Размер:
Цвет:

Вопросы нормативно-правового регулирования детских школ искусств

Выступление начальника

отдела кинематографии и художественного

образования Депкультуры Югры

Д.Г. Пуртова на заседании

расширенного круглого стола

 «Вопросы нормативно-правового

регулирования детских школ искусств»

 

«Вопросы нормативно-правового регулирования детских школ искусств»

 

В ноябре 2010 года и в ноябре 2011 года  в ходе окружного совещания руководителей образовательных учреждений сферы культуры и искусства автономного округа в п. Белый Яр Сургутского района и на Коллегии Департамента культуры автономного округа в городе Когалыме обсуждались вопросы о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», направленный на закрепление и развитие правового статуса детских школ искусств.

 

В июне 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», направленный на совершенствование системы образования в сфере культуры и искусства.

 

Согласно подпункту 1 статьи 1 и пункту 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17 июня 2011 года 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании») устанавливается, что в Российской Федерации реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.

К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств и срокам обучения по этим программам Министерством культуры, по согласованию с Министерством образования и науки, устанавливаются федеральные государственные требования.

В соответствии с подпунктом 1.1. статьи 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливается, что дополнительные предпрофессиональных программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующего образовательного учреждения свидетельство об освоении этих программ по форме, установленной Министерством культуры.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом осуществления государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в муниципальных детских школах искусств (пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

 

В принципе, принятие данного закона можно сравнить с масштабным «водоразделом» в организации и осуществлении основной образовательной деятельности детских школ искусств.

В чём принципиальные отличия образовательных учреждений дополнительного образования нового типа от прежнего, и каковы правовые последствия «мягкого» уклонения от преобразований образовательной деятельности.

 На протяжении 2011 года Министерство культуры Российской Федерации настойчиво работало с Министерством образования и науки Российской Федерации над созданием нового Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Его еще неутвержденный проект предполагает, что детские школы искусств выделяются в отдельный вид. В их наименовании могут использоваться специальные названия – «музыкальные школы», «хореографические», «цирковые».

Детские школы искусств теперь законодательно могут реализовывать два вида дополнительных программ: программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (дополнительные общеразвивающие) и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

Для того чтобы называться детской школой искусств, необходимо реализовывать именно предпрофессиональные программы (основной вид образовательной деятельности учреждения).

Кроме того, детские школы искусств могут оказывать и дополнительные услуги населению, организовывать дополнительное платное обучение. Но основные задачи учреждения – выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей. И это дает возможность принимать не всех детей в школы искусств, а лишь проведя их предварительный отбор.

Следующая норма, предписанная в Типовом положении, - «удовлетворение потребности детей в эстетическом и интеллектуальном развитии», а также подготовка особо одаренных детей к поступлению в средние специальные учебные заведения.

Собственно, координально работа преподавателей в детских школах искусств фактически не меняется - вся деятельность, которая осуществлялась школами искусств, продолжает осуществляться, только теперь к школам предъявляются определенные требования организации учебного процесса, учебные заведения обязаны повышать качество этого процесса.

Директор учебного заведения обязан контролировать и творческую деятельность внутри школы, к которой относятся конкурсы, фестивали и подобные им мероприятия. Помимо образовательных и творческих функций на школы возложено обязательство ведения культурно-просветительской работы.

Новые правовые нормы не могут не затронуть и вопросы руководства детской школы искусств – обязательным для каждой школы теперь является создание методического совета.

Прием детей в детские школы искусств должен будет осуществляться в рамках государственного (муниципального) задания, и учащимся, которые набраны сверх заданной квоты, придется платить за обучение. Тем самым проблема законность родительской платы будет разрешена.

Правила приема в образовательное учреждение согласовывает учредитель, но порядок отбора в каждом конкретном заведении должен быть отражен в его уставе. В учреждениях должны быть созданы комиссии по отбору детей, а также апелляционная комиссия, чтобы родители имели право требовать пересмотра решения приемной комиссии.

После введения 9 класса в общеобразовательных школах школы искусств продолжают существовать в семилетнем режиме. Преподавателям творческих школ приходилось, как говорится, «выкручиваться» и один «вакантный год», так или иначе, отводить для целенаправленной подготовки учащихся к поступлению в ссузы и вузы.

По многим программам Федеральными государственными требованиями предусмотрено два срока реализации. По специальностям «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор», «Цирковое искусство» теперь основной срок обучения – 8 лет плюс один дополнительный год по желанию.

По специальностям «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Искусство театра» - два срока обучения: 5 лет плюс один дополнительный год или 8 лет плюс один.
Новые нормы позволяют обучать детей по индивидуальному плану. Возможны сокращенные сроки обучения для детей, которые быстрее справляются с представленными в программе знаниями, умениями и навыками.

