Размер:
Цвет:

Отчет о реализации в 2013-2015 годах  Стратегии развития сферы культуры  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  до 2020 года

ОТЧЕТ

о реализации в 2013-2015 годах

Стратегии развития сферы культуры

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

до 2020 года и на период до 2030 года

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 мая 2013 года № 185-п

"О Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года"

г. Ханты-Мансийск, 2016 год

Введение

Основные итоги и тенденции развития сферы культуры

за период 2013-2015 годы.

Стратегия развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее – Стратегия) утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 18 мая 2013 года № 185-п и определяет систему долгосрочных целей, основных направлений развития культуры и механизмы достижения намеченных целей.

Основываясь на преимуществах социально-экономического развития Югры, Стратегия направлена на:

- развитие культуры, как стратегического ресурса инновационного развития экономики региона,

- повышение культурного уровня и качества жизни населения,

- развитие меценатства, благотворительности, государственно-частного партнёрства,

- повышение уровня престижа профессии работника культуры в Югре.

Современные подходы к пониманию культурной политики, принятые в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Югра, автономный округ, регион), концептуализируют признание культуры в качестве одного из важных факторов развития территории. К одному из важнейших направлений культурной политики Югры относится формирование социальной сплочённости на основе культурного разнообразия. Регион населяют различные этнические, конфессиональные и субкультурные группы. Гармонизация взаимоотношений различных групп населения с учётом их идентичности и обязательным соблюдением прав и свобод граждан являются основным принципом культурной политики в области поддержки культурного разнообразия и социальной сплочённости населения.

Цель развития культуры в Югре - совершенствование комплексной системы мер, направленных на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала жителей Югры, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг в сфере культуры, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя региона.

Стратегия призвана обеспечить выполнение ключевых показателей модернизационного развития культуры: доступность, эффективность, качество.

Именно этот стратегический документ на протяжении трёх лет служит основой для разработки государственных программ, перспективных и краткосрочных прогнозов развития отрасли и законодательных инициатив в сфере культуры.

Югра была одной из первых среди субъектов РФ, в котором был утвержден такой важный стратегический документ (на федеральном уровне Стратегия утверждена 29.02.2016 № 326-р).

Работа над этим документом позволила серьезно осмыслить состояние отрасли, наши стартовые позиции на начало 2013 года и выявить наиболее острые и актуальные проблемы, решение которых требовало от нас безотлагательных мер.

В блок «Проблемных вопросов» были включены очень конкретные и реально существующие факторы, сдерживающие общее развитие региональной культуры как отрасли экономики.

Выявленные проблемы требовали взвешенных управленческих решений – консолидация финансовых и трудовых ресурсов, создание правового поля и механизмов решения этих проблем, совместная проработка решений региональными и муниципальными органами управления в сфере культуры (вопросы субсидирования, софинансирования и т.д.) – и всё это происходило в условиях стабильно невысокого показателя финансирования отрасли.

Реализация Стратегии насчитывает трёхлетний период и пришло время сделать первую «остановку» в ходе её реализации, чтобы осмыслить пройденный путь, достигнутые результаты, а в некоторых случаях, возможно, и не достигнутые (выявить причины их не достижения). В результате мы с вами должны итоги проделанной работы положить в основу корректировки действующей Стратегии.

В Стратегии был заложен принцип «трёхлетки», который нашел отражение в Плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Стратегии. Дорожная карта содержит контрольные показатели, которые были запланированы по итогам 2015 года.

При анализе результатов реализации Стратегии использованы результаты социологических исследований и статистическая информация, выделен лучший региональный и муниципальный опыт, осуществлено комплексное исследование особенностей и результатов управления в сфере культуры региона.

       В Стратегии 5 основных блоков, состоящих из 15 разделов и 2 приложений – Планов мероприятий («дорожные карты») по реализации Стратегии.

Первый блок - описывает состояние и проблемы за предыдущие 10 лет (с 2002 по 2012 годы), детально изучен государственный и муниципальный сектор культурного комплекса, коммерческий (независимый) сектор. Особое внимание уделено сохранению и развитию единого культурного пространства Югры, отдельным отраслевым направлениям и финансированию.

        Второй блок – разделы 2-10 посвящены постановке цели и задачам Стратегии, развитию основных направлений развития сферы культуры.

