Размер:
Цвет:

Приказ Депкультуры Югры от 15 октября 2018 года № 09-ОД-206/01-09 "Об организации работы учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года"


ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ПРИКАЗ

Об организации работы учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

на период до 2020 года

г. Ханты-Мансийск

«______»_____________2018 г.                                                        № _______

Во исполнение распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 мая 2017 года № 261-рп «О Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года», распоряжения заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 июня 2018 года № 273-р «Об утверждении регламента контроля и оценки деятельности по оказанию комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра, другими ментальными нарушениями и их семьям в муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры, а также критериев оценки» п р и к а з ы в а ю:

1.      Утвердить:

1.1.   План мероприятий Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – План, Концепция) до 2020 года согласно приложению 1 к настоящему приказу;

1.2.   Критерии эффективности мероприятий по комплексной реабилитации людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в учреждениях культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу;

1.3. Форму ежеквартального отчета о результатах комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в учреждениях культуры           Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с приложением 3 к настоящему приказу.

1.4.   Методические рекомендации по работе учреждений культуры с лицами с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в соответствии с приложением 4 к настоящему приказу.

2.      Назначить:

2.1.   отдел музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции (Берендеева Е.А.);

2.2.   бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный художественный музей» (Зонина С.Н.) ответственным за сбор и анализ информации в соответствии с Планом.

3.      Руководителям государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ежеквартально, в срок до 25 числа последнего месяца отчетного периода, предоставлять в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный художественный музей» информацию в соответствии с Планом.

4.      Рекомендовать органам управления культуры муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ежеквартально, в срок до 25 числа последнего месяца отчетного периода, предоставлять в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный художественный музей» информацию в соответствие с Планом.

5.      Считать утратившим силу приказ Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 июля 2017 года
№ 09-ОД-230/01-09 «Об организации работы по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

6.      Отделу правовой, организационной и кадровой работы (Белякова А.В.) ознакомить с настоящим приказом заинтересованных лиц, в соответствии с приложением 5 к настоящему приказу.

7.      Отделу музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия (Берендеева Е.А.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Департамента культуры
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Деятельность»: http://www.depcultura.admhmao.ru/deyatelnost/.

8.      Ответственность за исполнение приказа возложить на начальника Управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Михайлову Н.Н.

9.      Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора Департамента культуры
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кибкало И.А.

Директор Департамента                                                    Н.М.Казначеева




Приложение 1

к приказу Депкультуры Югры

от _______________ № ______________

План мероприятий Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года

№ п/п

№ п/п пла-на

Наименование мероприятия

Мероприятия

Депкультуры Югры

Ответственный исполнитель

Сроки исполнения

1.            Организационно-правовое обеспечение

1.                  

1.                  

Осуществление деятельности в составе межведомственной рабочей группы по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями

Участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями

Кибкало И.А.,

Михайлова Н.Н.

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

2.                  

2.                  

Проведение анкетирования специалистов по тематике и направлениям курсов повышения квалификации и родителей по вопросам потребностей детей, имеющих особенности развития, в дополнительных услугах и привлечении (обучении) квалифицированных специалистов

Разработка опросного листа для проведения анкетирования специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития, на предмет профессиональной компетенции, профессиональной переподготовки, обучения для повышения профессионального уровня

Государственный художественный музей (далее - Зонина С.Н.),

Берендеева Е.А.,

государственные учреждения культуры

до 9 ноября 2018 года

3.                  

Проведение анкетирования специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития в муниципальных образованиях автономного округа и государственных учреждениях культуры

государственные учреждения культуры,

Муниципальные образования (по согласованию)

с 10 ноября по 10 декабря 2018 года

4.                  

Подготовка сводной информации по результатам анкетирования специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития

Зонина С.Н.

до 25 декабря 2018 года

3.                  

5.                  

Проведение анкетирования родителей по вопросам потребностей детей, имеющих особенности развития, в дополнительных услугах и привлечении (обучении) квалифицированных специалистов

Разработка опросного листа для проведения анкетирования родителей детей, имеющих особенности развития, в дополнительных услугах и привлечении (обучении) квалифицированных специалистов

Зонина С.Н.,

Берендеева Е.А.,

государственные учреждения культуры

до 9 ноября 2018 года

6.                  

Проведение анкетирования родителей по вопросам потребностей детей, имеющих особенности развития, в дополнительных услугах и привлечении (обучении) квалифицированных специалистов в муниципальных образованиях автономного округа и государственных учреждениях культуры

государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

с 10 ноября по 10 декабря 2018 года

7.                  

Подготовка сводной информации по результатам анкетирования специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития

Зонина С.Н.

до 25 декабря 2018 года

4.                  

8.                  

Организация повышения квалификации, специалистов государственных учреждений культуры современным технологиям и методикам оказания услуги в сфере культуры детям с РАС и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим

Организация участия специалистов учреждений, предоставляющие услуги детям, имеющим особенности развития, в курсах повышения квалификации, семинарах, мероприятиях, обучающих новым технологиям и методикам в сфере оказания услуг в сфере культуры детям с РАС и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим

руководители государственных учреждений культуры,

муниципальные образования (по согласованию), Белякова А.В. (контроль)

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

5.                  

9.      

Мониторинг и оценка качества оказания услуг в сфере культуры детям с РАС и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим

Участие в проведении регионального мониторинга оценки качества оказания услуг в сфере культуры, детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим

Берендеева Е.А.,

государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

6.                  

10.   

