Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Отчет о реализации единой государственной культурной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за период 2010 -2014 годов

Общественные слушания.

18 февраля 2015 года

г. Ханты-Мансийск, Государственная библиотека Югры,

Студии всех муниципальных образований автономного округа в режиме ВКС

Докладывает Директор Департамента культуры Казначеева Н.М.

Отчет о реализации единой государственной культурной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за период 2010 -2014 годов.

Добрый день, уважаемые коллеги и друзья!

Югорская культура имеет четкие осязаемые черты и   обладает огромным культурным потенциалом.

В течение последних лет приняты меры по обеспечению финансовых, правовых и организационных условий для развития культурной среды и внедрения информационных технологий.

Потребность населения Югры в культурных услугах остается стабильной на протяжении последние 5 лет, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления.

Результаты социологического исследования «Изучение наиболее значимых вопросов общественной жизни Югры - Год культуры в Югре», проводимого Департаментом культуры совместно с Департаментом общественных связей в октябре 2014 года, говорят, что уровень удовлетворенности жителей Югры деятельностью учреждений культуры и качеством предоставляемых культурных услуг составляет 84,9 %.

В 2011 году результаты подобного исследования показывали, что лишь 66% опрошенных поставили положительную оценку качеству работы учреждений культуры.

В дискуссию о происходящих процессах в отрасли активно включились профессионалы: работники культуры и искусства, педагоги, ученые, общественность.

В 2012 году создан Общественный совет при Департаменте культуры автономного округа.

В последние годы приоритетной стала работа над совершенствованием регионального законодательства в культуре.

Сформирована правовая и экономическая «платформа», за пять лет принято свыше 90 нормативных правовых акта, направленных на развитие отрасли.

Особенностью большинства из них является регулирование вопросов финансовой обеспеченности, а в отдельных случаях напрямую затрагивают вопросы социальных гарантий и качества жизни работников отрасли.

Назову самые главные и стратегические документы:

        2011 год – принят Закон автономного округа «О регулировании отдельных вопросов библиотечного дела и обязательного экземпляра документов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,

2012 год – приняты: Концепция развития театрального дела в Югре на период до 2020 года и Концепция сохранения и использования объектов культурного наследия на период до 2020 года.

2013 год – особенный и наиболее важный год с точки зрения «точек роста», приняты:

Стратегия развития культуры на период до 2030 года,

        государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы» с семилетним бюджетом свыше 20 миллиардов рублей,

дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»,

Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

Внесены изменения в закон «О народных художественных промыслах в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

2014 год:

постановлением Правительства в июне утвержден Порядок бесплатного посещения многодетными семьями музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок, проводимых учреждениями культуры Югры,

         в октябре принят План основных мероприятий по проведению Года литературы в Югре.

Все эти документы потребовали пересмотреть подходы и взгляды на культуру!

Сегодня в Югре уже складывается политическое понимание того, что культура является неотъемлемой частью всех сторон жизни.

Богатство и разнообразие Югорской культуры является прочным фундаментом для инновационного развития региона, многосторонний, творческий потенциал культуры может и должен быть широко использован для укрепления социальной сплоченности, чувства взаимного доверия и понимания.

Это представление нашло отражение в положениях Стратегии развития культуры в Югре до 2020 года и на период до 2030 года.

В Стратегии подчеркивается, что переход на инновационный путь развития Югры необходимо сопровождать масштабными изменениями и инвестициями в человеческий капитал, а развитие человеческого потенциала предполагает развитие культуры.

В конце мая 2014 года во время проведения в Ханты-Мансийске конференции Министерства культуры Российской Федерации по популяризации лучшего опыта субъектов Российской Федерации заместителем Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлевым было отмечено, что опыт Югры будет использован в процессе разработки проекта нового закона о культуре в Российской Федерации: ЦИТИРУЮ: «В Югре принята программа развития культуры. Но то, что именно в Югре составлена региональная Концепция развития культуры до 2020 и даже до 2030 годов – это впечатляет и обнадеживает. Это показывает, что Правительство округа серьезно думает о развитии культуры. Мы будем рекомендовать в законе о культуре, чтобы каждый регион имел такую программу развития».

Отмечу, что изменения в культуре началась не с чистого листа, а с общего понимания, что культура – это многомерная живая система, мощный фактор общественного развития, экономического роста. Это понимание позволяет нам с Вами выстраивать приоритеты региональной культурной политики.

Сегодня на первый план выходят процессы просвещения граждан, особенно детей и молодежи. Повышенное внимание мы уделяем творческому развитию и созданию на всей территории Югры качественной культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.