        Третий блок – раздел 11 посвящен описанию сценариев развития, источникам и объемам финансирования культурного комплекса Югры,

         Четвертый блок – разделы 12 – 15 описывают ожидаемые результаты   и возможные риски при реализации Стратегии, механизмы реализации и оценки эффективности Стратегии.

         Пятый блок - Планы мероприятий («дорожные карты») по реализации Стратегии.

         Список контрольных показателей реализации основных направлений Стратегии, отраженных в Планах мероприятий состоит из 16 показателей.

           

          В процессе решения задач и реализации стратегических направлений развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в период 2013-2015 годы достигнуты основные результаты:

1. Из 16 показателей реализации Стратегии план-факт 2013-2015 гг. представлен по всем 16 индикаторам, из них:

значения 9 показателей превышают плановые значения 2015 года;

значения 5 показателей выполнены на 100% от плановых значений 2015 года;

         значения 2 показателей достигнуты не в полном объеме.

информация по достижению всех 16 показателей представлена в приложении №1 и приложении № 2 к настоящему Отчету.

2. Сформирован пакет правовых нормативных документов, в том числе стратегических документов, направленный на развитие отдельных направлений сферы культуры.

3. Доля расходов на культуру в бюджете округа за период с 2013 по 2015 годы варьировалась в диапазоне от 2,6% до 2,7%, что соответствует инвестиционному сценарию развития Стратегии и осуществляется следующим образом: включение имиджевых, значимых культурных проектов в инвестиционные проекты развития территорий, многоканальное финансирование культурных проектов, стабильные государственные инвестиции, в том числе через федеральные и региональные программы, обеспечивается стабильное участие в культурной жизни округа, в ее поддержке и развитии, предприятий ресурсодобывающих отраслей Югры.

4. Проведены все необходимые мероприятия по эффективности расходования бюджетных средств через оптимизацию сети и численности работников учреждений и сокращение расходов на содержание учреждений культуры. Принятые меры позволили осуществить устранение дублирующих функций в учреждениях и прекращение предоставления аналогичных видов услуг в сфере культуры, что повлекло повышение эффективности работы учреждений за счет внедрения конкурентных принципов.

5. Оказана финансовая поддержка всем муниципальным образованиям Югры путем предоставления субсидий на развитие сферы культуры по 4-м направлениям: строительство муниципальных объектов, модернизация детских школ искусств и общедоступных библиотек, проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия.

6. Для выравнивания обеспеченности объектами культуры в автономном округе продолжается строительство объектов культуры в муниципальных образованиях. В виду того, что строительство отдельных обособленных зданий для каждого объекта культуры экономически нецелесообразно, упор делается на строительство комплексов, которые позволяют комплексно решить проблему обеспеченности в особенности в сельской местности. Всего с 2013 года введено 7 объектов культуры. За период с 2010 по 2012 годы введено в эксплуатацию 4 объекта культуры.

Развитие территорий в условиях рыночных трансформаций требует принципиально новых способов и методов финансирования объектов культуры с учетом более рационального их использования, а также факторов, влияющих на динамику потребности в объектах.

7. Качественно улучшена материально-техническая база государственных учреждений культуры:

устранены предписания надзорных органов в Сургутском музыкально-драматическом театре;

проведено комплексное оснащение общежития в Сургутском музыкальном колледже;

заменены окна и ведется работа по ремонту фасада Государственной библиотеки Югры;

проведено комплексное обследование Няганского детского музыкально-драматического театра;

приобретен автомобильный транспорт для организации гастролей государственным театрам автономного округа, приобретен оборудованный специализированный киноконцертный мобильный комплекс, для проведения на территории автономного округа киноконцертных мероприятий;

для музеев приобретено выставочное оборудование;

модернизировано сценическое оборудование;

приобретено оборудование для адаптации объектов культуры к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья;

завершено оборудование объектов государственных учреждений техническими средствами антитеррористической безопасности;

модернизировано 8 сельских библиотек в Сургутском, Нефтеюганском, Березовском, Октябрьском районах; модернизировано 7 детских библиотек в г. Нижневартовске, Мегионе, Березовском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Советском, Сургутском районах;

снизилось количество сельских населенных пунктов с 27 до 17, в которых жители не получают библиотечного обслуживания. Улучшению библиотечного обслуживания способствует оснащение центральных библиотек муниципальных районов библиобусами. В период с 2012 года трем муниципальным районам были приобретены мобильные комплексы информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) – библиобусы: Нижневартовский, Кондинский и Сургутский районы;

модернизировано материально-техническое оснащение 53 учреждений художественного образования, приобретены музыкальные инструменты и оборудование. Материально-техническая база детских школ искусств обновлена на более чем 20% от потребности, что позволило повысить качество подготовки учащихся.