Справочно: 13 декабря 2011 года на сайте Минкультуры России опубликованы проекты приказов об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ по специальностям «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор», «Цирковое искусство», «Хореографическое творчество», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Искусство театра» и срокам обучения по этой программе.

По состоянию на текущую дату Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта зарегистрированы два приказа Минкультуры России об утверждении ФГТ в области изобразительного искусства специальность «Живопись» (от 12 марта 2012 года № 156) и в области музыкального искусства «Народные инструменты» (от 12 марта 2012 года № 162).

Итоговая государственная аттестация (выпускные экзамены) выделена в отдельный нормативный акт – приказ Минкультуры России от 9 февраля 2012 года № 86 «Об утверждении положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2012 года)

Председателем комиссии должен быть специалист с соответствующим высшим профессиональным образованием. Им может стать и приглашенный специалист из среднего или высшего учебного заведения.

Критерии промежуточной аттестации устанавливает само образовательное учреждение: возможно использование разных балловых систем, но итоговая аттестация должна быть оценена по пятибалльной системе.

 

Все эти правовые нормы, в том числе еще не согласованные (ФГТ), должны отразиться в уставах детских школ искусств.

Конечно, можно говорить, что нормативно-правовая база организации детских школ искусств находится в стадии активной разработки и утверждения, и данный процесс не завершен,  но основные векторы правового преобразования озвучены, обличены в форму документов (проектов документов), которые уже сейчас позволяют запустить алгоритм перехода детских школ искусств на ведение образовательной деятельности  по дополнительным предпрофессиональным программам.

Итак, пришёл день, когда каждый из руководителей детских школ искусств и их учредители должны дать старт организационным мероприятиям по фактическому переходу в новый вид учреждения дополнительного образования, либо изменить статус учреждения, или обосновать временную отсрочку перехода на реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства, напомню, что для детских школ искусств, это основной вид образовательной деятельности.

 

Но сначала, предлагаю вашему вниманию справочную информацию о системе художественного образования автономного округа, думаю, статистические данные помогут выявить «болевые точки» региональной реформы.

  

До 2001 года в Югре осуществляли деятельность первый и второй уровень системы профессионального образования в сфере культуры и искусства: учреждения дополнительного образования детей и училища, колледжи среднего профессионального образования в городах Ханты-Мансийск, Сургут, Югорск.

Культура Югры в 2001 году получает уникальную систему непрерывной профессиональной подготовки творческих и педагогических кадров «Школа – Колледж – Вуз» перед которой ставится цель:

повышение уровня подготовки специалистов в сфере художественной культуры, сохранение и развитие соответствующей системы учреждений, сложившейся в Югре, что в свою очередь обеспечивает осуществление следующих задач:

формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех специальных и возрастных групп населения;

 создание эстетически развитой аудитории слушателей и зрителей, которая бы активизировала художественную жизнь общества;

 подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере художественной культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

 сохранение и трансляция новым поколениям традиций профессионального национального образования в сфере искусства;

 приобщение населения Югры к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

 выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

 

На начало 2011/2012 учебного года общее количество детских школ искусств составило 58 единиц.

Из 58 детских школ искусств 15 школ расположены в сельской местности.

Количество обучающихся увеличилось на 366 человек, что составляет 2% роста по отношению к аналогичному показателю прошлого периода 18 506 – 2010, 18 872 - 2011.

Если рассматривать данный показатель в разрезе муниципальных образований Югры, рост наблюдается в г. Нижневартовске на 10 % или на 255 человек, в г. Нягань на 11 % или на 82 человека.

Значительное снижение численности обучающихся произошло в г. Пыть-Ях на 9 % или на 100 человек, Покачи на 13 % или на 40 человек.

Согласно представленной муниципальными образованиями аналитической информации 1-ДМШ наибольшее количество обучающихся 3 775 приходится на художественные отделения или 20 % от общего числа обучающихся в детских школах искусств автономного округа, на втором месте 19% - фортепиано или 3 551 обучающихся, народные инструменты 2 885 или 15 %.

Лидерами роста числа обучающихся являются отделения: театральное 191 % или 196 человек; духовые и ударные инструменты - 119 % или на 163 обучающихся.

Вызывает обеспокоенность резкое падение числа обучающихся на отделении декоративно-прикладное искусство на 20 % или на 62 человека и на хоровом отделении на 13% или на 175 человек по сравнению с аналогичными показателями прошлого периода.

 

Критичность ситуации с обновлением парка музыкальных инструментов подтверждается цифрой 1 137 единиц, из которых только потребность в фортепиано составляет 580 единиц.

