Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Отчет о реализации единой государственной культурной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2015 год

Основные тенденции и проблемы развития культуры

Югра представляет собой уникальную территорию, имеющую свои культурные корни, культурное прошлое и, несомненно, огромный потенциал развития.

Культурная политика Югры - это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием культуры, комплексный подход к управлению, организации, финансированию и контролю для обеспечения доступности культурных благ для всех слоев населения на высоком качественном уровне.

Цель развития культуры в Югре - совершенствование комплексной системы мер, направленных на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала жителей Югры, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг в сфере культуры, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя региона.

Тенденции и направления развития культуры:

Для практического достижения стратегических целей на 2015 год обозначены следующие направления деятельности:

выполнение Указов Президента Российской Федерации от 24. 12. 2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», от 07 мая 2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 12 июня 14 №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы»;

празднование 70-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне, мероприятия, посвященные 85-летие со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и году сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру;

создание равного доступа к культурным ценностям населения Югры; формирование единого информационного культурного пространства Югры, его интеграции в общероссийское информационное сообщество;

развитие публичных библиотек и формирование электронных каталогов библиотек, сайтов музеев в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

формирование системы комплектования музейных фондов, внедрение в музейную деятельность современных информационных систем;

создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной культуры, определяющих самобытность культуры народов, проживающих на территории Югры;

модернизация ресурсной базы отрасли культуры по всем основополагающим направлениям (учреждения культурно-досугового типа, детские школы искусств, библиотеки, музеи);

развитие конкурентной среды на рынке культурных услуг, привлечение негосударственного сектора в культурную жизнь автономного округа, частного капитала в развитие отрасли.

Основные стратегические задачи

Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры:

безусловное проведение в жизнь принимаемых федеральными, региональными и местными органами представительной власти решений, нормативных и иных правовых актов, касающихся развития культуры и искусства, поддержки всех направлений развития отрасли;

создание региональной интегрированной информационной среды для принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика), организация ее взаимодействия с информационными системами на всех уровнях управления в отрасли;

разработка конкретных механизмов реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам учреждений, с учетом реальных финансовых возможностей в среднесрочной перспективе;

создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной) культуры, обеспечивающей единство культурного пространства региона, базовые условия для доступа граждан к культурным благам - предоставление консолидированной субсидии бюджетам муниципальных образований на развитие сферы культуры в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выделение финансирования на мероприятия по капитальному ремонту государственных учреждений культуры;

создание региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, организация краткосрочных или длительных курсов по специальностям группы «Культура и искусство».

Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества:

концентрацию бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях культурной политики, отвечающих стратегическим целям развития отрасли культуры;

оптимизация в течение 2015 - 2017 годов сети государственных учреждений культуры, кинематографии, профессиональных образовательных организаций, подведомственных Депкультуры Югры, исходя из утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 №1063-р минимальных социальных нормативов и норм;

ликвидации неэффективных подразделений, маловостребованных гражданами услуг, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии;

проведение мониторинга и исследований в отрасли, выработка рекомендаций по инструментам экономического стимулирования и государственных гарантий в культуре, формированию благоприятного инвестиционного климата и развитие государственно-частного партнерства.

Поддержка      и стимулирование творчества профессиональных

музыкальных, театральных и других коллективов, в том числе традиционной народной культуры:

создание биржи предложений театрально-концертного продукта;

повышение      эффективности эксплуатации концертно-театральных

площадок;

создание условий для развития гастрольной деятельности: расширение географии гастролей по территории автономного округа, а также в регионах Российской Федерации, за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство.

Развитие творческого потенциала детей и молодежи, поддержка молодых талантов Югры:

создание баз практик для студентов профессиональных образовательных организаций в детских школах искусств автономного округа.