8. Достигнуты наилучшие результаты по модернизации государственных и муниципальных библиотек и музеев: достигнуты 100% результаты по следующим показателям:

доля музеев и библиотек, подключенных к Интернету, составляет 100%;

доля музеев и библиотек, обеспеченных ПК и программным обеспечением для ведения электронных баз данных, составляет 100%;

представительство на портале «Библиотеки Югры» имеют 100% общедоступных библиотек автономного округа;

представительство на портале «Музеи Югры» имеют 100% музеев Югры.

9. В полном объеме завершены ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения Каменной церкви Вознесенская (конец XIX века) в п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района. В соответствии с концепцией сохранения и использования объектов культурного наследия Югры объект с сентября 2015 года используется в качестве приходского храма.

10. Запущены и работают региональные информационные системы, позволяющие получать в режиме реального времени любую информацию по отрасли, будь то аналитика или статистика. Это региональная информационно-аналитическая система «Медведь», информационно-аналитическая система «БАРС.Web - Мониторинг культуры» и мониторинг детских школ искусств подключенных к ИАС АВЕРС. Внедрение этих систем помогает оперативно, с учетом достигнутого на текущий момент состояния сферы культуры, принимать управленческие решения. Данный программный продукт позволит с 2017 года полномасштабно анализировать деятельность отрасли.

Осуществлена интеграция информационных носителей в такие системы как ГАС «Управление», АИС «Мониторинг», ТИС «Югра».

   11. Формируется единая электронная база данных клубных формирований самодеятельного народного творчества культурно - досуговых учреждений автономного округа. Картотека содержит данные о 1735 клубных формированиях самодеятельного народного творчества, из них детских - 845, молодежных от 15 до 24 лет – 264.

12. В свете реализации 808 Указа Президента «Об утверждении основ государственной культурной политики», государственными музеями Югры в 2015 году внедрена система ежедневных посещений музеев школьниками и студентами в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Музей – детям», ежедневно музеи посещает 175 детей, что на 30% превышает показатели 2014 года.

13. Созданы и успешно функционируют - система формирования резерва управленческих кадров руководителей учреждений культуры и творческих коллективов и гибкая многоуровневая система повышения квалификации и переподготовки кадров для отрасли культура.

14. Вводится централизованная система полномасштабных театральных и концертных гастролей на территории автономного округа. Доступность услуги в сфере сценического искусства обеспечивается формами внестационарного обслуживания, к которым относятся гастроли и показы на выезде.

Продолжаются работы по решению задач, имеющих более долгосрочный период реализации, в числе которых:

сближение уровней оплаты труда работников культуры с оплатой труда в сфере промышленного производства по региону;

техническая инвентаризация объектов культуры государственного и муниципального сектора культуры Югры с целью выявления реального состояния учреждений, их материально – технической оснащенности;

развитие внестационарных форм культурного обслуживания населения, внедрению дистанционных и инновационных культурных услуг;

сохранение национальных культур народов, традиционно проживающих на территории автономного округа;

создание единой открытой базы вакансий на сайте Депкультуры Югры;

создание системы широкой информированности населения о культурной жизни Югры и установление устойчивой обратной связи;

создание Дома новой культуры с целью распространения знаний и передовых технологий в отрасли культуры;

модернизация традиционных форм и видов культурной деятельности, стимулирование развития новых типов культурных институтов, поддержка новаторских, экспериментальных направлений в искусстве и самодеятельном творчестве;

реализация системы подготовки и переподготовки кадров отрасли и повышение квалификации;

создание условий труда и занятости творческих работников, развитие малого предпринимательства и системы государственного частного партнерства в отрасли;

объединение усилий государственного (муниципального) и независимого (частного) секторов культурного комплекса при формировании кластеров (систем) творческих индустрий и туризма;

продвижение культурных брендов Югры на российский и международный уровень, формирование системы информационной поддержки проектов в культуре.