Информационное обеспечение функционирования региональной системы по оказанию услуг в сфере культуры детям с РАС и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим

Информационно-методическое обеспечение специалистов, оказывающих услуги в сфере культуры, детям с РАС и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим

Зонина С.Н.,

Берендеева Е.А.,

государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

до 31 декабря 2018 года

11.              

Подготовка, создание и распространение информационных и методических материалов по оказанию услуг в сфере культуры, детям с РАС и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим, для родителей и специалистов; публикации в СМИ

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

12.              

Оказание информационно-просветительских услуг родителями детей с РАС

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

2.       Подготовка детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями к
самостоятельной жизни в обществе

7.                  

13.   

Разработка и реализация программ дополнительного образования и программ социальной реабилитации и абилитации детей и подростков с РАС и другими ментальными нарушениями, направленных на их социализацию

Разработка и реализация программ индивидуальных и совместных занятий творчеством детей с РАС со здоровыми детьми

Государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

8.                  

14.   

Организация массовых мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе для детей с РАС и другими ментальными нарушениями

Организация массовых мероприятий и привлечение для участия в них детей с РАС и другими ментальными нарушениями

3.       Оказание комплексной помощи людям с РАС и семьям, воспитывающим детей с РАС и

другими ментальными нарушениями

9.                  

15.   

Осуществление комплексной помощи людьми с РАС и семьям, воспитывающим детей с РАС и другими ментальными нарушениями, в соответствии с утвержденным региональным перечнем государственных услуг

Координация и помощь в получении услуг, необходимых людям и детям с РАС и с другими ментальными нарушениями;

реализация мероприятий по развитию и адаптации личности (индивидуальные и групповые творческие мероприятия);

сотрудничество со специалистами реабилитационных центров муниципальных образований автономного округа

Государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

10.              

16.              

Организация и обеспечение досуговой деятельности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями

Предоставление доступа к ресурсам общедоступных библиотек автономного округа,

привлечение людей и детей с РАС и другими ментальными нарушениями к участию в кружках по интересам

Государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

11.              

17.   

Поддержка деятельности некоммерческих организаций и родительской объединений, развитие клубной деятельности

Организация консультативной, информационной и методической поддержки деятельности некоммерческих организаций и родительских объединений, клубных формирований

Орлова С.А.,

государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года

12.              

18.   

Привлечение общественных организаций к деятельности с людьми с РАС и другими ментальными нарушениями

Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, родительских объединений, благотворительных фондов, бизнес – структур.

Поддержка и развитие добровольческих инициатив, направленных на оказание комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС

Кравчук И.П.,

государственные учреждения культуры,

муниципальные образования (по согласованию)

до 31 декабря 2018 года

до 31 декабря 2019 года

до 31 декабря 2020 года











Приложение 2

к приказу Депкультуры Югры

от ______________ № ______________

Критерии эффективности мероприятий

по комплексной реабилитации людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в учреждениях культуры Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры

1.                Количество организаций культуры, оказывающих помощь людям с РАС, другими ментальными нарушениями и их семьям (единиц);

2.                Доля организаций культуры, оказывающих помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим (%);

3.                Количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных для людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим (единиц);

4.                Количество людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим, вовлеченных в культурно-досуговые мероприятия (человек);

5.                Доля детей группы риска с признаками с расстройства аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и семьям, их воспитывающим и с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, вовлеченных в культурно-досуговые мероприятия (%);

6.                Численность руководителей и специалистов учреждений культуры, прошедших обучение новым технологиям и методикам помощи людьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (человек);

7.                Доля руководителей и специалистов учреждений культуры, обученных по работе с людьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (%);

8.                Количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей и др.) (единиц).

Приложение 3

к приказу Депкультуры Югры

от ______________ № ______________

Отчет о результатах работы по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в учреждениях культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

________________________________________________________________________________ (наименование учреждения)

1.                  Мероприятия, проведенные для людей с РАС и другими ментальными нарушениями и их семей

№ п/п

Наименование мероприятия, содержание

Количество мероприятий

Участники мероприятия (организованная группа/индивидуальное посещение)

Количество участников, из них с РАС

2.                  Индивидуальная работа с семьями, имеющими детей с РАС и другими ментальными нарушениями

№ п/п

Форма работы (информирование, консультирование, проведение мероприятий)

Количество семей

3.                  Перечень организаций разной ведомственной принадлежности и некоммерческих организаций, привлеченных к сотрудничеству

№ п/п

Название организации

Основания для сотрудничества (договор, соглашение)

4.                  Участие специалистов учреждения в курсах повышения квалификации, семинарах, стажировках, мероприятиях, обучающих новым технологиям и методикам в сфере оказания услуг в сфере культуры людям с РАС, другими ментальными нарушениями и их семьям.

№ п/п

Название курса, семинара, мероприятия

Название организации, проводящей обучение

Место и время проведения

Количество обученных сотрудников

5.                  Перечень материально-технических средств, приобретенных для предоставления услуг для людей с РАС, другими ментальными нарушениями и их семьям.

