Размер:
Цвет:

Проект концепции III Международного конгресса традиционной художественной культуры

Проект Концепции конгресса

I.

Международный конгресс традиционной художественной культуры - один из крупнейших современных форумов, известных в России и за рубежом.

I Конгресс прошел в городе Ханты-Мансийске в 2011 году, II-ой — в городе Ханты-Мансийске в 2014 году.

Проведенные Конгрессы подтвердили актуальность вопросов, представленных в двенадцати (2011 г.) и семи (2014 г.) сессиях рабочих программ, и более того, выявили существенные пробелы в изучении традиционной художественной культуры, как объекта исследования в академической науке, системе этнокультурного и этнохудожественного образования и воспитания, информационной среде, социокультурном проектировании, инструментах общественно-политического регулирования, условий экономического сопровождения различных сфер деятельности: в туризме, работе с различными категориями населения.

В работе двух Международных конгрессов традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства», учрежденного в ноябре 2011 года, приняли участие представители 32 субъектов Российской Федерации и 9 зарубежных стран: Финляндии, Канады, Китая, Казахстана, Венгрии, Сербии, Польши, Эстонии, Латвии. В изданных материалах фигурируют более 300 авторов из различных сфер общественной жизни – науки, образования, культуры, творчества, что свидетельствует об осознании важности именно научного отношения к народной художественной культуре во и всех соотносящихся к ней сфер.

Учитывая высокий научный уровень, актуальность и практическую значимость работы Конгресса, как для фундаментальной науки, так и для повышения роли фундаментальных исследований народного искусства, в контексте современного социокультурного развития России и региона, было решено сделать Конгресс регулярным научным форумом, проводимым раз в три года.

В России подобного рода мероприятия не проводились, и проблемы фундаментальных исследований в данной области в предложенном формате не решались. Попытка их решения сама по себе является уникальным явлением в российской культуре. На сегодняшний день традиционная культура, народные художественные промыслы остро нуждаются в решении вопросов дальнейшего их сохранения и развития, внимания к проблемам ученых и иных институтов.

В современных внешнеполитических и экономических реалиях особенно важно сохранять культуру страны и региона, сращивающую различные народы и этносы в единый социум, формировать новые очаги социальной и экономической жизни, способные обновить и придать импульс к развитию малых городов и сельских территорий.

Эти проблемы очевидны ввиду неоднозначных представлений в обществе о природе народного искусства именно как искусства в соотношении научных и прикладных тем его исследования. Если региональные инициативы с помощью этнографии, истории, археологии, досуговой деятельности, занятости населения свидетельствуют о понимании регулирующих функций деятельности названных областей, то собственно художественные линии – природа художественной целостности образа, совершенствование художественного мастерства, укорененность принципов художественного сознания в естественном поведении как общественной метацели художественного опыта остаются специальной внутренней, закрытой областью, что затрудняет понимание искусства как условия повседневности.

III-й Международный конгресс традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства (далее – Конгресс) пройдет в городе Ханты-Мансийске с 23 по 25 октября 2017 года под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

          Организаторы Конгресса:

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел".

Со-организаторы Конгресса:

факультет искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;

Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова;

Российская академия художеств;

Российская академия образования.

Цель Конгресса – формирование конвенциональных аспектов культуры и рассмотрение роли художественного наследия и народного искусства в инструментах общественного договора, установление национальной и идентичности и межнациональное взаимодействие на основе средств культурной политики, научных разработок, методик образования, поддержки творческого процесса, производственной организации, нормативно-правового обеспечения, форм социокультурного применения и представления в средствах массовой информации.

          Основные задачи Конгресса:

– рассмотрение проблем философии искусства при формировании методологии художественного наследия;

– раскрытие вопросов конвенционального предъявления культуры и народного искусства в аспектах языковой перцепции и достоверность раскрытия в средствах массовой информации;

– исследование функций мифопоэтики в познании Мира – материальная и нематериальная культура в типологическом и методологическом дискурсе сохранения национальных традиций;

– постановка проблем искусствоведческой и технологической реконструкции художественных произведений в археологическом и этнографическом наследии и определение художественной ценности материального состава предметно–пространственной среды.

– рассмотрение проблемы и принципов создания «Энциклопедии народного искусства»;

– установление принципов создания баз данных и методов реконструкции источников художественной культуры для среды интернета;

– определение закономерностей формирования современных социальных практик: образовательных, реабилитационных, переподготовки специалистов;

– формирование стратегии народных художественных промыслов России в программах поддержки и развития многообразия форм промысловой деятельности;

– обсуждение перспективы формирования новых моделей сохранения и развития народного искусства и принципов системного регулирования на базе региональных Центров народных ремесел;

– анализировать структуры образовательных стандартов, а также вопрос совершенствования учебных программ всех уровней общеобразовательного и профессионального обучения и сфер дополнительного образования;

Важные акценты Конгресса:

Форум является мощным средством научной оценки феномена народного искусства, верификации его исторической полноты средствами научных исследований, решения задач сохранения, развития и популяризации народного искусства.

Высокий научный уровень представленных докладов и сообщений, их актуальность и практическая значимость приоритетны для развития фундаментальных и прикладных исследований и повышения роли народного искусства в целом как вида художественно–творческой деятельности, инструмента социокультурного регулирования, проблем образования и воспитания.

Конгресс – это комплексное мероприятие, основанное на единой концептуальной основе, которое включает:

1. Пленарные и сессионные заседания;

         2. Презентации выставок «Рукодельные пространства Татьяны Карамышевой» (Братислава, Словакия), визуальный проект «Миф о мифе» (Сургутский художественный музей, г. Сургут, Россия); «Керамика - источник открытий» (Казахстан, Россия); а также видео презентации регионов Российской Федерации;

3. Мастер-классы;

4. Культурную и экскурсионную программы.