Раздел 1. Сохранение и развитие единого культурного пространства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

По состоянию на 1 января 2016 года в Югре действует 453 учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования в сфере культуры. За трехлетний период количество учреждений культуры оптимизировано на 34 единицы, в том числе:

2013 год на 3 единицы:

Сокращение сети общедоступных библиотек на 2 сетевые единицы (сокращение 5-ти сетевых единиц в городских округах Нижневартовск, Нягань, Югорск в результате закрытия, слияния, перевода филиалов в статус отделов обслуживания; перевод в Кондинском районе сетевой единицы (справочно-информационный центр) в статус сельской библиотеки д. Кама; создание 4-х новых сетевых единиц: библиотеки-филиала №6 в городском округе Ханты-Мансийск, библиотеки-филиала в сельском поселении Кама Кондинского района, библиотеки в сельском поселении Юган Сургутского района, библиотеки в сельском поселении Зенково Ханты-Мансийского района).

Сокращение сети музеев на 1 сетевую единицу (слияние Мунициального учреждения культуры «Белоярский выставочный зал» и филиала «Этнографический музей в п. Казым» в Белоярском районе).

2014 год на 18 единиц:

Сокращение сети общедоступных библиотек на 5 сетевых единиц (сокращение 4-х сетевых единиц в городском округе Пыть-Ях, Нягань, г. Нижневартовск в результате закрытия и слияния; закрытие 1 сетевой единицы с. Сивысь-Ях Нефтеюганского района).

Сокращение 8 организаций культурно-досугового типа (в т.ч. ремесел) (сокращение 6-ти сетевых единиц в результате ликвидации учреждений в Березовском и Нефтеюганском районах; слияние 2-х сетевых единиц в городском округе Радужный в одну; слияние 2-х сетевых единиц в Советском районе в одну; слияние 2-х сетевых единиц в городском округе Урай в одну; передача учреждения в управление образования и молодежной политики в городском округе Лангепас; создание 2-х учреждений в Березовском и Нефтеюганском районах).

Сокращение 2 образовательных организаций среднего профессионального образования (реорганизация БУ СПО ХМАО – Югры «Югорский художественный техникум» путем ликвидации; реорганизация БУ СПО ХМАО – Югры «Сургутский художественно-промышленный колледж» путем присоединения к БУ СПО ХМАО – Югры «Сургутский профессиональный колледж русской культуры им. А.С. Знаменского».

Сокращение 1 учреждения кинопоказа и кинопроката (реорганизация АУ ХМАО – Югры «Киноцентр Югра» путем присоединения к АУ ХМАО – Югры «Югорский кинопрокат»).

Сокращение сети государственных и муниципальных учреждений по охране памятников истории и культуры (на 1 сетевую единицу) произошло в результате уточнения данных в статистических формах.

Увеличение сети концертных организаций и самостоятельных коллективов на 2 сетевые единицы произошло в результате уточнения данных в статистических формах.

2015 год на 13 единиц:

Оптимизация 8 культурно – досуговых учреждений путем присоединения и слияния в муниципальных образованиях г. Покачи, г. Когалым, Октябрьский район, Белоярский район, Сургутский район.

Ликвидация с февраля 2015 года муниципальное автономное учреждение «Центральный парк культуры и отдыха «Аттракцион».

Реорганизация 3 детских школы искусств путем преобразования в филиалы в Кондинском и Сургутском районах.

Смена ОКВЭД с 73.20 «Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук» на 92.52 «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий» МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора» Сургутский район.

Работа по совершенствованию организационно-сетевых мероприятий в подведомственных организациях, поэтапно реализовывалась в соответствии с Планом Правительства по реорганизации сети государственных учреждений культуры (в 2013 году - 24 государственных учреждений, на 01.01.2016 года – 18 учреждений).

В результате проведенных мероприятий экономический эффект от оптимизации сети составил 83 922 тыс. рублей (по 2014 году составил 38 692,2 тыс. рублей, в 2015 году 45 229,8 тыс. рублей).

В Стратегии, в разделе «Проблемы в культуре», по направлению «кадровой политики» было продекларировано несколько позиций: отсутствие кадрового резерва и тенденция снижения квалификации кадров.

В 2013 г. численность работников в отрасли насчитывала 12 409 чел., по итогам 2015 г. - 8 249 чел. Сокращение составило почти 34%.

Глубоко понимая происходящие процессы как в отрасли, так и в целом по стране, при сохраняющейся тенденции сокращения первостепенной становиться задача привлечения в кадровый резерв лучших, а тех, кто сегодня работает в культуре – необходимо обеспечить возможностью повысить свою квалификацию через различные курсы.