№ п/п

Материально-технические средства

Количество

Назначение

6.                  Подготовка, издание и распространение информационных и методических материалов по оказанию комплексной помощи для родителей и специалистов; публикации в СМИ

№ п/п

Название материала, публикации

Место публикации

7.                  Контактное лицо

Приложение 4

к приказу Депкультуры Югры

от ______________ № ______________

Методические рекомендации по работе учреждений культуры с лицами с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями

Содержание

Раздел I. Введение

Раздел II. Что такое аутизм? Основные понятия

Раздел III. Основные нарушения, характерные для аутизма,

на которые вам стоит обратить внимание

Раздел IV. Специфика работы с аутистами по направлению

«Культурно-досуговая деятельность» (КДУ)

Раздел V. Специфика работы с аутистами по направлению

«Музейная деятельность»

Раздел VI. Рекомендации по работе с людьми с РАС

в общедоступных библиотеках

Раздел VII. Список рекомендуемой литературы и

иных источников по теме

Раздел VIII. Список использованных источников


Раздел I. Введение

Аутизм является одной из самых распространенных причин инвалидности: по данным Всемирной организации здравоохранения, он есть у одного ребенка из 160 (данные на январь 2016 года).

Потом этот ребенок становится подростком с аутизмом, а позже взрослым с аутизмом. Очень часто аутичные люди вынуждены вести довольно замкнутый образ жизни. Многие из них с удовольствием ходили бы в театры, музеи, на выставки, но, к сожалению, не имеют возможности этого сделать, и вот почему.

Из-за сложностей в поведении, общении и сенсорном восприятии аутичные люди нуждаются в особых условиях, ведь они воспринимают звуки, запахи, цвета, прикосновения и вкусы не так, как мы. Очень часто их восприятие гораздо сильнее. Обычный шум в местах скопления людей может ощущаться ими как невыносимый грохот. Им труднее общаться, понимать правила окружающего мира. Каждая новая ситуация для них – возможный повод для стресса. Незначительные изменения в привычной ситуации могут их напугать. Поэтому пространство для таких детей и взрослых нуждается в корректировке.

Дети с аутизмом гораздо сильнее, чем их обычные ровесники, нуждаются в развитии социальных навыков, которые формируются, в том числе и во время посещения общественных мест. Поход в музей для ребенка с аутизмом – это часть терапии для него. Чтобы ребенок стал активным членом общества после окончания школы, он должен перенести навыки, усвоенные в школе, на такие общественные площадки, как музеи и библиотеки. Этот процесс называется генерализацией, или обобщением. В дальнейшем многие взрослые и дети, которые приобрели такой опыт, смогут посещать музеи и другие общественные места так же, как обычные люди[1].

Раздел II. Что такое аутизм? Основные понятия

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества. В последние годы наблюдается значительное увеличение случаев аутизма в мире. Это происходит частично от того, что в спектр аутистических расстройств включаются синдромы, которые не связывались с аутизмом ранее. В настоящее время статистика указывает на возникновение того или иного синдрома аутизма у одного из 86 детей. Согласно Международному классификатору болезней (МКБ – 10) к расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, органический аутизм и расстройства аутистического спектра.

Детский аутизм – заболевание, которое относится к общим расстройствам психического развития, при которых отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.

Атипичный аутизм – одна из разновидностей заболеваний, входящих в группу расстройств развития человека. Для атипичного аутизма характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности, стереотипные действия, плохо развитое воображение, недостаток взаимодействия и социального общения. Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития речи и глубокой умственной отсталостью.

Синдром Ретта – психоневрологическое наследственное заболевание, встречающееся преимущественно у девочек. Развитие ребенка до 6-18 месяцев протекает нормально, но потом у него начинают пропадать приобретенные речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки.

Синдром Аспергера – данная форма аутизма проявляется в дефиците общения ребенка со взрослыми и сверстниками, нарушениях в восприятии окружающего мира и адаптации к нему, а также в существенном ограничении во взаимодействии с социумом. Основные признаки синдрома Аспергера начинают проявляться у детей после пяти лет. Эти дети имеют точную память и способность выстраивать логическую цепочку событий, но обделены творческим потенциалом, воображением, чувством юмора и способностью понимать эмоции других людей. Это создает проблемы и трудности во взаимодействии с обществом.

Органический аутизм формируется вследствие раннего органического поражения мозга после родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии новорожденного. У детей отмечается психическая заторможенность, двигательная недостаточность, нарушения внимания и памяти, задержки речевого и интеллектуального развития.

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам). В отличие от классического аутизма, у детей выявляются мягкие признаки и симптомы.[2]

Раздел III. Основные нарушения, характерные для аутизма,

на которые вам стоит обратить внимание

3.1.   Нарушения общения.

Самые важные симптомы аутизма проявляются в том, как ребенок общается с детьми и взрослыми:

-        отсутствует или резко нарушен контакт «глаза в глаза» – ребенок не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека;

-        отсутствует эмоциональная реакция на появление близких. Ребенок может внешне никак не реагировать на присутствие матери, но при ее уходе проявляет беспокойство вплоть до истерики;

-        одинаково относится к одушевленным и неодушевленным предметам;

-        проявляет повышенную чувствительность к физическому воздействию, прикосновению;

-        может испытывать страх в общении со сверстниками, поэтому начинает проявлять к ним агрессию;

-        не реагирует на свое имя;

-        прячется, жмурится или закрывает лицо и уши ладонями.

3.2.   Нарушения речи.

Речь развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. У него наблюдаются следующие нарушения речи:

-        в раннем возрасте позднее появляются первые слова и фразы;

-        не отвечает на заданные вопросы;

-        отсутствует «Я» в речи;

-        постоянно повторяет одни и те же цитаты из мультфильмов и книжек, слова и фразы, услышанные от других.

3.3.   Нарушения поведения.

Важными характеристиками в поведении детей с аутизмом являются:

Аутоагрессия – агрессия против самого себя. Аутоагрессию ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает: это может быть появление другого ребенка в окружении, смена игрушек, обстановки, места. При этом ребенок может ударять себя, кусать, бить по щекам. Такое поведение может быть перенаправлено на окружающих.