Остановлюсь на нескольких важнейших качественных характеристиках развития отрасли.

Первое: это бюджет преемственности! За период 2010-2015 годы расходы на культуру в консолидированном бюджете варьируется в диапазоне от 2,6 до 2,9 процентов.

В 2014 году - 2,9%, в абсолютных значениях это 7 миллиардов 20 миллионов рублей, по сравнению с 2013 годом объем расходов на культуру увеличен на 6 %.

        Второе: В 2012 году указами Президента Российской Федерации задан системный подход к повышению заработной платы работников культуры и образования в сфере культуры.

          По данным статистики 2014 года средняя заработная плата по автономному округу сложилась в сумме 58 615,3 рубля, что выше уровня 2013 года на 7,5 %, в реальном исчислении – на 1 %. Самые высокие темпы заработной платы в рассматриваемый период достигнуты у работников бюджетной сферы.

Средняя заработная плата работников отрасли по итогам 2014 года – государственных и муниципальных учреждений достигла 36 321,2 рублей, за последние два года в среднем по отрасли зарплата выросла на 44 процента. В 2012 году заработная плата составляла 29 162,0 рублей, или 49,3% от средней заработной платы по экономике региона.

Отмечу, что достижение целевых ориентиров заработной платы в установленные указами Президента Российской Федерации сроки осуществляется с учетом всех источников финансирования, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности, а также за счет проведения ряда мероприятий по оптимизации расходов.

В основу поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере положен «эффективный контракт» - трудовой договор, в котором определены основные трудовые обязанности, а также показатели и критерии оценки труда работников. Таким образом, заработная плата зависит от эффективности его работы и качества оказываемых услуг.

Сроки введения эффективного контракта определены на федеральном уровне, и их введение должно быть завершено к 2015 году.

        Третье: программно-целевой метод формирования приоритетов развития.

В культуре этот метод применяется с 2006 года. Именно в этот период начала действовать первая целевая программа «Культура Югры», которая продолжала свою деятельность вплоть до 2013 года.

С 2014 года вступила в действие государственная программа «Развитие культуры и туризма в Югре на 2014 – 2020 годы». Впервые программный документ на 7 лет объединил в себе стратегию развития трех направлений социально-экономического округа: культуру, туризм и архивное дело.

Государственная программа объединила все финансовые средства и направила их  на решение конкретных целей и четко установленных задач. Уже за первый год реализации государственной программы можно сделать вывод об эффективности выбранной политики: практически все запланированные показатели, оценивающие эффективность реализации исполнены в полном объеме либо с превышением плановых значений.

В соответствии с Методикой оценки эффективности реализации государственных программ, утвержденной Правительством автономного округа - эффективность реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма», степень достижения целевых показателей программы по итогам 2014 года оценивается на «Отлично».

Четвертое: смена приоритетов деятельности учреждений культуры.

В процессе реализации бюджетной реформы в России в части введения «бюджетирования, ориентированного на результат», произошла смена приоритетов деятельности учреждений культуры и изменилась мотивация финансирования учреждений культуры: от содержания сети на основании сметы – к обеспечению услуг по государственному (муниципальному) заданию. Результатом реформ стало и изменение общественного статуса государственных и муниципальных учреждений.

Правительством автономного округа предусмотрен комплекс мер по эффективному управлению государственными учреждениями, утвержден План проведения реорганизации сети государственных учреждений культуры. В план мероприятий включены процедуры оптимизации восьми государственных учреждений культуры, в числе которых реорганизация 3-х образовательных учреждений.

Да, эффективность бюджетных учреждений подлежит решительному наращиванию, но ее повышение будет обеспечено не за счет увеличения бюджетной составляющей, а за счет изменения подходов к содержанию и качеству предоставляемых культурных услуг.

Последние пять лет – это период активных действий в поддержку культуры!

Открываются новые учреждения, с 2012 года введено в эксплуатацию 11 учреждений культуры;

расширена сеть музейных учреждений: в 2010 году построено здание Музейно-выставочного центра в г. Лангепасе, в 2011 году сдано новое здание Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева, построен Белоярский выставочный зал;

с 2011 года муниципальные образования получают средства на модернизацию сельских библиотек и приобретение мобильных библиотек, что позволило осуществить обновление материально-технической базы 14 сельских библиотек, приобрести 2 библиобуса в Кондинский и Нижневартовский районы;

на протяжении 3-х лет ведутся ремонтно-реставрационные работы на объектах историко-культурного наследия в четырех муниципальных образованиях Югры;

в 2013 году привлечено из федерального бюджета свыше 11 миллионов, в 2014 году свыше 23 миллионов рублей.

