Размер:
Цвет:

Завертень С.Ф. Программа реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства

Программа реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства

«С кисточкой в ладошке»

Автор: педагог дополнительного образования высшей категории Завертень С.Ф.

МАУ «Дворец искусств» г. Мегион

1 слайд:

Клубное формирование изостудия «Радуга» создано на базе Муниципального автономного учреждения «Дворец искусств» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью. В настоящее время работники медицинских учреждений признают недостаточными только лечение или коррекцию недостатков с помощью лекарств или технических приспособлений. В современной ситуации необходимы новые подходы к инвалидности, социализации личности. Работая с детьми и подростками с ограниченными физическими возможностями коллектив Муниципального автономного учреждения «Дворец искусств» пришел к выводу, что духовно-нравственное воспитание данной категории должна опираться на разработку и реализацию соответствующих реабилитационных программ, направленных на конкретные принципы и подходы. Задача коллектива на данном этапе реализовывается по авторской программе «С кисточкой в ладошке». Программа направлена на духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей детей и подростков, обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание окружающего мира и самих себя с помощью активного вовлечения в разнообразную деятельность.

2 слайд:

Изостудию «Радуга» посещают дети следующей категории:

— С нарушениями слуха

— С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

— С нарушением речи

— С задержкой психического развития

— Имеющих умственную отсталость

— С нарушением эмоционально-волевой сферы

На настоящее время студию посещают 17 человек. За время работы студии прошли реабилитацию 177 человек.

С 2017 года студию посещают дети, находящиеся в социально опасном положении, дети, где воспитанием занимается один папа.

3 слайд:

программа «С кисточкой в ладошке» состоит из 5 разделов и представляет поэтапную работу с детьми различных заболеваний и возраста. Задачи каждого раздела индивидуальны, но вместе они представляют стройную единую систему.

— 1раздел «С кисточкой в ладошке»

— 2 раздел «Выставочная деятельность»

— 3 раздел «Мамалыш»

— 4 раздел «Дай руку, друг»

— 5 раздел«Здравствуй»

все части программы объединены одной целью: социальная адаптация, формирование полноценной личности.

4 слайд:

Цель программы:

    реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.

Задачи:

— Обучение навыкам изобразительного искусства;

— Развитие самостоятельности при выполнении художественных работ;

— Привитие навыков коллективной работы.

5 слайд:

Основой всей работы являются занятия изобразительной деятельностью: рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство

Задачи:

— развитие эмоциональности, творческой активности

— развитие гибкости пальцев

— улучшение координации

— изображение окружающего мира в многообразии цветовых отношений

— использование природного материала

— применение оригинальных нетрадиционных техник

6 слайд:

Методы:

— Метод устного изложения материала (рассказ, лекция, беседа);

— Наглядность (иллюстрация, демонстрация опытов, организация различного рода наблюдений за естественными объектами и явлениями);

— Упражнения (творческие задания).

7 -22 слайд:

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

При подготовке к занятию педагог продумывает когда, как, чем должны заниматься дети с учетом их индивидуальных возможностей (темп урока может варьироваться в зависимости от заболеваний). Возможно параллельное существование индивидуальной программы для отдельного учащегося, в которой учитываются его заинтересованность отдельной техникой или темой.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Для большего эффекта в работе мною были взяты для работы различные нетрадиционные технологии рисования, пластилинография, тестопластика, кляксография, рисование природным материалом и мн др.

Формы занятий:

— соревнование (иногда мы соревнуемся с обучающимися художественной школы)

— консультация

— в группах

— взаимообучения учащихся

— экскурсия

— выставка и т.д.

Данный раздел программы реализовывается через индивидуальный подход к каждому ребенку. В основе лежит принцип доступности, учет индивидуальных медико-психологических особенностей ребенка.

Учебно-тематический план состоит из 34 занятий, который имеет разработку каждого занятия (цель, материалы и инструменты, содержание).

По итогам каждого занятия лучшие работы отбираются на выставку.

Кроме поставленных задач педагог постоянно ищет способы раскрытия творческих способностей детей и подростков.

23 слайд:

2раздел
«Выставочная деятельность»

— Цель: Вовлечение детей и подростков в активную выставочную деятельность

— Задачи: Расширение кругозора, повышение образовательного уровня

24 слайд:

Творческие достижения: со дня открытия студии дети принимали активное участие в выставочной жизни города. Ежегодно в городе проводится Международный день инвалидов. В этот день дети чувствуют себя немного именинниками: поздравления, гордость за свои работы, показ своего творчества родным и близким. За время работы мы принимали участие в городских, областных, международных выставках. Итоги говорят за себя:

25 слайд:

— Лауреаты областного фестиваля «Добру и пониманию путь открыт» г. Тюмень

— Победитель областного фестиваля «Будущее для всех» г. Тюмень

— Победитель регионального конкурса «Я – автор» 2007 г. Ханты-Мансийск

— Номинант Международного конкурса «Филантроп» 2008 г. Москва

— Дипломанты Международного фестиваля «Шаг навстречу» 2008 г. Санкт-Петербург

26 слайд:

Вместе с детьми мы посетили города: Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Тобольск, Санкт-Петербург, Москва. Побывали не просто участниками, но и победителями.

27 слайд:

По возвращению домой у ребят появляется много идей, желаний, которые мы воплощаем в жизнь. Одним из любимых мест, где нас всегда ждут- это детская художественная школа. В выставочном зале школы прошла персональная выставка Болдыревой Марии, на которой Маша продемонстрировала свои творческие работы, читала свои стихи и исполняла авторские произведения на синтезаторе. В 2008 года Маша стала номинантом Международного конкурса «Филантроп» г. Москва

28-29 слайд:

В 2015 году прошла персональная выставка Такмаковой Марии. Маша присутствовать не смогла (детский церебральный паралич), но на выставке были родители, знакомые, друзья. Педагог занимается с Машей индивидуально, дома. После выставки все дружно пошли к Маше домой поздравлять её.

30-32 слайд:

Первое время с момента открытия студии работы отбирались по принципу «лучшая». Последние выставки были тематические или по определенным техникам выполнения. Одной из понравившихся техник выполнения стала «изонить». Так в доме культуры «Прометей» прошла выставка «Волшебная паутинка» в которой было выставлено 35 работ. Итогом было награждение всех участников выставки, вручение подарков.

33-34 слайд:

«Дети с ограниченными возможностями , по сути, не отличаются от обычных своих сверстников. Они такие же любопытные, веселые и грустные, впечатлительные и мечтательные. Им также хочется играть на музыкальных инструментах, рисовать, танцевать. Но между их «хочу» и «могу» – огромная, порой непреодолимая пропасть». Я пытаюсь сократить расстояние между этими берегами». Сания Завертень

Опубликовано: 18.04.2018 16:29        Обновлено: 18.04.2018 16:29