Эти реакции являются своеобразной защитой от возможных изменений привычного уклада; ритуалы в поведении – у ребенка имеется приверженность к постоянству приема пищи, одежды, игры. Ритуал может заключаться в определенном порядке подачи блюд, мытья рук, вставания из-за стола. Стрессовым фактором может выступать смена блюда. Так, если ребенок привык есть кашу на завтрак, то неожиданно поданный омлет может спровоцировать приступ агрессии;

Стереотипия – для ребенка характерны ритмичные покачивания, кружение вокруг оси, кивки, движения пальцев рук в виде перебирания, сгибания и разгибания, складывания, ходьба на цыпочках.

3.4.   Нарушения игровой деятельности.

Для ребенка характерно увлечение сенсорным эффектом игрушек – ярким цветом кубиков, гладкой лакированной поверхностью матрешки, звуком, с которым неваляшка падает на пол. Ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать предметы, пробовать на вкус зубную пасту, стиральный порошок. Отсутствует сюжетный замысел в игровой деятельности. Характерны игры со струей воды, переливание жидкости из одной посуды в другую.

3.5.   Особенности восприятия

Зрительное восприятие у детей с аутизмом имеет свои особенности. В младенческом возрасте может отсутствовать слежение за движущимися предметами. Длительно не формируется навык узнавания и различения близких родственников. Длительное сосредоточение на одном объекте – световом пятне, блестящей поверхности, узоре обоев, мелькании теней. Может наблюдаться гиперчувствительность к зрительным стимулам, испуг при включении света, раздвижении штор.

3.6.   Нарушение чувства опасности

Не распознает ситуации, требующие осторожности. Не чувствует опасности. Стремится к опасности и нарушает правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Слишком боязлив и тревожен.[3]

Раздел IV. Специфика работы с аутистами по направлению

«Культурно-досуговая деятельность» (КДУ)

Специфика организации клубной работы с детьми с РАС заключается в подробной проработке психологического содержания, индивидуальном сопровождении участников, в учете индивидуальных особенностей детей, в понимании специфики общения с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Условием для прохождения ребенком арт-терапии средствами клубной деятельности является степень его подготовленности к восприятию информации, новым видам деятельности, новым окружающим лицам (специалистам КДУ, другим участникам творческих процессов), минимальные коммуникативные навыки, желание ориентироваться в клубной среде.

При клубной работе с детьми с РАС необходимо соблюдать множество условий – по организации пространства, по отбору методик, форм мероприятий, готовности специалистов. Проведение культурно-массовых мероприятий в их традиционном воплощении – с участием большого количества ролевых персонажей, громкой музыкой, неожиданными шумовыми эффектами, приемами активизации зрителей, их реакцией на происходящее и т.п. – не подходит (в отдельных случаях – противопоказано) для людей с РАС. Поэтому для них, как для отдельной целевой аудитории, должны быть разработаны специальные мероприятия, ход которых должен быть обязательно согласован с представителями таких детей, в первую очередь – с родителями или лицами их замещающими.

В основе должны лежать индивидуальные или мелкогрупповые занятия, при обязательном присутствии родителей или других сопровождающих (психологов, социальных педагогов, представителей медицинских учреждений и т.п.).

Ведущие должны быть готовы к тому, что в ходе взаимодействия возможно изменение плана занятия, вплоть до его прекращения.

Мероприятия для детей с РАС желательно проводить с определенной регулярностью, так как для таких детей характерно постепенное, но устойчивое привыкание к уже знакомой обстановке, к кругу лиц и прекращение занятий может вызвать такую же болезненную реакцию, как и резкое вхождение в незнакомый социум.

Помимо «очного» участия в мероприятиях культурно-досуговых учреждений, одним из способов стимулирования творческого развития детей с РАС может быть участие в различных виртуальных мероприятиях, например, интернет-конкурсах творческих работ. Окружной Дом народного творчества практикует такую форму работы, ежегодно проводя подобные мероприятия. Положительный количественный эффект (ежегодный рост числа конкурсантов) достигается за счет того, что участник, физически находясь в привычной, комфортной среде, принимает участие в культурной жизни общества, направляя свои работы в электронном виде.

Из творческих направлений деятельности в рамках клубных формирований (инклюзивных или созданных специально для людей с РАС) предпочтительны занятия изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством, музыкальные занятия, ритмика. Приведем выдержку из статьи Н.А.Суздаловой «Развитие ребенка аутиста через продуктивные виды деятельности»: многие дети аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством. На уроках можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, быть может, ребенок сам скажет, чем ему приятнее рисовать.

Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику. Известно, что ребенок с РАС мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием. Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать.

Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого подойдут такие материалы, как различные крупы, песок, пуговицы и т. д. Необходимо развивать кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с такими материалами как шелк, шерсть, разные виды бумаг.

Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования, тесто или обычный пластилин.

На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать разнообразные материалы в работу. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки.

Для того чтобы занятия были результативными нужно ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, его индивидуальные качества»[4].

Занятия в клубных формированиях по всем направлениям должны быть согласованы с лечащим врачом, предоставление медицинского заключения в культурно-досуговое учреждение для регулярных занятий с рекомендациями по их проведению обязательно.

Раздел V. Специфика работы с аутистами по направлению

«Музейная деятельность»

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную потребность у инвалидов в информации, в получении социально-культурных услуг и в доступных видах творчества. Музейная деятельность учреждений культуры, также как библиотечная и культурно-досуговая, выступает социализирующим фактором, привлекая людей с РАС к общению и восстанавливая их самооценку.