Результаты реализации Задачи: «Формирование корпуса современных менеджеров – руководителей учреждений культуры и творческих коллективов, способных обеспечить высокое качество услуг и культурных проектов».

С кадровым резервом в сфере культуры ситуация изменилась принципиально. На региональном уровне вышло Постановление Правительства автономного округа от 30.08.2013 N 339-п «О назначении и прекращении полномочий руководителей госучреждений…», в котором закреплена норма о назначении лиц только из резерва управленческих кадров, сформированном на основе конкурсного отбора в соответствии с законодательством Югры.

В период с 2013 по 2015 год Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депкультуры Югры) было проведено 8 заседаний конкурсной комиссии по формированию резерва управленческих кадров (это должности руководителей госучреждений). По результатам 8-ми конкурсов 55 кандидатов включены в кадровый резерв.

Такая практика складывается и в муниципальных образованиях – проведение конкурсных процедур стало повсеместным.

Вырос уровень квалификации педагогов школ искусств. Второй год подряд педагоги детских школ искусств округа входят в число лучших преподавателей детских школ искусств Российской Федерации.

В 2015 году этого звания удостоилась Федулова Инна Александровна, Детская школа искусств № 1 города Нижневартовска, в 2014 году - Лосева Ольга Адамовна, Детская школа искусств г. Нефтеюганска. Ежегодно школы искусств Югры входят в топ-лист «50 лучших детских школ искусств Российской Федерации», в 2014 году - Белоярская детская школа искусств, в 2015 году сразу две школы - Детская школа искусств №1 города Сургута, Детская школа искусств №2 города Нижневартовска.

Можно говорить что задача, постеленная Стратегией          «Формирование корпуса современных менеджеров – руководителей учреждений культуры и творческих коллективов, способных обеспечить высокое качество услуг и культурных проектов» системно решается.

Результаты реализации Задачи: «Создание гибкой многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров отрасли и повышения квалификации».

За три года повысили свою квалификацию 3 750 человек. Только в 2015 году каждый 5 специалист в сфере культуры и искусства на территории автономного округа обучился или прошел курсы повышения квалификации. В 2013 году это был каждый 13-ый, кто повысил свой уровень знаний! Изменения имеют 2 основные характеристики:

1-ая – численность работников уменьшилась более чем на 30% (это минус);

2-ая – работающие в отрасли кадры активно обучаются, чтобы соответствовать требованиям времени (это очень большой плюс).

Ключевые центры повышения квалификации кадров отрасли культуры
в Югре - бюджетные учреждения среднего профессионального образования «Сургутский музыкальный колледж» и «Сургутский профессиональный колледж русской культуры им. А. С. Знаменского». В них реализуется 5 программ повышения квалификации, 5 программ профессиональной переподготовки.

Всего проведено 7 курсов повышения квалификации, 5 профессиональной переподготовки. Обучено 177 работников, выдано 177 удостоверений установленного образца.

        Результаты реализации Задачи: «Безусловное проведение в жизнь принимаемых федеральными, региональными и местными органами представительной власти решений, нормативных и иных правовых актов, касающихся развития культуры и искусства, поддержки всех направлений развития отрасли».

        С 2013 года в отрасли принято 36 нормативных правовых акта, из них пакет документов стратегического планирования составил 19.

Назову основные документы, которые оказали влияние на развитие основных направлений отрасли:

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 – 2020 годы»;

Концепция развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года;

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Активизировалась работа с федеральными структурами. Правительством автономного округа заключен ряд Соглашений о сотрудничестве в сфере культуры, в том числе:

- с Министерством культуры Российской Федерации об обеспечении достижения в 2014-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определенных региональным планом мероприятий («дорожной картой»);

- с Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный академический Малый театр России», Публичным акционерным обществом «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», муниципальным образованием город Когалым о развитии культурного сотрудничества на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина»;

- ежегодно заключается соглашение с Министерством культуры Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства.

Между Депкультуры Югры и Министерством культуры Российской Федерации ежегодно заключаются соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры иных межбюджетных трансфертов, в их числе:

- на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований;

- на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Российской Федерации к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки;

- на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам.

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в законы автономного округа:

«О культуре и искусстве в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,

«О регулировании отдельных отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия»,

«О регулировании отдельных вопросов в сфере музейного дела в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,

«О регулировании отдельных вопросов библиотечного дела и обязательного экземпляра документов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,

«О народных художественных промыслах в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Постановлениями Губернатора автономного округа усовершенствованы порядки присуждения премий Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области культуры и искусства, в области литературы, за вклад в развитие межэтнических отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, дополнены категории получателей премий, номинации, изменено количество премий.

