксплуатация югорских недр не может идти по вахтовому принципу, что в регионе формируется поколение постоянных жителей, а не временщиков, что города автономного округа должны стать действительно полноценными городами с настоящей культурной жизнью. Этому способствовал и высокий уровень жизни, достигнутый в регионе.

 

    Для того чтобы нагнать в культурном развитии другие регионы России, в 1990-е годы Югре пришлось сделать действительно небывалый культурный рывок.

 

    Во-первых, это касается капитального строительства зданий для десятков учреждений отрасли. Во-вторых, в условиях дефицита творческих кадров регион пригласил к сотрудничеству большое количество деятелей искусства и культуры с «большой земли» с целью сезонного преподавания, проведения мастер-классов.

 

    Речь шла, в том числе, о выдающихся представителях российской культуры. С их помощью в Югре форсировали развитие основных направлений - художественного образования, исполнительских видов искусства, запустили статусные культурные мероприятия - в том числе международного уровня, которые позднее стали визитной карточкой округа.

 

    В 1987 году по непосредственной инициативе национальной интеллигенции обских угров создан Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», почти за 30 лет своей истории музей  скомплектовал весьма представительное собрание музейных предметов и музейных коллекций по этнографии коренных малочисленных народов Югры.

 

    Идея создания мастерской Г.С. Райшева в Ханты-Мансийске впервые возникла в 1988 году после проведения первых крупных персональных выставок в городах Свердловске и Тюмени, когда искусство художника было признано значительным явлением культурной жизни Урало-Сибирского региона.

       

    В 1996 году по проекту архитектора А.М.Раскина было построено здание для мастерской художника и в этом же году «Мастерская художника Г.С. Райшева» стала филиалом Ханты-Мансийского окружного краеведческого музея. Уже 20 декабря 1996 года состоялось открытие первой постоянно действующей экспозиции «Страна Югория».

         

    Государственный художественный музей основан в 2010 году путём слияния Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева с Домом-музеем народного художника СССР В.А. Игошева. Коллекция русского   искусства XV - XX веков в Югре начала формироваться в 1996 году с приобретения 29 икон XVI-XVIII веков. В 2005 году по проекту архитектурной мастерской В.В. Колосницина было построено здание Художественной галереи, в котором теперь располагается Государственный художественный музей. Ценность и уникальность ряда экспонатов размещенных в музеи дали специалистам повод назвать музейное собрание «Сибирской Третьяковкой». Постоянная экспозиция включает в себя разделы «Иконопись XV-XIX веков» и «Русское искусство XVIII-XX веков».

 

    24 сентября 1993 года распоряжением главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа   А.В. Филипенко создан Музей геологии, нефти и газа, который является единственным государственным «нефтяным» музеем на территории России.

 

    Активное развитие области народных художественных промыслов в Югре приходится на последнее десятилетние 20 века. Именно в этот период начали формироваться структуры сферы народных художественных промыслов.

         

    В 1994 году открылся  Центр народных художественных промыслов и ремесел. За двадцать лет проделана огромная работа по становлению правовой, научно-методической, исследовательской, социально-культурной платформы развития промыслов и ремесел в Югре.

          

    В середине 90-х годов в ряде муниципальных образованиях на базе самодеятельных коллективов, созданных еще в период открытия нефтяных и газовых месторождений, стали появляться собственные профессиональные коллективы.  Одним из первых учреждений профессионального искусства стала «Сургутская филармония».

 

    Через 2 года в 1997 году открылся Центр искусств для одаренных детей Севера с уникальной образовательной структурой, позволяющей детям из отдаленных населенных пунктов региона получать образование в сфере культуры и искусства на уровне современных мировых стандартов. В Центре искусств с момента его основания развиваются проекты студенческой и детской филармонии, свыше  1 000 молодых дарований стали лауреатами творческих исполнительских конкурсов различного уровня, включая международный и всероссийский.

          

    Театральное дело  имеет непродолжительную историю в сравнении с другими регионами России и является направлением молодым в сравнении с другими секторами культуры Югры. Тем не менее, этому направлению придается особое значение.

 

    В 1994 году в Нижневартовске открылся первый  театр – театр кукол «Барабашка»! за 26 лет поставлено 84 спектакля, из них 15 - для юных зрителей от 12 лет и старше.

       

    Няганский театр – первый детский музыкально-драматический театр в округе открыт в  1993 году. Первые артисты приехали в Нягань из Нижнего Тагила. Уже через три недели после приезда труппы увидела свет первая премьера - спектакль «Однажды в Простаквашино».