Работа с людьми с РАС в музее требует подготовки, изучения особенностей данной аудитории, определения специальных методов и приемов.

К встрече в музее людей с ментальными нарушениями надо готовиться особенно. Как можно создать дружелюбную для людей с аутизмом среду? Как подготовить персонал, чтобы сотрудники с пониманием отнеслись к аутичным посетителям? Для решения этих вопросов можно обратиться к опыту организации дружелюбной среды для людей с РАС сотрудников Музея современного искусства «Гараж» (Москва) и Государственного музея изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина (Москва). Они выделяют два направления, которые помогут многим аутичным людям преодолеть барьеры для посещения музея или выставки.

Во-первых, это учет сенсорных особенностей людей с аутизмом. Важно понимать, что у людей с РАС присутствует нарушение обработки сенсорной информации – проблемы с процессами обработки информации от одной или более из семи сенсорных систем: визуальной (зрение), аудиальной (слух), тактильной (прикосновения), обонятельной (запах), вкусовой, вестибулярной (равновесие) или проприоцептивной (движение). При этом возможны как повышенная чувствительность, гиперчувствительность ко входным сигналам, так и сниженная чувствительность.

Хотя полностью исключить или предусмотреть все сенсорные факторы, которые могут вызвать перегрузку у людей с РАС, невозможно, можно выявить такие факторы в обстановке музея и заранее предупредить о них, а также можно создать условия для отдыха посетителей с РАС – комнату или уголок для сенсорной разгрузки.

Во-вторых, можно учесть особенности интеллектуальной и познавательной сферы людей с РАС, в первую очередь потребность в предсказуемости и дополнительном времени для усвоения новой информации. Ниже приведены несколько стратегий, которые могут использовать музеи для того, чтобы сделать среду более подходящей для людей с аутизмом и их семей.

3.1.         Сенсорная карта музея/выставки - так называется стандартный план музея, на котором цветом или иными способами отмечены места, которые могут вызвать перегрузку у некоторых посетителей с РАС. Как правило, на карте нужно отметить следующие зоны: места наибольшего скопления людей (например, около гардероба); места с громким шумом (звуковыми эффектами, работающими видео); места с мигающим или необычно ярким светом; места с затемнением или тусклым освещением. Каждый тип места должен быть помечен своим цветом, с расшифровкой, что означает каждый из цветов. Сенсорная карта должна быть доступна для скачивания на сайте музея (можно сделать на сайте постоянный раздел для посетителей с РАС/родителей детей с РАС), ее можно выдавать посетителям перед специальными мероприятиями.

3.2.         Сенсорные описания для посетителей музея/выставки. Вместо или в дополнение к сенсорной карте можно сделать простой перечень сенсорных особенностей того или иного зала или выставки. Текст сенсорной инструкции можно сделать доступным на сайте музея, предоставлять посетителям по требованию или перед специальными мероприятиями для людей с РАС. Такую инструкцию можно сделать гораздо более подробной и информативной, чем карту; например, если на карте вы просто пометите зону высокой зрительной стимуляции, то в инструкции вы можете написать: «В зале номер 3 работает имитация аварийных огней. Свет в зале приглушен, огни часто и довольно сильно мигают». В сенсорную инструкцию включается информация по пяти направлениям: а) зрительная стимуляция (видео, мигающее и яркое освещение, обилие зрительной информации – ярких и привлекающих внимание предметов); б) слуховая стимуляция (звуки, которые сопровождают работу экспонатов, постоянно работающие видео со звуковым сопровождением, потенциально большое количество посетителей, особенно маленьких детей, фоновая музыка); в) тактильные возможности. Наличие возможностей или ограничений для прикосновения к экспонатам, интерактивные части экспозиции; г) возможности для движения. Наличие возможностей или ограничений для передвижения в зале музея (узкие проходы, необходимость стоять на месте, возможность принять участие в какой-то двигательной активности); д) обонятельная стимуляция. Вероятность любого заметного или сильного запаха во время посещения музея (запах краски, машинного масла, продуктов питания и т. д.).

3.3.         Визуальная памятка с правилами поведения в музее/на выставке. Музейная среда требует строгого соблюдения определенных правил, так как это вопрос сохранности экспонатов и оборудования, а также безопасности посетителей. Вы можете разработать памятку с правилами поведения, чтобы родители могли заранее познакомить детей с правилами поведения в музее. Аутичным посетителям и их родителям можно заранее вручать такие памятки, чтобы обращаться к ним во время посещения музея. Памятка должна занимать один лист формата А4, не больше, и включать только самые основные правила. Желательно описать каждое правило в позитивной форме. Например, не «Я не буду подходить к картинам слишком близко», а «Я буду стоять на расстоянии не меньше трех шагов от картины». Каждое правило нужно сопроводить какой-то фотографией, картинкой или пиктограммой, которая будет понятна ребенку или человеку с ограниченной способностью к чтению.

3.4.         Социальная история посещения музея/выставки. Социальная история – это последовательное описание всех этапов и шагов при посещении музея или какой-то определенной выставки либо участия в мероприятии в музее. История пишется от первого лица и сопровождается фотографиями или другими иллюстрациями; лучше всего, если это будут реальные фотографии музея, залов, сотрудников и экспонатов. Такая история должна быть доступна посетителям заранее, минимум за неделю до посещения музея. Регулярное чтение истории позволяет людям с РАС подготовиться к посещению музея, и оно проходит более гладко.