Постановлением Правительства автономного округа установлен Порядок бесплатного посещения многодетными семьями музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок, проводимых учреждениями культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Кроме того, одной из основных задач культурной инициативы Стратегии являлась задача по формированию регионального Реестра объектов нематериального культурного наследия. 26 сентября 2013 года принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 392-п «О Реестре объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В 2013-2015 годах Депкультуры Югры приступил к осуществлению новых полномочий в части оказания государственной поддержки писателям, субъектам малого и среднего предпринимательства, оказанию содействия развитию конкуренции в сфере культуры и культурной адаптации мигрантов.

Оценивая результаты нормотворческой деятельности и создание в Югре правового поля в сфере культуры, смело можно поставить высокую оценку проделанной работе.

Одной из проблем, установленных Стратегией, которую удалось решить за этот период является устранение нарушений требований антитеррористической защищенности и комплексной безопасности учреждений культуры.

15 государственных учреждений культуры имеют в оперативном управлении объекты недвижимого имущества, которые полностью обеспечены лицензированной физической охраной, системами охранного телевидения, кнопкой экстренного вызова полиции.

Прямой связью с органами внутренних дел обеспечены 4 объекта культуры, системами контроля управления доступом 10 объектов, в государственных учреждениях культуры в наличии имеются 12 стационарных и 15 ручных металлодетекторов.

77 муниципальных объектов культуры обеспечены лицензированной физической охраной, технические средства защиты вневедомственной охраны используются на 53 объектах, штатными сторожами охраняется 149 муниципальных объектов, системами охранного телевидения оборудованы 147 объектов, кнопкой экстренного вызова полиции (ЧОП) 152 объекта, металлодетекторной аппаратурой 40 объектов, телефонные аппараты с автоматическим определением номера имеют 109 объектов.

В 2015 году на обеспечение антитеррористической защиты учреждений культуры, осуществляющих свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из консолидированного бюджета осуществлено финансирование в размере 102 979, 28 тыс. рублей, в том числе:

- на обеспечение антитеррористической защиты государственных учреждений культуры из бюджета автономного округа 38 796,15 тыс. рублей;

- из бюджетов муниципальных образований на обеспечение антитеррористической защиты муниципальных учреждений культуры 64 183,13 тыс. рублей.

Результаты реализации Задач: «Разработка и внедрение механизмов по расширению участия общественности в управлении культурным процессом» и «Проведение мониторинга и исследований в отрасли, выработка рекомендаций по инструментам экономического стимулирования и государственных гарантий в культуре, формированию благоприятного инвестиционного климата».

В культурной деятельности человек реализует первичные, социальные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг. Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Практика оценки деятельности все еще строится на формальных критериях, которые задаются традиционной схемой статистической отчетности.

Собранная на ее основе информация оказывается преимущественно количественной, усеченной и недостаточной для объективного анализа и оценки качества услуги. Она не позволяет принимать адекватные решения относительно обеспечения качественного исполнения, создания нематериальных ценностей, спектаклей. Это еще раз подтверждает целесообразность научного обоснования процесса формирования культуры оценочной деятельности как важнейшего компонента профессиональной культуры.

Немало копий сломано вокруг измерения и оценки результатов культурной деятельности и эффективности ее поддержки государством.

Оценить качество культурных услуг оказалось делом нелегким, вследствие чего пошли по пути наименьшего сопротивления: ограничились количественными показателями или оценкой качества условий предоставления услуг. Сегодня стало стандартной формулировка «Основой оценки качества оказания услуг является уровень удовлетворенности потребителей оказанной услугой». Уровень удовлетворенности определяется изучением мнений различных групп потребителей о качестве и доступности предоставляемых услуг.

В целях повышения качества предоставления услуг учреждениями культуры в 2015 году из 453 муниципальных учреждений в сфере культуры Югры независимую оценку качества прошли 53 учреждения, что составляет 12 % от общего количества. В дальнейшем работа в данном направлении продолжится.

По итогам проведенной независимой оценки удовлетворены качеством услуг свыше 70 % опрошенных респондентов.

Кроме того, Депкультуры Югры в 2015 году окончена независимая оценка качества работы всех государственных учреждений, находящихся в ведении Депкультуры Югры, по итогам которой уровень удовлетворенности варьируется от 72 до 95%.