Развитие музейного и библиотечного дела в целях удовлетворения потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям и информации:

формирование коллекций цифровых документов и электронных баз данных;

предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде через ЕПГУ и сайты учреждений (увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети Интернет, от общего количества музеев Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - более 40%);

развитие традиционных информационных ресурсов библиотек, музейных фондов, традиционных форм представления фондовых коллекций;

продолжение работ по реставрации музейных предметов и особо ценных печатных материалов;

вовлечение жителей автономного округа в социокультурную деятельность музеев и библиотек Югры.

Координация совместной деятельности учреждений и организаций культуры государственного (муниципального) и независимого секторов культурного комплекса Югры.

изучения независимого сектора, его влияния на культурное, социальное и пространственное развитие региона, разработка системы статистических показателей, отражающих состояние креативного сектора экономики автономного округа и методики его «картирования»;

разработка плана мероприятий («дорожной карты») по оказанию поддержки малого предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел.

В результате решения перечисленных задач ожидается:

формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени;

модернизация культурного обслуживания жителей сельских территорий при сохранении историко-культурной среды территорий - мест формирования традиционной культуры;

сохранение культурного наследия, уникальных ресурсов культуры округа и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт, вовлечение культурного наследия и творческих ресурсов в социально-экономическую деятельность;

расширение участия внебюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики, внедрение механизмов государственно­частного партнерства в сфере культуры;

повышение уровня заработной платы работников культуры (к 2018 году планируется достижение заработной платы работников учреждений культуры Югры уровня средней заработной платы по автономному округу);

адресная целевая поддержка социально-значимых культурных инициатив, проектов и программ.

Проблемы развития сферы культуры

В современном состоянии культуры Югры продолжает существовать ряд проблемных факторов, сдерживающих общее культурное развитие региона:

а) Бюджетное финансирование сферы культуры стабильно держится в пределах показателя около 2,7% от консолидированного бюджета автономного округа. Эти ресурсы покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение учреждений культуры).

б) Предоставление услуг в отрасли культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности. Так, уровень обеспеченности населения автономного округа учреждениями культуры различных видов отстает от многих региональных центров России (социальные нормативы и нормы утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р):

обеспеченность населения автономного округа библиотеками регионального уровня составляет 25% к нормативу, обеспеченность библиотеками муниципального уровня составляет 60% к нормативу;

обеспеченность учреждениями музейного типа составляет 25% к нормативу;

обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа составляет 55% к нормативу.

в) Сохранение единого культурного пространства Югры - одна из стратегических целей развития отрасли культуры.

Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства округа обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей и ряда факторов экономического характера.

г)   Крайне неудовлетворительными остаются состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований автономного округа. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90%: износ свыше 90% имеют 95% объектов учреждений культуры; износ от 70% до 90% имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств;

в 22% объектах учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10 лет назад;

лишь 5% общей площади музеев (в 2010 г. - 7%, 2009 г. - 7,5%) отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию.

Информация о реализации Указов Президента Российской

Федерации от 7 мая 2012 года

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан перечень из 8 целевых показателей характеризующих реализацию государственной политики в сфере культуры.

По состоянию на 31 декабря 2015 года достижение целевых показателей, к плану 2015 года, сложилось следующим образом:

отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной заработной плате в автономном округе - 76,7% при плане 77,5% (целевое значение на 2015 год - 77,5%);

прирост количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, относительно уровня 2011 года -50% (целевое значение на 2015 год - 50,1%);

доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей -5,2% (целевое значение на 2015 год - 5%);

строительство учреждений культуры и создание на их базе центров культурного развития - 0 ед. (целевое значение на 2015 год - 0 ед.);

доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах - 93,7% (целевое значение на 2015 год - 89%, факт - 105,3%). Увеличение значения показателя связано с реализацией проекта по созданию Сводного электронного каталога общедоступных библиотек Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, что стимулировало общедоступные библиотеки к наращиванию объемов электронных каталогов. Объем Сводного электронного каталога с начала реализации проекта (январь 2014 г.) увеличился до 300 000 записей.

С полным текстом можно ознакомиться при скачивании файла

Опубликовано: 07.05.2016 15:44        Обновлено: 21.11.2017 18:01