3.5.         Визуальное расписание/проверочный список посетителя. Детям и взрослым с РАС будет проще сориентироваться в музее, если представить маршрут в виде изображений и описаний основных экспонатов. В этом списке аутичный посетитель или сопровождающее его лицо отмечает, что они уже успели посмотреть в музее. Такой список позволяет следовать маршруту и обратить внимание на ключевые экспонаты, избегая лишней перегрузки. Для отдельного мероприятия хорошо подготовить визуальное расписание этого мероприятия, где каждому этапу соответствует определенное изображение с подписью. Так человек с РАС всегда будет знать, что будет происходить потом, и когда посещение закончится. Это позволяет предотвратить приступы тревоги и уменьшить стресс от посещения музея.

3.6.         Визуальный словарь посетителя. Людям с РАС будет проще усвоить новую информацию во время посещения музея, если они будут заранее знать основные термины и экспонаты. Визуальный словарь включает изображения ключевых экспонатов с краткими комментариями к ним, определения основных терминов и иллюстрации к ним. Такой словарь готовится для конкретных маршрутов или экскурсий и включает основные тезисы экскурсии. Лучше, если экскурсовод сам подготовит или примет участие в разработке визуального словаря для своей экскурсии. Визуальный словарь, как и социальную историю, лучше всего получить за несколько дней до посещения музея, чтобы родители смогли подготовить ребенка к посещению и получению новой информации.

5.7.   Сенсорная сумка посетителя. Такую сумку посетитель с РАС получает на входе в музей, а потом сдает ее на выходе. Сумка может включать как визуальные материалы, о которых говорилось выше, так и специальное оборудование, которое поможет справиться с сенсорными трудностями. Точный состав сумки посетителя зависит как от особенностей музея, так и от материальных возможностей (наличия спонсора, который поможет оплатить это оборудование). Предметы, которые может включать сумка:

         -        противошумные наушники (наушники для работы на стройке и шумном производстве). Важно выбрать наушники, которые удобно носить, которые не сдавливают голову и которые лишь приглушают шум, но не мешают слышать чужую речь. Такие наушники позволяют помочь людям с повышенной чувствительностью к шуму – проблемой многих людей с аутизмом;

         -        пиликоновые или иные беруши. Как и наушники, предназначены для людей с повышенной чувствительностью к шуму. Некоторым людям не подходят наушники, другие не выносят ощущения от берушей. Включение обоих вариантов позволит помочь большему количеству людей;

         -        простые солнцезащитные очки со средним затемнением. Помогут людям, которые слишком чувствительны к яркому свету;

             -    приятные на ощупь тактильные игрушки («лохматая» игрушка из силикона, антистрессовые игрушки для сжимания, танглы (tangle – с англ. «путаница», «клубок»), которые можно вертеть в руках). Многим детям и взрослым помогает, если они могут занять чем-то руки. Это уменьшает стресс и перегрузку, а заодно снижает риск попыток потрогать экспонаты;

             -    предметы, которые можно рассматривать для получения визуальной стимуляции, например, гелевые часы, светящиеся игрушки и т. д.

5.8.   Уголок для сенсорной разгрузки. Невозможно создать идеальную среду для всех посетителей с РАС. Но можно создать тихий уголок, куда человек может уйти на время, если обстановка станет невыносимой, и восстановить силы. Для такого уголка подойдет любое свободное помещение в музее, главное – чтобы до него можно было достаточно быстро добраться, чтобы в этом месте было тихо, и чтобы свет был приглушен. В уголке можно расположить:

         -        кресла-мешки, на которых можно полежать;

             -    столы и стулья;

-        мягкие и приятные на ощупь игрушки;

-        альбомы и предметы для раскрашивания, если комнату будут посещать в основном дети;

-        предметы, связанные с тематикой музея (например, игрушки динозавры в палеонтологическом музее, раскраски на основе картин из музея изобразительных искусств и т. д.).

5.9.         Тренинг для персонала. Важно, чтобы сотрудники музея (охранники, смотрители, экскурсоводы) понимали особенности взрослых и детей с РАС, не реагировали на безобидные проявления аутизма в их поведении, были готовы при необходимости сотрудничать с родителями и сопровождающими. Тренинг могут провести представители родителей или сотрудники местной благотворительной организации, занимающейся проблемами аутизма. Тренинг для охранников и смотрителей должен объяснять особенности людей с аутизмом и план действий в различных ситуациях. Отдельно должно проводиться обучение или консультации экскурсоводов, или ведущих обучающих семинаров для детей или взрослых с РАС. Поскольку аутизм влияет на взаимодействие с людьми и обучение, этим сотрудникам должна быть предоставлена более подробная информация о том, как разговаривать с посетителями с РАС, как лучше всего преподносить им информацию и какие подходы к их обучению наиболее эффективны.

5.10.    Время без других посетителей. Наиболее распространенное препятствие для посещения музеев людьми с РАС – это большое количество людей вокруг. Посещение музея можно значительно облегчить, если выделить специально для людей с РАС и их семей время примерно за час до открытия музея или в тот день, когда музей не работает на прием посетителей. Это можно сделать в рамках постоянной программы для приема посетителей с РАС (например, когда раз в месяц можно прийти в музей без других посетителей) или выделить именно это время для проведения специальных экскурсий и мероприятий для детей или взрослых с РАС.