Ежегодно из депутатского фонда, согласно Перечня наказов избирателей депутатам Думы Югры на поддержку учреждений культуры направляется свыше 46 миллионов рублей. Для иллюстрации: в 2013 году - 53 миллиона 81 тысяча рублей, в 2014 году направлено 46 миллионов 544 тысячи рублей.

Впервые в Год культуры за счет средств государственной программы:

оказана финансовая поддержка всем муниципальным образованиям Югры путем предоставления субсидий по 3-м направлениям развития культуры: строительство муниципальных объектов, модернизация детских школ искусств и общедоступных библиотек;

приобретено технологическое звуковое, световое театральное оборудование, детские театральные кресла для государственных учреждений: «Сургутский музыкально-драматический театр» и «Театр кукол». На эти цели из бюджета автономного округа направлено свыше 26 млн. рублей;

за последние 7 лет приобретен автомобильный транспорт для организации гастролей государственным театрам автономного округа - 2 автобуса и 1 микроавтобус. Эффективность принятого решения найдет отражение в росте показателей по охвату населенных пунктов гастролями и увеличением зрительской аудитории;

приобретен оборудованный специализированный киноконцертный мобильный комплекс, для проведения на территории автономного округа киноконцертных мероприятий, в том числе мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне и 85-летия образования округа;

модернизировано материально-техническое оснащение 42 учреждений художественного образования, приобретено музыкальных инструментов и оборудования на сумму свыше 41 миллиона рублей.

На мероприятия Года культуры поступило внебюджетных средств свыше 76 миллионов рублей. При финансовой поддержке нефтяной компании «Лукойл – Западная Сибирь» появились в городе Ханты-Мансийске две скульптурные композиции: актёру Александру Абдулову и мансийскому поэту Ювану Шесталову.

В Год культуры Югра отметила своеобразный юбилей государственной поддержки проектов в области культуры и искусства. 15 лет Правительства Югры поддерживает лучшие проекты в области культуры и искусства направленные на развитие отрасли.

За период 2010 – 2015 годы премией Департамента культуры «Событие» по итогам прошедшего года отмечены 85 проектов. Грантовой поддержкой отмечено 74 проекта. На выплату грантов и премий ежегодно направляется свыше 11 миллионов рублей, и эта цифра останется неизменной и на перспективу.

В 2012 году по решению Губернатора Югры Натальи Владимировны Комаровой учреждена премия «За вклад в развитие межэтнических отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», всего за три года вручено 60 премий физическим и юридическим лицам.

Значительное влияние на вектор развития библиотечного дела оказала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, положения которой определили перед библиотеками задачу по переводу документов библиотечных фондов в электронную форму и формирование электронных библиотечных и музейных каталогов.

Очевидно, что проводимая в последние пять лет системная политика по модернизации библиотек и музеев Югры позволила к 2015 году достигнуть значимых результатов по созданию региональной информационной системы музейных и библиотечных электронных ресурсов:

100% библиотек оснащены необходимым компьютерным оборудованием,

100% библиотек приобрели автоматизированные библиотечно-информационные системы,

99,2% общедоступных библиотек, подключенных к сети Интернет, обеспечивают широкополосный доступ жителей к его ресурсам и сервисам.

100% музеев автономного округа оборудованы персональными компьютерами и подключены к Интернету.

        Сегодня все музеи округа оснащены автоматизированной учетной базой

данных КАМИС и оборудованием для оцифровки музейных фондов.

Реализации прав граждан на доступ к социально значимой информации способствуют созданные центры и пункты общественного доступа в общедоступных библиотеках округа. В центрах общественного доступа, действующих на базе 195 общедоступных библиотек Югры (84 % от общего их числа), в 2014 году зарегистрировано 37 513 пользователей, каждый из которых посетил центры в среднем 6 раз (зарегистрировано 238 723 посещений). Начали работать центры общественного доступа и на базе 12 государственных и муниципальных музеев.  

         В последнюю пятилетку основные усилия были направлены на расширение доступа к электронному контенту, созданному библиотеками и музеями. По итогам работы объем электронных ресурсов составил 87% от библиотечных фондов, 76% электронные каталоги музеев, 29% музейных предметов имеют цифровые изображения, из них 25% представлено в сети Интернет. Завершена работа по созданию в сети Интернет информационно-справочного ресурса «Югра литературная».

         Количество обращений жителей Югры к электронным ресурсам ежегодно растет, за 2014 год к электронным каталогам Государственной библиотеки Югры обратилось на 15 тысяч 970 человек больше, чем в 2013 году, к электронной библиотеке – на 538 человек.

