Размер:
Цвет:

Доклад Зониной С.Н.

Музейное направление проекта «Познавательная культура»

в рамках 10-летия детства в России

Одним из базовых направлений культурно-просветительского проекта «Познавательная культура Югры» является музейная деятельность.

Уникальность музея заключается в том, что в его пространстве ребенок органично осваивает культурные закономерности и взаимосвязи, осваивает языки, присущие культуре, приобретает опыт существования в культурном универсуме, то есть получает все те знания и навыки, которые и составляют общекультурную компетентность личности.

Необходимо отметить, что большинство музейных практик, осуществляемых в интересах детей, базируются на музейных предметах, представленных в постоянных и временных экспозициях, а также в музейных фондах. Обращение к педагогическому потенциалу музейных коллекций позволяет значительно обогатить и расширить образовательную среду, раздвинуть культурные горизонты личности, актуализировать опыт прошлого, включив его в контекст современной жизни ребенка.

В данном кратком сообщении будут представлены мероприятия и программы государственных музеев Югры, которые составят канву музейного направления проекта «Познавательная культура». Это уже существующие или планируемые к внедрению в ближайшее время мероприятия, направленные как на детскую аудиторию Ханты-Мансийска, так и охватывающие территорию автономного округа.

Таким образом, в музейном направлении проекта «Познавательная культура» можно выделить два уровня – муниципальный и окружной.

На муниципальном уровне взаимодействие музеев с детской аудиторией осуществляется по трем основным векторам:

- «Музей и школа»

включает работу с организованными группами учащихся учреждений основного и дополнительного образования Ханты-Мансийска

- «Семья в музее»

включает адресные мероприятия для семейной аудитории

- «Музей для всех»

включает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с социально незащищенными категориями

Основным направлением в работе с детской аудиторией является «Музей и школа». Музей в современном мире выступает как полноценный канал образования, способный оказать влияние на модернизацию традиционного школьного обучения. Все мероприятия государственных музеев Югры, направленные на взаимодействие с учреждениями образования, являются частью межведомственного культурно-образовательного проекта «Музей - детям». Проект разработан в 2015 году по инициативе Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в партнерстве с Департаментом образования города Ханты-Мансийска.

Во время первого года реализации проекта (2015-2016 учебный год) была проделана большая работа по изучению охвата образовательных учреждений музейными услугами, были выявлены лакуны и выработан механизм их заполнения при помощи закрепления за музеями отдельных школ в качестве «подшефных». Была изучена не только количественная, но и качественная сторона взаимодействия, в результате были сведены воедино все предложения государственных музеев по различным предметам школьной программы для различных возрастных категорий учащихся.

По предварительным оценкам реализация проекта «Музей – детям» явилась положительным опытом взаимодействия государственных музеев Югры и образовательных учреждений города Ханты-Мансийска, позволила увидеть общую ситуацию, выявить ряд проблем и выработать механизмы их решения. Обобщенный опыт лег в основу методической разработки «Музей – детям», которая может быть рекомендована для внедрения в муниципальных музеях Югры в качестве одной из составляющих проекта «Познавательная культура».

Необходимо отметить, что государственными музеями Югры наработан большой опыт работы со школьниками не только во время учебного года, но и в каникулярный период. Наряду с разовыми экскурсиями, музейными занятиями и мастер-классами для воспитанников летних лагерей проводятся комплексные музейные смены. Например, детский фестиваль «Ростки Югры» Музея Природы и Человека направлен на развитие практического краеведения и активное участие в нем учащихся среднего звена. На сохранение и популяризацию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, профилактику здорового образа жизни у детей и подростков нацелена интерактивная образовательная программа музея «Торум Маа» «Таксар махум - Крепкие люди», включающая мастер-классы, основанные на опыте таёжной жизни ханты и манси. Данный опыт может быть применим для распространения в рамках реализации проекта «Познавательная культура».

Второе направление работы с детьми на муниципальном уровне – это работа с семейной аудиторией. Семейное посещение музея является эффективным способом коммуникации разных поколений.

Одним из ярких примеров работы по данному направлению является цикл ежеквартальных культурно-образовательных мероприятий «Музейный выходной», реализуемый Государственным художественным музеем. В программу «Музейного выходного» входят различные формы культурно-образовательной деятельности, направленные на разновозрастную семейную аудиторию: мастер-классы, творческие занятия в рисовальном классе, квесты, музейные уроки, викторины. На данном мероприятии в процессе сотворчества объединяются члены семьи всех возрастов.

Одной из основных задач музейной просветительской программы Музея геологии, нефти и газа «Папина школа» является создание условий для того, чтобы папы и их дети стали лучше понимать друг друга, у пап и детей были общие интересы, совместные планы и занятия. Каждый год сотрудники музея совершенствуют программу, приглашают «музейных пап» из разных профессиональных сфер: инженеров, техников, электриков, конструкторов, геологов, повышая имидж отцовства и семьи в целом.

