Размер:
Цвет:

Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ комплексной научно-исследовательской экспедиции «Славянский ход — 2012»

          XII комплексная экспедиция «Славянский ход — 2012», инициированная и организованная Региональной общественной организацией «Общество русской культуры», Колледжем русской культуры им. А.С. Знаменского при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, работала с 20 июня по 29 июня 2012 г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Основной целью экспедиции является комплексное историко-культурное исследование различных аспектов межэтнического взаимодействия как феномена культурного наследия Западной Сибири; сохранение русской старожильческой культуры.

          В рамках XII комплексной экспедиции «Славянский ход — 2012» реализовывались научно-исследовательская, миссионерская, культурно-просветительская и образовательная программы; для работников культуры и СМИ был прочитан курс лекций «Жить вместе, оставаясь разными: актуальные проблемы истории становления и развития многонационального российского государства»; проведены круглые столы «Диалог культур в русском мире», организованы лекции и семинары по теме «Этнокультурное наследие и современность: проблемы проектирования» для лауреатов конкурса «Югра — пространство этнокультурного диалога: русская народная культура в диалоге традиций» проведенного среди учреждений культуры, образовательных учреждений в сфере культуры и приуроченного к 1150-летию Российской государственности.

           В 2012 г. комплексная научно-исследовательская экспедиция «Славянский ход» прошла в обновленном формате. В основе деятельности экспедиции лежит понимание культуры как важного ресурса развития региона. Расширен масштаб деятельности экспедиции как культурно-методического, исследовательского и передвижного выставочного центра.

          Программа «Славянский ход — 2012» позволила разработать критерии культурноантропологической экспертизы для оценки эффективности проектов в сфере культуры, ориентированных прежде всего на молодое поколение, и выработать механизм включения этнокультурного наследия в практику учреждений культуры.

          Включение представителей журналистского сообщества в программу работы экспедиции позволило обеспечить открытость работы по этнокультурной тематике и резко повысить ее эффективность. Журналисты стали полноправными участниками этнокультурного диалога, что существенно расширило функциональны*; возможности экспедиционного проекта в целом.

          Стратегия проведения «Славянского хода» позволила обеспечить включение в его орбиту новых участников, при том, что деятельность экспедиции ограничена жесткими временными рамками. Экспедиция задала импульс для работы территорий на целый год в сфере культуры, образования и СМИ, органов государственной власти и других гражданских институтов.

          Создан интернет-журнал, который стал постоянной площадкой для общения и обеспечил формирование условий для этнокультурного диалога.

          1. Научно-исследовательская программа предусматривала:

1.1. Фольклорно-этнографическое исследование локальных iюлиэтнических сообществ («культурное многоязычие»).

1.2. Историко-этнографическое           исследование           «Культурно*           наследие спецпереселенцев Обь-Иртышского Севера»: места памяти, устная истерия, семейные архивы. Исследование проводится с ориентацией на участие в межрегион альном проекте «Рыба — фронту. 1942» (ХМАО, ЯНАО, Красноярский край, Якутия).

1.3. Культурно-антропологическое исследование локальной идентичности (в населенных пунктах маршрута): формы локальной самоидентификации и эепрезентации; локальные мифы и локальные тексты; символические ресурсы территории.

          2.Решались следующие учебно-педагогические задачи

2.1. Курсы повышения квалификации для работников культуры vСМИ «Жить вместе, оставаясь разными: актуальные проблемы истории становления и развития многонационального российского государства».

2.2. Мастер-классы профессорско-преподавательского состава с учащимися и преподавателями музыкальных школ, школ искусств.

2.3. Производственная практика студентов специальностей: «Теология», «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство (сольное, народное)», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Искусствоведение», «Хоровое дирижирование».

2.4. Проведение проектно-аналитических семинаров для участников экспедиции (по результатам конкурса и с целью обучения методике проектирования; метод, помощь в разработке проектов).

2.5. Проведение проектно-аналитических семинаров с работниками культуры и
образования (в населенных пунктах по маршруту).

          3. Миссионерская программа

3.1. Беседы православного священника с жителями населенных пунктов на темы духовно-нравственного воспитания.

3.2. Проведение      православным      священником      православных      обрядов в труднодоступных населенных пунктах.

          4.Культурно-просветительская программа:

4.1. Посещение представителями местного населения передвижной выставки «В зеркале времени: диалог культур в Русском мире» и проведение тематических экскурсий по ней.