В 2014 году впервые за последние 5 лет значение показателя «объем новых поступлений» почти достигло нормативного значения – 238 экземпляров, или 95,2% от нормы, что привело к росту числа читателей до 444 тысяч человек.

Музеи в общественной жизни автономного округа занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры.

Отмечу, что сегодня на повестке дня – переосмысление роли музеев и музейного фонда в культуре, переход от их трактовки как «сокровищниц» к новому понимаю – как институтов разнообразного приобщения граждан к культурной памяти, с доминирующей функцией образования и просвещения.

Портал «Музеи Югры» предоставляет доступ пользователям сети Интернет к электронному каталогу в объеме 110 тысяч оцифрованных музейных предметов. В настоящее время портал остается первым в России сводным региональным ресурсом, который предоставляет доступ пользователям к оцифрованным музейным предметам. Пользователям сети Интернет доступно 70 тысяч оцифрованных музейных предметов и окружная электронная база данных «Великий подвиг народа». Портал «Музеи Югры» в 2014 году стал победителем I-го Всероссийского Интернет-фестиваля музейного мультимедиа «Музейный гик» в номинации «Электронные коллекции».

В 2014 году Музей Природы и Человека приступил к реализации проекта по созданию виртуального музея «История ссылки и спецпереселений в Югре. 1920-1950-е гг.».

В последние годы активизировалась работа музеев Югры по консолидации и развитию сотрудничества с федеральными музеями. Реализован масштабный проект «Музеи России - Югре», в рамках которого экспонировались выставки из ведущих музеев России.

Прирост количества выставочных проектов к уровню 2011 года в 2014 году составил 44%, выросло количество передвижных выставок государственных музеев в муниципальных образованиях автономного округа до 85 единиц. В 2014 году государственные и муниципальные музеи Югры привлекли 214 выставок из частных собраний, фондов федеральных и региональных музеев РФ. Музеи Югры в 2014 году посетил каждый третий житель региона.

          Музей Природы и Человека стал победителем 16-го Международного фестиваля музеев «Интермузей – 2014» в номинации Гран-при – «Музей Года культуры» и вошел в число финалистов главной конкурсной номинации фестиваля.

Уважаемые коллеги! Это высокие достижения и яркие результаты!

Особенность последней пятилетки - настоящий кинобум и качественное обновление Югорской киносети: открылось 16 частных кинотеатров и 82 муниципальных демонстратора, появились современные комфортабельные сельские киноустановки. Общее количество посадочных мест за пять лет увеличилось на 6 516 единиц.

Сегодня в кинозалах Югры одновременно может разместиться 25 тысяч 123 человека. Доступность инфраструктуры современного кинематографа для населения Югры приблизилась к 140%.   С 2010 года рост посещаемости кинозалов автономного округа увеличился на 111% и составил 2 тысячи 461 человек. Достигнут пик роста кассовых сборов, которые увеличились вдвое.

Продуктивным с точки зрения пролонгированного эффекта является проект «По пополнению государственного кинофонда Югры новыми копиями фильмов», по итогам года рекордными значениями показателя отмечен охват кинозрителей – свыше 2,5 млн. человек, в том числе 900 тысяч детей.

Знаковым проектом, реализованным в течение двух лет стал мультикультурный проект «Диалог национальных культур». Проект реализуется с целью формирования единого этнокультурного пространства на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Формы и методы реализации проекта системно выстроены и взаимосвязаны между собой. К ним относятся: научно-исследовательские, организационно-методические и культурно-досуговые мероприятия, издательская деятельность, информационное обеспечение проекта с использованием электронных интернет ресурсов.

Результатом проекта является максимальный охват самодеятельных коллективов, транслирующих культуру народов, проживающих в Югре.

Проведено 48 разно жанровых мероприятий с охватом зрительской аудитории свыше 9 тысяч человек, в окружной Реестр объектов нематериального культурного наследия внесено 10 объектов.

Ежегодно зрителями Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» становятся более 22 000 человек; в период проведения Всероссийского Съезда Дедов Морозов и Снегурочек значимая часть мероприятий организована для детской аудитории, в том числе воспитанники детских домов, детских садов автономного округа.

С положительной динамикой осуществляется гастрольная деятельность профессиональных и самодеятельных коллективов автономного округа только за последние два года на выезде организовано и проведено 617 мероприятий, из них треть мероприятий для жителей сельской местности.   

Мероприятия посетили 137 тысяч  709 человек, из них свыше 49 тысяч дети.

