Размер:
Цвет:

Результаты анкетирования специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития, по тематике и направлениям курсов повышения квалификации

Результаты анкетирования специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития, по тематике и направлениям курсов повышения квалификации

Анкетирование специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводилось в ноябре-декабре 2018 года. Участие в опросе приняли 113 учреждений из следующих муниципальных образований и населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- г. Лангепас (1 учреждение) – 0,9% от опрошенных учреждений

- г. Мегион (7 учреждений) – 6%

- г. Нефтеюганск (4 учреждения) – 3,5%

- г. Нижневартовск (5 учреждений) – 4%

- г. Пыть-Ях (3 учреждения) – 3 %

- г. Радужный (6 учреждений) – 5%

- г. Сургут (8 учреждений) - 7%

- г. Ханты-Мансийск (9 учреждений) – 8%

- г. Югорск (1 учреждение) – 0,9 %

- Белоярский район (3 учреждения) – 3 %

- Берёзовский район (10 учреждений) – 9%

- Нефтеюганский район (13 учреждений) – 11,5%

- Нижневартовский район (22 учреждения) – 19,5%

- Октябрьский район (11 учреждений) – 10%

- Сургутский район (10 учреждений) - 9%

Опросный лист включал вопросы, направленные на выявление количества специалистов, предоставляющих услуги детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра, их семьям; выявление информации об участии специалистов в обучающих мероприятиях за последние 3 года, а также выявление потребностей специалистов в информационно-методическом обеспечении деятельности по предоставлению услуг детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра, их семьям.

Из 113 опрошенных учреждений в 26 учреждениях не указаны специалисты, участвующие в предоставлении услуг. В остальных 87 учреждениях 228 специалистов предоставляют услуги детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра, их семьям. Из них чуть более половины (119 специалистов) прошли обучение в различных формах, преимущественно краткосрочное.

Необходимо отметить, что обучение проходят не только специалисты, непосредственно участвующие в предоставлении услуг, но и сотрудники, пока не предоставляющие услуги, а также сотрудники, ответственные за реализацию Плана мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.

Всего в опрошенных учреждениях обучение по направлению деятельности в 2016-2018 гг. прошел 241 специалист в следующих формах:

- Переподготовка по специальности «Специальное (дефектологическое) образование: педагог-дефектолог» (АНО ДПО «Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки», 10.01.2018-10.04.2018, в объеме 580 ак.ч., г. Москва) – 1 человек;

- Международный вебинар «Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра: организация работы в классе» (УМЦ «Учитель» в объеме 2 ак.ч., г. Москва) – 1 человек;

- Повышение квалификации по программе «Система комплексного непрерывного сопровождения, реабилитации и социальной адаптации детей, подростков и взрослых людей с РАС», организованные Департаментом культуры ХМАО-Югры в режиме ВКС в декабре 2017 года - феврале 2018 года (Автономная некоммерческая организация «Центр реабилитации инвалидов детства «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР») – 187 человек;

- Повышение квалификации по программе «Эффективные подходы и методы реабилитации детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями» (БУ ХМАО-Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 13 сентября 2017 г.) – 1 человек;

- Повышение квалификации по программе «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» в объеме 48 часов (БУ профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский музыкальный колледж», с 27.04.2016 г. по 30.04.2016 г., Ханты-Мансийск) - 13 человек;

- Повышение квалификации по программе «Современные подходы и новые технологии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидами. Организация ассистивной помощи в учреждениях культуры и искусства» в объёме 72 часов (Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский музыкальный колледж», с 19.11.2016 по 24.11.2016) – 13 человек;

- Повышение квалификации по теме «Обеспечение доступной среды для инвалидов в организациях образования, здравоохранения и культуры» (БУПХ ХМАО – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж») – 1 человек;

- Повышение квалификации по теме «Адаптация рабочей программы педагога для обучающихся с ОВЗ» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы «Психологические и педагогические технологии коррекционного и инклюзивного образования» (АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки Мой университет», г. Петрозаводск, 03.07.2018) – 1 человек;

- Повышение квалификации по теме «Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введение и реализации ФГОС НОО ОВЗ» (АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 03.04.2017-17.04.2017, в объеме 72 ак.ч., г. Санкт-Петербург) - 1 человек;

- Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы создания доступной среды в пространстве музея: взаимодействие учреждений культуры, искусства и образования» (Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр образования «КАРИТАС», г. Омск, в период с 26 февраля по 06 марта 2018 года) – 1 человек;

- Повышение квалификации по теме «Эффективные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ» (Государственная автономная образовательная организация дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации – РМЦПК», г. Пермь, 15.10-27.10.2018) – 1 человек;

- Повышение квалификации по программе «Работа с посетителями с ограниченными возможностями. Арт-терапия в музее» (с 24 апреля по 5 мая, на базе ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск) – 6 человек.

- Краткосрочное повышение квалификации «Организация доступности объектов и услуг для инвалидов в общедоступной библиотеке» (Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования, С 30.05.2016 по 03.06.2016) – 1 человек;

- Факультативный курс «Разработка адаптивной основной образовательной программы для детей с ОВЗ» (ООО «Институт новых технологий в образовании», г. Омск, 2018) – 1 человек;

- Семинар по теме «Технологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного образования» (Автономная некоммерческая организация центр дополнительного профессионального образования «Веста», 16-17 октября 2018 года, город Сургут) – 3 человека;

- Семинар по теме «Городские мастер-классы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Шестопаловой Ирины Петровны, президента Российского педагогического общества Карла Орфа (ROSA) в объёме 16 часов (МБУДО «Детская музыкальная школа №6», г. Новосибирск,13-14 октября 2018 г.) – 7 человек;

- Лекции по темам «Сопровождение подростков с расстройством аутистического спектра. Формирование адаптивных навыков» и «Включение в систему дополнительного образования и профориентология детей с РАС» (БУ ХМАО-Югры «Березовский районный центр социальной помощи семье и детям», п. Игрим) – 1 человек.

Организация обучающих мероприятий (вебинары, семинары, курсы повышения квалификации) является наиболее востребованной формой информационно-методического обеспечения деятельности по предоставлению услуг детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра, их семьям - 99 учреждений культуры указали на необходимость проведения обучающих мероприятий. Чуть меньше - 91 учреждение - указали, что необходимы методические пособия по работе с данной категорией посетителей. Сотрудники 89 учреждений нуждаются в консультировании у специалистов из сфер здравоохранения, образования, социального обслуживания. Менее всего, но также в значительной мере, востребованы стажировки в других учреждениях культуры, имеющих опыт работы в данном направлении – 78 учреждений отметили данную потребность.

Опубликовано: 10.01.2019 14:35        Обновлено: 10.01.2019 14:36