 

    Сургутский музыкально-драматический театр создан в 1999 году.  За 15 лет в труппой театра создано 60 премьер, показано 1500 разножанровых спектаклей по произведениям как классической, так и современной литературы.

           

    История Театра обско-угорских народов “Солнце”  берет свое начало в 2002 г. Он создан в целях сохранения и развития фольклора и духовной культуры коренных народов Севера.

         

    В 2008 году в Ханты-Мансийске начал свою деятельность Театр кукол.

 

    В Сургуте,  крупном культурном и образовательном центре автономного округа, после длительного поиска оптимальных форм образовательной деятельности, в 2000 году произошла реорганизация средней экспериментальной специализированной школы русской культуры им. А. С. Знаменского в Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского.

 

   В 2001 году по распоряжению Правительства автономного округа создано Концертно-гастрольное агентство. Позднее Гастрольное агентство было переименовано в Концертно-театральный центр, который еще через некоторое время приобрел свое брендовое имя «Югра-Классик». В период 2008-2012 годах появились новые профессиональные коллективы: «Духовой оркестр Югры»,  «Югорский Ансамбль песни и танца», «Международный центр моды».

 

    В 2007 – 2010 годах реализован беспрецедентный для современной России комплексный проект по модернизации 50 сельских кинозалов Югры. Для реализации комплексной программы 280 кинематографистов Югры прошли целевую подготовку в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, в том числе в его филиале в городе Ханты-Мансийске.  

 

Уважаемые коллеги!  У нас замечательная история!

    Отдельные слова благодарности тем местным подвижникам, которые развивали культуру региона с самого начала, невзирая ни на какие трудности. Их энтузиазмом формировались музейные и библиотечные фонды, открывались и развивались школы искусств, театры. В начале большого пути югорской культуры среди этих людей было немало ссыльных, спецпереселенцев – удивительно талантливых, одаренных людей с непростыми судьбами.

 

    Сегодня Югорская культура предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие экономики Югры на региональном и местном уровнях, потенциал Югорской культуры напрямую влияет на формирование положительного имиджа региона, утверждать его роль и место во всероссийском и отчасти международном культурном пространстве.   

 

    В последние годы сфера культуры автономного округа активно трансформируется. Потребность населения Югры в культурных услугах остается стабильной, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления.

 

    Сегодня Культура Югры представлена обширной многопрофильной сетью учреждений культуры различных форм собственности по всем видам культурной деятельности.

  

    Наряду с государственными и муниципальными учреждениями в культурном поле региона присутствуют коммерческие и некоммерческие структуры. 

 

    В округе созданы предпосылки для формирования национальной творческой элиты.

 

    Неизменный интерес и большой резонанс в профессиональной среде вызывают проекты, которые объединяют культурные силы региона и успешно демонстрируются на международных, всероссийских, региональных фестивалях и конкурсах. В округе прилагаются все усилия для того, чтобы вдали от культурных столиц мира жителям Югры было доступно настоящее искусство и это подтверждается востребованностью культуры.

 

Уважаемые участники форума!

    В условиях глобализации перед нами с Вами стоят важные задачи:  

первое и главное: сохранить и приумножить наши достижения!

второе: изменить отношение к культуре как к «остаточной сфере». 

 

   Культура — это не «сфера производства услуг», культура — это сфера производства духовных ценностей и базовых образцов социального поведения.

         

    То есть сфера производства самого человека как личности — социального, а не только биологического существа. Следовательно, сфера производства социальных отношений, самого общества. И в этом отношении это на самом деле сфера материального производства.

 

    Любые природные ископаемые, любые технологии, любые современные производства останутся скоплением мертвого вещества, если не будет культуры их использования, культуры и образования тех людей, которые были бы способны их использовать.

 

    Наша задача — восстановить отношение к культуре как, к сфере сохранения суверенитета страны — как государственно-политического, так и культурного.

 

    Югорская Культура создает и формирует имидж Югры!

 

    Югорская Культура — развивает Югру, переводя ее с одной фазы исторического развития на другую.

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

 

У нас с Вами огромные планы,

впереди напряженные будни и яркие результаты!

 

Призываю участников форума быть активными и продолжить

разговор на всех площадках форума!

 

 

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 07.12.2015 12:22        Обновлено: 07.05.2016 15:45