Размер:
Цвет:

Доклад А.А. Латыпова на тему: «Меры, направление на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Общественная палата РФ

02.10.2019

Доклад на тему: «Меры, направление на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Для развития рынка услуг в сфере культуры и привлечения в него организаций различных форм собственности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре приняты нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление услуг в сфере культуры негосударственными поставщиками социальных услуг.

В регионе сформированы условия, позволяющие обеспечить наиболее благоприятные условия развития социально ориентированных некоммерческих организаций:

утвержден перечень общественно полезных услуг, которые могут быть переданы на исполнение СОНКО;

разработаны стандарты предоставления услуг;

утвержден ведомственный план мероприятий по обеспечению доступа СОНКО, к предоставлению услуг в сфере культуры;

формируется реестр поставщиков услуг в сфере культуры;

оказывается методическая, консультационная и информационная поддержка, в том числе посредством размещения информации о конкурсах на официальном сайте Депкультуры Югры в разделах «Поддержка НКО в сфере культуры», «Формы государственной поддержки».

На территории Югры действуют 339 некоммерческих и других негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере культуры (в 2018 году – 235 НКО).

Департаментом культуры реализуются механизмы государственной поддержки и стимулирования деятельности негосударственного сектора, среди них конкурсы на предоставление субсидий по поддержке СОНКО и грантов автономного округа:

субсидии на реализацию проектов в соответствии с утвержденными стандартами услуг в области культуры;

гранты в форме субсидий на возмещение части затрат для реализации проектов, способствующих сохранению, развитию, популяризации фольклора, традиций, языка, народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера.

В сфере организации отдыха и оздоровления детей, проявившие способности в сфере культуры внедряются конкурентные механизмы бюджетного финансирования: осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-фз.

Благодаря государственной программе «Культурное пространство» за три последних года поддержан 96 проект на общую сумму 105,0 млн. рублей.

В целях привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг в сфере культуры в 2018 году из 29 услуг, предоставляемых в настоящее время учреждениями культуры, к передаче на исполнение негосударственным поставщикам запланировано 8 услуг, состоялось 3 конкурса на предоставление СОНКО субсидий из бюджета автономного округа на реализацию проектов в соответствии с утвержденным стандартом услуг в области культуры по 7 услугам в сумме 40,6 млн. рублей. По итогам конкурсного отбора победителями признаны 35 СОНКО.

В 2019 году проведено 3 конкурса на предоставление СОНКО субсидий из бюджета автономного округа на реализацию проектов в соответствии с утвержденным стандартом услуг в области культуры по 3 услугам в сумме 34,1 млн. рублей. По итогам конкурсного отбора победителями признаны 27 СОНКО.

Ежегодно Департамент культуры проводит конкурс на предоставление грантов с финансовыми лимитами утверждёнными государственной программой «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» (постановление Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года
№ 350-п). Конкурс проводится в целях оказания финансовой поддержки юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, в реализации таких проектов. Поступившие на конкурс заявки должны быть направлены на достижение следующих задач:

Первая задача – стимулирование активности организаций для реализации проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера;

Вторая задача – сохранение и развитие материальной культуры коренных малочисленных народов Севера.

В настоящее время внесены изменения в приложение 8 «Порядок предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям грантов в форме субсидии из бюджета Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре на финансовое обеспечение затрат, связанных с оказанием общественно полезных услуг в сфере культуры государственной программы (постановление Правительства от 5 октября 2018 г. № 341-п «Культурное пространство» (с изменениями от 05.07.2019 г.).

В рамках Ассамблеи деятелей культуры и искусства, Югорского культурного форума, посредством прямого участия в видеоконференцсвязи, тематических секциях, заседаниях Общественного совета при Департаменте негосударственные организации, в том числе СОНКО приглашаются к участию в обсуждении актуальных вопросов развития региона в сфере культуры. По итогам открытого обсуждения данного вопроса с профессиональным сообществом и представителями СОНКО сегодня примерно одинаково очерчивается круг социальных услуг, которые могут быть делегированы третьему сектору.

Проблемы и трудности:

в непростых экономических условиях обеспечить приоритет сохранения финансирования существующих бюджетных учреждений и сохранения сети государственных и муниципальных учреждений культуры;

обобщенный характер перечня социальных услуг, в результате чего не представляется возможным зафиксировать в стандартах определенные и адекватные требования к результату, объему, качеству и условиям оказания услуги, определить экономически обоснованные расчеты, необходимые на реализацию услуги в сфере культуры;

недостаточный уровень развития СО НКО для участия в системе оказания услуг, особенно в муниципальных образованиях и на отдаленных территориях;

неготовность многих СО НКО к стабильной регулярной работе;

недостаток в НКО квалифицированных специалистов для подготовки необходимых заявочных документов;

при выборе поставщика социальных услуг граждане нередко выбирают в качестве поставщиков социальных услуг государственные организации, что объясняется в том числе недостаточным уровнем доверия граждан к НКО. Зачастую НКО воспринимаются как организации, использующие государственные ресурсы исключительно в своих интересах, для извлечения личной выгоды, и не способные решать серьезные задачи в области социального обслуживания.

 

Опубликовано: 12.12.2019 15:25        Обновлено: 12.12.2019 15:25