Конгресс пройдет в формате сессий:

         1. Традиционная художественная культура – методология наследия в сфере культуры, науки и образовании. Методы реконструкции технологий в археологическом и этнографическом наследии и их художественная ценность. Рассматриваются общие вопросы художественной культуры и в ее составе народной художественной традиции с точки зрения методологии наследия, предопределяющего его научную, образовательную, культурно-творческую и управленческую актуальность, принципы объединения данных археологии и этнографии и условия использования материалов в науке, образовании, художественном и культурном проектировании, вопросах создания информационной карты объектов.

         2. Традиционная художественная культура как объект социально-информационного предъявления и материал средств массовой информации. Сессия обращена к двум основным проблемам предъявления культуры: условия языковой перцепции в аспекте формирования речевых практик: данная проблема включает в себя вопросы терминологии и их использование при описании картины мира в чувственных художественно-образных представлениях; и достоверности информационного раскрытия традиционной культуры и искусства в средствах массовой информации, смежных видах и жанрах искусства в кино, музыке, живописи, дизайне и др..

         3. Мифы–фольклор–поэтика в познании Мира. Нематериальная культура народов мира – типологический и методологический дискурс сохранения национальных традиций. Вопросы сессии обращены к условиям проблематизации фольклорно-мифологического знания в аспектах его национальных форм, определения глубин культурной памяти, генетики мифологических структур в сознании и мышлении, вопросы исследования фольклорного наследия, сложения, систематизации и смены архетипических категорий мифа как типологического феномена; проблем семиотики феномена и природы семантического знания.

        4. Методы реконструкции технологий в археологическом и этнографическом наследии и их художественная ценность. Федеральная стратегия образования, просвещения и творчества в сохранении аутентичных традиций искусства и сложившихся российских центров народных промыслов. Формы и модели региональных Центров ремесел как объединяющих социокультурных организаций и стратегия ресурсной методической основы народных традиций и промыслов.

На сессии рассматриваются принципы объединения данных археологии и этнографии и условия использования материалов в науке, образовании, художественном и культурном проектировании, вопросах информационной карты объектов искусства и др.

         5. Теория народной художественной культуры в законодательстве, нормативно-правовом обеспечении, экономике ремесел, производственных формах сохранения культурного наследия. Сессия рассматривает условия перевода базовых категорий и понятий традиционной художественной культуры в систему правовых и нормативных комплексов как способа моделирования законодательных инициатив и принципов сохранения художественного и культурного наследия, формирования моделей его наследования.

         6. Этнокультурное и этнохудожественное образование в России.

– аспекты профессионального образования. Федеральные и региональные компоненты в стандартах системы образования и воспитания и содержание программ изучения народного искусства в различных стандартах ГРНТИ (Государственной рубрикации научно-технической информации);

– довузовская специфика образовательных программ и систем дополнительного образования. Дидактика видовых и жанровых форм народного искусства, связь с общедидактическими требованиями федеральных и региональных требований, специфика образовательных стандартов, психолого-педагогические и воспитательные прерогативы в изучении искусства народов России. Сессия обращена к вопросам художественной дидактики в общероссийских и региональных программах образования, методологическим основаниям для определения темы образования, просвещения и творчества как федеральной стратегии в России. Проводится анализ соотношения федеральных и региональных требований к специфике образовательных стандартов, психолого-педагогических и воспитательных прерогатив, программ, реализующих идею художественной дидактики и педагогики народного искусства в системе дошкольного, школьного, ступеней вузовского и послевузовского образования.

7. Электронная каталогизация народной художественной культуры: «образ этноса» – научная структура формирования баз данных, аспекты информатизации, инвариантность материалов в среде музеефикации, мультимедиа продуктов, интернет ресурсов. На сессии обсуждаются факторы информационного обеспечения темы народной художественной культуры – принципы и технологии формирования ее ресурсов на основе методов сбора первичных данных, свободного доступа и обмена информацией, создания для этого коммуникационных площадок целевого назначения. С целью обеспечения задач, рассматриваемых в 6-й и 7-й сессиях – вопросов формирования образовательной базы и каталогизации народного наследия, на Конгрессе предлагается рассмотрение проблем и принципов создания печатного варианта «Энциклопедии народного искусства».

         Итоги Конгресса:

          По итогам работы III-го Конгресса будет принята резолюция, подготовлен сборник материалов Конгресса.

         Результаты, полученные в ходе работы Конгресса, могут быть использованы при разработке учебных курсов школ, средних и высших учебных заведений, составлении методических пособий по сохранению национальной идентичности промыслов и нематериальных культурных традиций России и Югры, как общей модели решения проблем, которые можно использовать на мероприятиях международного уровня.

         Проведение мероприятий научного форума позволит сформировать и популяризовать также «образ места» Югры как территории уникальных народных традиций, привлечет участников, зрителей не менее 1 000 человек.

            Участники Конгресса:

         Представители ведущих вузов России и зарубежья, научных академических организаций – Российской Академии художеств, Российской академии наук, Российской академии образования, федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти России, бизнес-сообществ, отраслевых Ассоциаций, Фондов и Союзов в сфере народных художественных промыслов и ремесел, Общественных творческих объединений, преподаватели систем основного и дополнительного образования.

            Информационная поддержка Конгресса:

Региональные и российские средства массовой информации, Интернет-ресурсы      

Опубликовано: 30.08.2017 15:21        Обновлено: 16.11.2017 10:08