4.2. Концертная программа творческих коллективов.

4.3. Творческие встречи с населением.

4.4. Презентация проектов победителей конкурса «Югра — пространство этнокультурного диалога: русская народная культура в диалоге традиции», проведенного среди учреждений культуры, образовательных учреждений в сфере культуры и приуроченного к 1150-летию Российской государственности.

***

         Мы, участники XII комплексной экспедиции «Славянский ход—2012», обобщая опыт 20-летней экспедиционной работы Региональной общественной организации «Общество русской культуры» по консолидации усилий власти, институт ов гражданского общества и православной церкви в деле изучения, восстановления и сохранения русской старожильческой культуры в контексте ее взаимодействия с культурами коренных народов Севера, вносим следующие предложения:

          1. Совершенствование федерального законодательства

       В несомненной коррекции нуждаются нормы, регулирующие создание национально культурных автономий. В существующем виде законодательные нормы не способствую" развитию русской традиционной культуры, что ставит в неравное условие русское культурное большинство.

       В немедленной коррекции нуждается законодательство, регулирующее природопользование (рыбную ловлю, охоту и проч.) в приобских деревня?; и поселках. В настоящем виде оно нарушает социальную справедливость, обрекая как торенное, так и русское старожильческое население бассейна рек Иртыша, Малой и Большой Оби на нищенское существование и порождает социальную напряженность межцу различными группами населения.

        Нарастающие проблемы с подготовкой востребованных кадров в сфере русской традиционной культуры ставят под угрозу сохранение даже существующего потенциала в этой области. В этой связи не выдерживают критики нормы законодательства, регулирующего образование и предусматривающего выставление контрольн: лх цифр приема в средние и высшие учебные заведения на конкурс.

       Следует отметить, что в основе существующих проблем в области межнациональных отношений лежат неразрешенные экономические и структурные проблемы, с пособствующие неконтролируемому притоку мигрантов.

        2. Рекомендации органам законодательной и исполнительной власти

         В основу формирования стратегии в сфере образования, кульгуры, науки и молодежной политики до 2030 г. по нашему мнению должна быть поставлена задача формирования региональной идентичности на основе традиционных для автономного округа культур, в первую очередь культур обско-угорских народов и русского старожильческого населения. Именно эти культуры должны стать основой разработки ряда образовательных программ для общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений Югры (этнопедагогика, этнокультурный диалог и др.).

          В поддержке нуждаются такие новые формы, как виртуальные конку] >сы, проблемные лаборатории, развитие дистанционных форм обучения, выявляющие существующий потенциал территорий ХМАО — Югры в культурной сфере.

         Учитывая позитивный опыт работы ЯНАО с культурными и научным и учреждениями Санкт-Петербурга, в первую очередь— МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российским этнографическим музеем, ИРЛИ РАН «Пушкинский дом», и др утими ведущими научными центрами страны рекомендовать Департаменту культуры XVIAO— Югры заключить аналогичные соглашения с целью вовлечения научного потенциала и музейных фондов указанных учреждений в комплексное решение культурных зада1;, стоящих перед территориями ХМАО — Югры.

          В целях формирования региональной идентичности русского населения ХМАО — Югры рекомендовать Правительству ХМАО— Югры повсеместное создание Центров русской традиционной культуры на базе домов культуры, центров досуга и т. п. К работе экспедиции «Славянский ход» следует еще активнее привлекать ведущих сотрудников музеев округа.

          Рекомендовать научно-методическим отделам государственных музеев ХМАО — Югры (БУ ХМАО — Югры «Музей природы и человека», БУ ХМАО - К)1ры «Торум маа», БУ ХМАО - Югры Государственный художественный музей) активно оказывать методическую помощь и привлекать к обмену опытом муниципальные и общественные музеи отдаленных поселений ХМАО — Югры.

          Рекомендовать Правительству ХМАО — Югры включить в roiaiреконструкции памятников деревянного зодчества купеческий комплекс с. Шеркалы с целью создания на его основе современного музейного комплекса.

          Думе Октябрьского района ХМАО — Югры рекомендовать рассмотреть вопрос о создании муниципального музея в с. Нижние Нарыкары на базе местного школьного музея, насчитывающего в настоящее время свыше 3,5 тысяч экспонатов.

  

 

Опубликовано: 17.07.2012 08:51        Обновлено: 17.07.2012 08:57