Потребность в учебно-методических материалах составляет 1 127 единиц, из которых большую часть составляют пособия по музыкальной литературе 920 единиц или 82 % от общего числа потребности в учебно-методических материалах.

Потребность в оборудовании составляет 1 306 единиц, из которых стулья 362 единицы или 28% от потребности в оборудовании.

На начало 2011/2012 учебного года количество преподавателей детских школ искусств автономного округа составило 2 611 человек, в том числе штатных – 2 391 человека.

Рост числа преподавателей составил 4 % или 109 человек по отношению к аналогичному показателю прошлого периода.

В сравнении с прошлым периодом показатель численности преподавателей в детских школах искусств разрезе муниципальных образований автономного округа показал:

увеличение произошло в Кондинском районе – в 2,2 раза или на 42 человека (вследствии неверного отражения аналогичного показателя за прошлый период), в г. Нижневартовске - на 28% или на 71 человек;

снижение наблюдается в г. Покачи – на 7%, г. Нефтеюганске - на 8%, в Урае - на 4% или на 16, 3 и 4 человека соответственно.

Количество преподавателей с высшим образованием 1 092 человек, что составляет 69% от общего количества педагогов, при этом рост данного показателя по сравнению с аналогичным показателем прошлого периода составил на 7% или на 71 человек.

На начало учебного года 2011/2012 финансирование детских школ искусств составило 1 150 538 тысяч рублей, что превышает аналогичный показатель прошлого периода на 14 % или 140 218 тысяч рублей.

Что связано с увеличением ассигнований от учредителей:

на оплату труда на 17 % или 123 964 тысяч рублей;

на приобретение музыкальных инструментов в 3,5 раза или на 3 918 тысяч рублей;

на приобретение оборудования в два раза или на 4 206 тысяч рублей.

Финансирование от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в отчетном периоде составило 78 206 тысяч рублей, что выше показателя за прошлый период на 23 %, или на 14 763 тысячи рублей.

Справочно: финансовое обеспечение реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в рамках утвержденного муниципального задания  в полном объёме несёт учредитель. Минимум содержания, структура и условия реализации программы утверждаются Федеральными государственными требованиями 

 

Для анализа и расчета показателя охвата учащихся детскими школами искусств использовались предварительные данные окружной статистики, в частности количество детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учтено на начало 2010/2011 учебного года с первого по одиннадцатый классы.

В целом охват детей детскими школами искусств в автономном округе составил 108%. При этом в разрезе муниципальных образований выявлены лидеры и аутсайдеры. 

К первым следует отнести следующие муниципальные образования: Нижневартовский район, Березовский район, города Нефтеюганск, Мегион, Пыть-Ях, Урай и Радужный. 

В аутсайдерах: города Сургут – 57% охвата, Нефтеюганский район – 80%, город Нижневартовск – 86%, Ханты-Мансийский район – 45 %.

Функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания, а также возможность раннего выявления таланта и создания условий для его органичного профессионального становления традиционно осуществляют детские школы искусств.

В целом каждый 8 житель Югры является участником образовательного процесса в учреждениях начального, среднего и высшего образования в сфере культуры и искусства (в среднем по России это каждый сотый житель).

На начало 2011-2012 года в первый класс зачислено 3 965 детей, что на 353 человека больше по сравнению с прошлым годом. 

В 2011 году количество выпускников детских школ искусств составило1 679 человек показатель стабилен на протяжении последних трех лет. Из них по специальности группы «культуры и искусства» поступили в высшие и средние специальные учебные заведения - 100 человек и СПО 80 – показатель стабилен за последние три года.

Обращаю ваше внимание на последние цифры.

В контексте ст. 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» дополнительные предпрофессиональные программы реализуются «в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасти, ….. и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств».

Всего 9% выпускников детских школ искусств избирают профессию в сфере культуры (или 5% от набора в первый класс).

Считаю, что существующая система профессиональной ориентации учащихся детских школ искусств крайне неэффективна, и требует координальных преобразований.

Напомню, что оценка эффективности деятельности образовательного учреждения будет базироваться на количестве учащихся, которые продолжат дальнейшую профессиональную подготовку в области искусств. Этот критерий является принципиальным отличием от учреждений дополнительного образования, которые реализую общеразвивающие (культурно-эстетические) образовательные программы в области культуры.

В конце 2011 года Департамент образования и  молодёжной политики автономного округа подготовил прогноз потребности учреждений культуры в кадрах всех уровней профессионального образования к 2014 и к 2019 годам.