Все эти стратегии можно использовать как на постоянной основе, так и для проведения отдельных мероприятий (экскурсий, мастер-классов) для аутичных людей и их семей. Данный список не является исчерпывающим, каждый музей или выставочный центр разрабатывает свои подходы, исходя из своей специфики и структуры работы. Чтобы решить, какие стратегии для адаптации среды использовать, необходима встреча с родителями детей с РАС и/или взрослыми людьми с РАС. Желательно, чтобы несколько человек (родители, специалисты, взрослые аутичные люди) посетили музей независимо друг от друга, а затем высказали свои соображения, – так будет проще не упустить важных деталей[5].

Рекомендации по созданию дружелюбной среды в музее для детей и людей с РАС:

-        исключить громкие и резкие звуки, обращение к посетителю с РАС должно быть максимально спокойным, обращаться друг к другу по очереди. Одновременные разговоры нескольких человек, громкая речь, смех вызывают перегрузку;

             -    не прикасаться к людям с РАС без получения разрешения на физический контакт, не протягивать руку для пожатия первыми, не хлопать по телу с целью привлечь внимание;

             -    не использовать съемку со вспышкой;

             -    исключить посещение темных помещений, замкнутых пространств;

             -    исключить пересечение с другими группами, особенно, предположительно шумными группами – дошкольниками и младшими школьниками;

             -    по возможности стараться не смотреть в глаза, у большинства людей с РАС это вызывает тревогу и перегрузку, даже если они обучены имитировать зрительный контакт;

             -    по возможности не использовать сильно пахнущую косметику и не курить перед контактом с посетителями с РАС;

             -    проявлять особое внимание, стараться предугадывать потребности посетителя с РАС;

             -    исключить переизбыток информации из разных источников – звук, видео, яркие баннеры, яркие и агрессивные объекты – использование ярких цветов и высокий уровень интерактивности выставок могут вызвать сенсорную перегрузку;

             -    не использовать театрализацию, костюмы;

             -    обеспечить места для отдыха, «тихое» пространство, куда есть возможность пойти, если ребенку требуется отдых;

             -    необходимо четко выстроить маршрут по зданию музею, сделав его максимально простым, чтобы при следующем посещении ребенку было легче ориентироваться и он воспринимал данное место, как знакомое.

Перед посещением музея необходимо провести подготовительную работу с родителями либо воспитателями и педагогами, сопровождающими детей, чтобы они могли подготовить детей. Предварительное выявление потенциальных проблем позволит свести стресс от посещения музея к минимуму. Чем больше будет ребенок заранее знать об обстановке в музее, тем лучше. Нужно объяснить, что в музеях особая обстановка и определенные правила. Например, стоит рассказать ребенку, что в музеях часто темнее обычного. Низкие уровни освещенности поддерживаются в рамках процесса консервации. Свет может нанести вред некоторым из экспонатов. Такая непривычно темная среда может расстроить, особенно если она не ожидалась. Фильмы, комментарии и различные звуки, если они приводятся в действие посетителями, могут стартовать без предупреждения. Они могут запустить негативную реакцию, если ребенок чувствителен к шуму.

Например, в Государственном художественном музее для работы с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями организуются тематические экскурсии, музейные занятия, мастер-классы то есть своего рода арт-терапия. При знакомстве с выставкой подбирается до трех экспонатов. Объемы теоретической информации сводятся к минимуму.

Функции арт-терапии выполняют рисование красками и пастелью, лепка из глины и массы для лепки, изготовление несложных поделок из фетра, бумаги, фоамирана и др. Тактильное восприятие играет большую роль для детей с РАС. При проведении практической работы специалисты музея оказывают необходимую помощь и внимательно следят за реакцией детей – в случае, если им не нравится процесс или ощущения от используемых материалов, не заставляют продолжать занятие, реагируют положительно и предлагают ребенку выбрать другие материалы, либо отдохнуть.

Каждое мероприятие для детей с РАС и другими ментальными нарушениями заранее досконально планируется, начиная от встречи, сопровождения, количества сотрудников, участвующих в проведении, времени на каждую «точку», возможные зоны отдыха по необходимости и т. д.

Рабочее место – место проведение мастер-класса – четко организовано, все материалы и инструменты упорядочены.

Этапы работы, последовательность действий – алгоритм – четко проговариваются для участников мастер-классов и занятий и сопровождаются визуализацией, демонстрацией.

Время проведения мероприятия не должно превышать 20–30 минут, в зависимости от состояния участников.

Раздел VI. Рекомендации по работе с людьми с РАС

в общедоступных библиотеках

Задача библиотеки – обеспечить людям с РАС доступ к услугам библиотеки. Для этого необходимо:

-                     провести инструктаж сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями услуги, по вопросам ознакомления с размещением кабинетов, а также оказания им помощи в уяснении последовательности действий и маршрута передвижения при получении услуги;

-                     осуществить надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформление в доступной для них форме;

-                     возложить на сотрудников библиотеки обязанность по оказанию помощи людям с РАС при предоставлении услуг;
-                     оказывать помощь в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию библиотек наравне с другими лицами.

Рекомендации по работе с людьми с РАС, характерные для деятельности культурно-досуговых учреждений и музеев, также в равной степени относятся к работе по библиотечному обслуживанию людей с РАС (см. п. 4–5).

Общие рекомендации:

-                     необходимо знать пользователей с РАС лично и особенности поведения людей с РАС;

-                     создать дружелюбную атмосферу и с пониманием относиться к особенностям поведения;

-                     использовать правило пяти «не»: не говорите громко, не делайте резких движений, не смотрите пристально в глаза, не обращайтесь прямо, не будьте слишком активным и навязчивым;

-                     если пользователь с РАС трясет руками, раскачивается, цитирует текст из произведений, то не стоит его прерывать, дайте ему успокоить себя привычным способом. По окончании «выступления» можно предложить альтернативную, более «тихую» деятельность;

-                     если пользователь с аутизмом в общении не соблюдает дистанцию (такие дети могут произвести хорошее впечатление своей блестящей, подчеркнуто «взрослой» речью, большим запасом слов, сложными фразами), то появляются возможности конфликтной ситуации между окружающими его людьми. Для предотвращения подобного поведения следует уделить пользователю внимание.