Наиболее высший бал имеют Центр народных художественных промыслов и ремесел, Сургутский музыкально-драматический театр, Няганский детский музыкально – драматический театр

Средний балл учреждений культуры субъекта составляет 76,57 балла, что в сравнении с общероссийскими показателями, свидетельствует о системной и комплексной организации работы учреждений.

С целью расширения участия общественности в управлении культурным процессом приказом директора Депкультуры Югры № 03/01-09 от 14 января 2013 года при Депкультуры Югры создан Общественный совет, который является постоянно действующим коллегиальным консультативно - совещательным органом при Депкультуры Югры. В состав Общественного совета вошли представители общественных объединений и организаций, выдающиеся деятели культуры и искусства, руководители ведущих государственных и муниципальных учреждений культуры автономного округа.

Общественный совет создан в целях содействия поиску эффективных решений и разработке мер по реализации государственной политики в сфере культуры на основе взаимодействия граждан, общественных организаций, а также реализации прав граждан на осуществление общественного контроля, обеспечения участия населения автономного округа в работе исполнительного органа власти по подготовке и реализации управленческих решений.

Основными направлениями работы Общественного совета являются:

- осуществление общественного контроля за деятельностью Депкультуры Югры;

- совершенствование механизма учета общественного мнения и обратной связи исполнительного органа власти с гражданами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;

- обеспечение участия представителей общественности в процессе подготовки и реализации решений в сфере деятельности Депкультуры Югры;

- организация и осуществление совместных действий Депкультуры Югры и граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций по разработке и реализации государственной политики в сфере культуры;

- привлечение к принятию управленческих решений в сфере деятельности Депкультуры Югры широкого круга граждан, представляющих интересы различных групп населения автономного округа;

- информирование общественности и организаций автономного округа о целях, задачах и итогах работы Депкультуры Югры в установленной сфере деятельности.

Всего с начала действия Общественного совета проведено 13 заседаний, на которых рассмотрены различные вопросы, касающиеся сферы культуры, в том числе утверждение итогов независимой оценки качества деятельности учреждений культуры, обсуждение итогов работы Депкультуры Югры, рассмотрение и обсуждения нормативных документов, инициаторами и разработчиками которых является Депкультуры Югры.

Результаты реализации Задачи: «Создание региональной интегрированной информационной среды для принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика), организация ее взаимодействия с информационными системами на всех уровнях управления отрасли»«.

В 2014 году Депкультуры Югры запустил в тестовый режим региональную информационно-аналитическую систему «МедВедь», которая объединила в себя всю статистическую и аналитическую информацию по отрасли культура. В настоящее время к системе уже подключены органы управления культуры муниципальных образований автономного округа. Данная система интегрирована в территориальную информационную систему Югры, что позволяет в онлайн-режиме получать любую статистическую и аналитическую информацию об отрасли культуры.

Мониторинг по узким направлениям деятельности, независимая оценка качества, показатели форм статистического наблюдения – внедрение этих форм работы позволяет отслеживать динамику происходящих в отрасли изменений и служит основой для принятия управленческих решений с целью корректировки среднесрочных планов, программных мероприятий, первоочередных мер и нормативно-правовых документов, регулирующих отраслевые направления в сфере культуры.

С целью модернизации традиционных форм работы и поддержки новаторских, экспериментальных направлений в самодеятельном народном творчестве с 2013 года ведется работа по формированию единой электронной базы данных клубных формирований самодеятельного народного творчества культурно - досуговых учреждений автономного округа. По состоянию на 2015 год база представляет собой картотеку в электронном и печатном формате о 1735 клубных формированиях самодеятельного народного творчества, из них детских - 845, молодежных от 15 до 24 лет – 264.

Приказом Депкультуры Югры от 18 марта 2013 года № 59/01-09введена в эксплуатацию Информационно-аналитическая система «БАРС.Web - Мониторинг культуры» (далее ИАС «БАРС»).

ИАС «БАРС» позволяет вести своевременный мониторинг показателей деятельности культурно-досуговых учреждений (материально-технической базы, культурно-досуговых формирований, культурно-массовых мероприятий, персонала учреждений и др.) 22 муниципальных образованиях автономного округа.

В 2013 году сформирован электронный банк данных фольклорных коллективов Югры, который ежегодно актуализируется посредством информационной системы «Барс-Аналитика».