Сложившаяся в Югре система по работе с одаренными детьми носит системный характер. Охват детей дополнительным художественным образованием остается стабильным на протяжении последних пяти лет и составляет 13 %. Сегодня каждый 60-ый житель Югры является участником образовательного процесса в учреждениях образования в сфере культуры, в среднем по России - это каждый 100-ый житель. Высоким на протяжении нескольких лет остается показатель трудоустройства выпускников и варьируется от 90% до 97%.

Создание условий для поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи в автономном округе реализуется через ежегодную стипендиальную поддержку учащихся и студентов. Ежегодно стипендиатами становятся свыше 100 обучающихся.

Легендарная Югра – историческая родина, прежде всего, обско-угорских народностей: ханты, манси и ненцев. Ежегодно муниципальными культурно-досуговыми учреждениями совместно с национальными общественными организациями и культурными автономиями проводится более 3 000 мероприятий, способствующих развитию национальных культур народов, проживающих на территории Югры.

За последние годы заметно возрос интерес жителей Югры к декоративно-прикладному творчеству, изучению технологий изготовления традиционной одежды обских угров: работе с бисером, вязанию, пошиву традиционной одежды, обработке дерева, бересты. Повышение интереса к национальным видам творчества коренных малочисленных народов Севера связано с их популяризацией на государственном уровне.

Уважаемые коллеги!

Хотела бы сегодня коснуться и такой чувствительной темы, как нерешенные проблемы. Мы признаем, что, несмотря на пристальное внимание Правительства автономного округа, огромную личную поддержку Губернатора Натальи Владимировны Комаровой в отрасли остается ряд вопросов, требующих скорейшего внимая!

Остановлюсь лишь на нескольких вопросах, решение которых представляется особенно важным. Несмотря на то, что за последние годы состояние материально-технической базы сферы культуры постепенно стабилизируется, потребность в капитальных вложениях не ослабевает. Состояние имущественного комплекса, уровень оснащения учреждений оборудованием и современными техническими средствами требует масштабной инфраструктурной реконструкции.

Сегодня важным является не только сохранить уже существующие формы поддержки культуры – гранты, премии, стипендии, субсидии, но активно внедрять новые – я имею в виду расширение благотворительной меценатской деятельности, переход учреждений культуры на принципы бюджетного замещения, внедрение механизмов государственно-частного партнерства, развитие частных учреждений культуры.

Было бы несправедливо не сказать о следующем, проблема проявляется лишь тогда, когда о ней говорят, ее обсуждают. В последние годы мы активно обсуждаем реальную ситуацию в отрасли, мы открыты.

В связи с этим хочу подчеркнуть:   безусловно, никто и не ставил перед собой фантастическую цель – за несколько лет решить все накопившиеся проблемы. Многое нам еще предстоит сделать, ориентиры проблем сейчас выглядят четче и конкретнее, а это значит, что перед нами стоят достижимые конкретные, видимые цели и задачи в поддержку культуры!

На фоне событий Года культуры хорошо стало видно, как изменилась ситуация в отрасли. Культура представляет собой сферу, которая дает результат, отложенный во времени.

Тому есть подтверждения - с 2012 года Министерством культуры Российской Федерации проводится конкурс «Лучшая практика деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры».

В 2012 году Департамент культуры занял третье место среди субъектов, но уже в 2014 мы вышли на первое место.

Кроме того в 2014 году Департамент был отмечен и на окружном уровне. Согласно проведенному мониторингу Департамент культуры по итогам 2014 года занял первое место в рейтинге информационной открытости среди 38-ми исполнительных органов государственной власти региона.

Думая, можно утверждать, что нам удалось задать процессу культурного развития вектор долговременного динамичного движения.

Поздравляю с этими победами команду Департамента культуры и всех Вас!

И в заключении о главном!

Ход исторического времени резко ускорился!

Ситуация изменилась, и в соответствии с ней меняются точки концентрации и векторы развития.

Мы все сегодня должны освоить искусство мгновенного, адекватного и результативного реагирования на новые вызовы и возникающие риски.

2015 год – это год события, которое навсегда изменило ход времен, отпечаталось на миллионах книжных страниц и людских судеб – 70 лет Великой победы и это Год литературы. Для Югорского края 2015 год – год - 85 –летнего юбилея, год – сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру.

В Югре принят План основных мероприятий по проведению Года литературы. Жители Югры предложили и в открытом голосовании выбрали слоган и логотип Года литературы в Югре. Определены приоритеты.

Объединяющим началом эффективной и системной работы в этом направлении на территории Югры определены ценности русской культуры и региональная идентичность.

Уважаемые коллеги!

У нас с Вами огромные планы,

впереди напряженные будни и яркие результаты!

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 07.05.2016 15:44        Обновлено: 21.11.2017 17:59