В части специальностей группы «Культура и искусство» (наиболее востребованные):

«Музыкально-инструментальное искусство»: 49/48 (4*);

«Актерское искусство»: 24/21 (9*);

«Хореографическое исполнительство»: 254/213 (23*);

«Искусство концертного исполнительства»: 1/1;

«Музыкальное искусство эстрады»: 23/19 (20*);

«Вокальное искусство»: 14/13;

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»: 49/52 (31*);

«Хореографическое искусство»: 14/11 (11*);

«Библиотечно-информационная деятельность»: 72/72 (52*);

«Дизайн»: 4/4 (8*);

«Живопись и изящные искусства»: 9/8;

«Социально-культурная деятельность»: 54/46 (36*).

Примечание: (36*) – альтернативный прогноз Департамента культуры автономного округа.

Итак, мы отчетливо видим дисбаланс между структурой потребности современного рынка труда автономного округа в сфере культуры и структурой подготовки учащихся в детских школах искусств по специальностям.

Но нужно оговориться, как мы видим данные мониторинга нуждаются в актуализации.

Объективность прогноза потребности отрасли культуры и искусства в новых кадрах остаётся краеугольным камнем системы управления через институт государственных и муниципальных заданий деятельностью образовательных учреждений в системе художественного образования. 

 

Уважаемые коллеги, это была вводная часть, которая, как мне видится, позволит вам объективно оценить нормативно-правовую базу и последствия принятия принципиального решения о введении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в конкретном образовательном учреждении.

 

Итак, с чего начать?

Уверен, что у вас есть долгосрочный прогноз востребованности деятельности учреждения по специальностям, который базируется на опыте работы учреждения дополнительного образования, на социологических исследованиях потенциальных потребителей образовательной услуги и демографической ситуации в конкретном муниципальном образовании.

Первое.

Подготовка служебной записки на имя учредителя образовательного учреждения с нормативным, социально-экономическим и финансовым  обоснованием введения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в конкретном образовательном учреждении. Расчет стоимости норматива затрат по образовательной муниципальной услуге.

Второе.

Подготовка внесения изменений в устав образовательного учреждения. Регистрация новой редакции устава.

Третье.

Разработка образовательных программ, учебных планов, критериев системы оценок реализации образовательных программ. Процедура лицензирования образовательной деятельности в области дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (упрощенно: одна образовательная программа – одна лицензия).

Четвертое.

Внесение изменений в муниципальное задание и финансово-хозяйственный план образовательного учреждения.

Объявление о наборе учащихся по новому виду дополнительного образования в области искусств. Проведение конкурсного отбора учащихся.

 

Большинство детских школ искусств автономного округа нуждается в государственной поддержке на развитие материально-технической базы для реализации минимальных требований, предъявляемых к реализации образовательных программ.

На уровне бюджета Российской Федерации впервые за 20 лет предусмотрены субсидии субъектам Российской Федерации на развитие материально-технической базы детских школ искусств (Минкультуры России, целевая программа «Культура России» 2012 – 2018 годы, на 2013 год – 90,0 млн. рублей (справочно: в Росийской Федерации 5324 школы), предварительные заявки принимаются ежегодно до 1 сентября).

На уровне бюджета автономного округа разработаны предложении о внесении изменений в целевую программу «Культура Югры», предполагающие значительное увеличение расходов на модернизацию материально-технической базы детских школ искусств (приобретение музыкальных инструментов, специализированного книжного фонда, нот, мультимедийных и методических изданий, сценических костюмов, компьютеров и оргтехники, программных продуктов, на создание информационных ресурсов, сценического оборудования, в том числе мобильных концертных комплексов и декораций, оборудования для специальных классов), общая оценка финансового обеспечения исполнения мероприятий на 2012 – 2015 годы составила 2 млрд. 60 млн. рублей. В настоящее время данные предложения находятся на рассмотрении в Департаменте экономического развития автономного округа и включены в перечень первоочередных. Окончательный вердикт будет вынесен по итогам исполнения бюджета автономного округа за шесть месяцев текущего года.

 

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 20 марта 2012 года № 45 «О внесении изменений в отдельные постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утверждена новая структура Департамента культуры автономного округа – в составе управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей создан самостоятельный отдел художественного образования.            

 

Уважаемые коллеги,

в заключении доклада, хочу вам напомнить о следующем:

в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно организуют предоставление дополнительного образования детям;

в соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» детские школы искусств – вид образовательной организации дополнительного образования детей, которая реализует одну или несколько дополнительных предпрофессиональных программ для детей по видам искусств. Детская школа искусств вправе реализовывать одну или несколько дополнительных общеразвивающих программ для детей;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять государственную поддержку муниципальным детским школам искусств в реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.      

 

Дорогие друзья,

надеюсь на ваш опыт и профессионализм в принятие взвешенных судьбоносных решений.

 

Спасибо за внимание.

Опубликовано: 11.05.2012 10:46        Обновлено: 07.05.2016 15:56