С конца 2015 года с целью автоматизации процессов информационного обеспечения управленческой деятельности организаций дополнительного образования отрасли культуры производится мониторинг детских школ искусств подключенных к ИАС АВЕРС «Управление учреждением дополнительного образования» (далее – система дополнительного образования), осуществляющих работу по загрузке контейнеров содержащих информацию о деятельности школ (по видам искусств), численности работников и учащихся, информации о количестве классов в школе, и виде предоставления услуг. По состоянию на апрель 2016 года, количество подключенных школ в сфере культуры к системе дополнительного образования составляет 100 %, выгрузка контейнеров осуществляется еженедельно.

Формируется «банк данных» талантливых детей и молодых дарований и реестр детей, проявивших способности в сфере культуры и искусства и награжденных путевками Депкультуры Югры на оказание услуг по организации летнего отдыха на Южное Черноморское побережье республики Болгария.

С целью формирования сводного электронного каталога общедоступные библиотеки Югры используют общий программный продукт АБИС «ИРБИС», библиотеки г. Сургута и Сургутского района – АБИС «MARC SQL».

На сегодняшний день во всех государственных и муниципальных музеях округа введена автоматизированная система учета музейных предметов. В результате централизованной программы информатизации, все 34 музея имеют одинаковую программную платформу автоматизации музейной деятельности – информационную систему КАМИС-2000.

Ежегодно Депкультуры Югры издается приказ «О подготовке ежегодного отчета и организации статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры, кинематографии, образовательных организаций в сфере культуры автономного округа по итогам деятельности», в котором утверждается структура отчета, заполняются формы федеральной статистической отчетности по всем направлениям деятельности (6-НК, 8-НК, 4-экспонаты. 7-НК, 9-НК, 11-НК, 12-НК).

Результаты реализации Задачи: «Организация систематического изучения независимого сектора, его влияния на культурное, социальное и пространственное развитие региона, разработка системы статистических показателей, отражающих состояние креативного сектора экономики автономного округа и методики его «картирования» с опорой на международный опыт».

В 2015 году Депкультуры Югры с привлечением научного сообщества провел научно-исследовательскую работы по комплексному изучению коммерческого (независимого) сектора культурного комплекса региона. Главным ее результатом стало «картирование» субъектов некоммерческого сектора на всей территории автономного округа,   а также выработка конкретных предложений по развития государственно-частного партнерства в автономном округе и организации его взаимодействия с государственным (муниципальным) сектором, которые претворятся в жизнь в ближайшее время.

Эта работа направлена на:

ускорение процесса интеграции независимого сектора в единый культурный комплекс автономного округа, повышение активности и эффективности их работы,  разработку и реализацию инновационных проектов и акций, создание новых видов деятельности и экспериментальных структур;

организацию межведомственного взаимодействия в целях создания оптимальных условий для оказания услуг учреждениями культуры, в том числе частными организациями.

Результаты реализации Задачи: «Создание условий труда и занятости творческих работников, развитие малого предпринимательства и системы государственно–частного партнерства в отрасли, расширение межрегионального и международного культурного сотрудничества» и «Объединение усилий государственного (муниципального) и независимого (частного) секторов культурного комплекса при формировании кластеров (систем) творческих индустрий и туризма».

В рамках государственной программы автономного округа «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 – 2020 годы» ежегодно проходит конкурс на получение субсидий на реализацию проектов в области культуры и искусства по 8 номинациям.

Ежегодно на эти цели направляются 5 миллионов 600 тысяч рублей, общая сумма финансирования за 3 года составила 16 миллионов 800 тысяч рублей.

Всего за этот период поддержано 31 проект. И это проекты негосударственного культурного сектора Югры, который в последние году набирает обороты.

Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в силу специфичности отрасли, не столь ярко выражены, и представлены, как правило, в меньших масштабах, но имеющих не менее важное общественно-государственное значение.

Наиболее значимым культурным событийным проектом, ежегодно с 2003 года успешно реализуемым в регионе на коммерческой основе при участии государственных органов автономного округа является Международный Фестиваль Кинематографических Дебютов «Дух огня».

МФКД «Дух Огня» проводится при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Министерства культуры Российской Федерации и партнера фестиваля - компании ООО «Газпромнефть-Хантос».

Данный проект вошел в обобщенную Минкультуры России лучшую практику государственно-частного партнерства на территории Российской Федерации.



см. приложение

Опубликовано: 07.05.2016 15:55        Обновлено: 27.11.2017 16:08