Формы работы, применяемые Государственной библиотекой Югры в работе с данной категорией посетителей:

1.      Арт-терапия (музыка, живопись, танцы, театр);

2.      Сказкотерапия (проигрыш социальных историй на примере детской литературы и разбор поведения героев);

3.      Песочная терапия (рисование песком на специальных планшетах);

4.      Игровые методы (хороводные игры, а также игры, направленные на развитие мелкой моторики и др.).

Для проведения занятий с детьми-аутистами используются наглядные средства обучения (иллюстративный материал или другие наглядные предметы для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь).

Занятия проводятся в четко организованном пространстве, хорошо знакомом детям. Во время занятий избегается переутомление – занятия строго ограничены по времени и по объему нового материала.

Используется методика подсказок и многократного повторения с постепенным усложнением задач.

Используется подкрепление правильного действия, ответа вкусным поощрением, объятием и др.



Раздел VII. Список рекомендуемой литературы и

иных источников по теме

1)                 Методические рекомендации по обучению детей с РАС, имеющих интеллектуальные нарушения. Н. В. Володина, И. В. Орлова. 2016 год.

2)                 Методическое пособие «Дружелюбный кинотеатр и театр». Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». 2016 год. Ссылка: http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/prev_Kino-teatr.pdf

3)                 Методическое пособие «Дружелюбный музей». Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». 2016 год. Ссылка: http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/prev_Muzei.pdf

4)                 Раздел «Искусство и аутизм» сайта Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход». Ссылка: http://outfund.ru/tag/iskusstvo-i-autizm/

5)                 Руководство для родительских организаций по созданию дружелюбной среды в учреждениях культуры для людей с аутизмом и ментальными нарушениями. Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». 2016 год. Ссылка: http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/prev_For-parents.pdf

6)                 Статья «Развитие ребенка аутиста через продуктивные виды деятельности» Н. А. Суздалова. 2016 год. Ссылка: http://old.sto-talantov.ru/syzdalova-razvitie/.

Раздел VIII. Список использованных источников

1)                Методическое пособие «Дружелюбный музей». Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». 2016 год. Ссылка: http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/prev_Muzei.pdf

2)                Информация БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр». Ссылка на сайт: http://luchikhm.ru/beta/wp-content/uploads/2018/04/15_63-Vh-417_13_04_2018_CHto-nuzhno-znat.pdf

3)                Информация БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр». Ссылка на сайт: http://luchikhm.ru/beta/wp-content/uploads/2018/04/15_63-Vh-417_13_04_2018_Simptomyi-autizma.pdf

Статья «Развитие ребенка аутиста через продуктивные виды деятельности» Н. А. Суздалова. 2016 год. Ссылка: http://old.sto-talantov.ru/syzdalova-razvitie/.

Приложение 5

к приказу Депкультуры Югры

от ______________ № ______________

УКАЗАТЕЛЬ РАССЫЛКИ

к приказу Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об организации работы учреждений культуры
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года

1.                Кибкало Ирина Александровна, первый заместитель директора Департамента;

2.                Михайлова Наталия Николаевна, начальник управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей;

3.                Шумилкина Ирина Ивановна, начальник управления финансово-экономической и аналитической деятельности;

4.                Берендеева Елена Андреевна, заместитель начальника управления – начальник отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия;

5.                Белякова Анастасия Владимировна, начальник отдела правовой, организационной и кадровой работы;

6.                Чернова Александра Николаевна, заместитель начальника управления – начальник отдела программ развития культуры и информационно-аналитической деятельности;

7.                Кравчук Ирина Петровна, заместитель начальника отдела профессионального искусства и народного творчества;

8.                Ворнакова Анна Николаевна, консультант отдела художественного образования;

9.                Кривулько Александр Николаевич, начальник планово-экономического отдела;

10.           Степановская Надежда Ивановна, начальник отдела финансового обеспечения.

Государственные учреждения культуры, подведомственные Депкультуры Югры;

Органы управления культуры муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Рассылку подготовил:

Главный специалист-эксперт отдела музеев, библиотек,

выставочной деятельности и историко-

культурного наследия Депкультуры Югры

Полуянова Ирина Игоревна, тел.:(3467) 33-45-24.




[1] Методическое пособие «Дружелюбный музей». Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». 2016 год. Ссылка: http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/prev_Muzei.pdf


[2] Информация БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр». Ссылка на сайт: http://luchikhm.ru/beta/wp-content/uploads/2018/04/15_63-Vh-417_13_04_2018_CHto-nuzhno-znat.pdf


[3] Информация БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр». Ссылка на сайт: http://luchikhm.ru/beta/wp-content/uploads/2018/04/15_63-Vh-417_13_04_2018_Simptomyi-autizma.pdf


[4] Статья «Развитие ребенка аутиста через продуктивные виды деятельности» Н. А. Суздалова. 2016 год. Ссылка: http://old.sto-talantov.ru/syzdalova-razvitie/


[5] Методическое пособие «Дружелюбный музей». Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход». 2016 год. Ссылка: http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/prev_Muzei.pdf



Опубликовано: 15.01.2019 12:54        Обновлено: 15.01.2019 12:54