«Семья в музее» является одним из актуальных и востребованных направлений музейной педагогики, этому направлению необходимо уделить особое внимание при реализации проекта «Познавательная культура».

Наконец, третье направление в рамках взаимодействия с детской аудиторией – это «Музей для всех».

Государственные музеи Югры разрабатывают и внедряют долгосрочные программы, направленные на формирование беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе и детской аудитории, к объектам социальной инфраструктуры и историко-культурного наследия.

В Музее Природы и Человека успешно реализуется программа «МУЗЕЙ БЕЗ БАРЬЕРА», которая включает в себя подпрограммы «Арт-терапия музейными средствами» и «Светлый мир». Основная цель программы «Арт-терапия музейными средствами» – социализация детей через организацию досуговой и познавательной деятельности с помощью музейных средств. Все тематические занятия для участников программы проходят в залах постоянной экспозиции «Связь времен». В работе музея с особенными детьми используется специально разработанный и изготовленный дидактический материал. Это – укрупненные реплики археологических предметов из фондов музея, альбомы с объёмными изображениями для тактильного контакта, интерактивный тактильный комплекс для незрячих и слабовидящих, электронные звуковые комплексы, оснащенные шрифтом Брайля.

Инновационной формой работы в данном направлении является программа Музея Природы и Человека «Семейный выходной», рассчитанной на детей с расстройством аутистического спектра. В ее основе - методика реабилитационной и восстановительной терапии (канистерапия) в музейном пространстве. Сотрудники музея вместе с профессиональным канистерапевтом стараются создать в музее интегрированную среду, где ребята с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми детьми получают равные возможности полноценно и интересно проводить время.

Как хорошо бы ни была обеспечена доступность, есть категории посетителей, которые не могут самостоятельно прийти в музей. Именно для таких посетителей, в том числе детей, разработан проект Музея геологии, нефти и газа «Музей в чемодане». По предварительной заявке экскурсовод приезжает в специализированные организации, а также домой, рассказывает об уникальных коллекциях музея, действующих выставках, демонстрирует образцы минералов.

Государственным художественным музеем на базе Центра социальной помощи семье и детям «Вега» проводятся выездные музейные занятия и мастер-классы, являющиеся частью проекта «Шаг навстречу», адресованного   социально незащищенным категориям граждан и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Обобщая работу государственных музеев с детьми на городском уровне, мы видим широчайший спектр форм работы с различными аудиториями – организованными группами дошкольников и школьников, семейной аудиторией, посетителями с особыми потребностями. Данная схема работы может служить моделью для отдельных муниципальных образований при планировании и реализации музейного блока проекта «Познавательная культура».

Второй уровень проекта «Познавательная культура» - окружной, он включает масштабные проекты, охватывающие детей, проживающих на территории автономного округа.

Так, в целях создания условий для раскрытия творческого потенциала детей Государственным художественным музеем проводится ежегодный окружной заочный конкурс «Мой мир: семья, Югра и Я». Учредителями конкурса выступают сразу три департамента ХМАО-Югры: Департамент культуры, Департамент образования и молодежной политики и Департамент социального развития. Таким образом, музей вступает в межведомственное взаимодействие со сферами образования, социального обслуживания населения, здравоохранения. Данный механизм взаимодействия может стать одним из инструментов реализации проекта «Познавательная культура».

Значительный охват детской аудитории по всей территории автономного округа может быть достигнут проведением конференций, конкурсов, олимпиад в сети Интернет. Примером может служить Межрегиональная музейная Интернет-конференция «Связь времен», проводимая Музеем Природы и Человека. Всего за период реализации проекта с 2011 года зарегистрировано более 1800 участников конференции.

В интернет-пространстве будет реализован и виртуальный путеводитель «Музей живой культуры», разработанный этнографическим музеем под открытым небом «Торум Маа». Виртуальный путеводитель, наряду с уже действующей 3D экскурсией, позволит представить экспозиции и достоверную информацию о традиционных праздниках обских угров. Кроме того, виртуальный проект позволит существенно увеличить посетительскую аудиторию музея и оказать методическую помощь муниципальным учреждениям в проведении праздников. Старт проекта в тестовом режиме на официальном сайте музея «Торум Маа» запланирован в октябре 2018 года.

Методическая помощь муниципальным учреждениям дополнительного образования ХМАО-Югры лежит в основе проекта «Волшебный калейдоскоп» Государственного художественного музея. Проект стартовал в 2016 году и включал цикл выставок-презентаций творческих достижений детских школ искусств, детских художественных школ, художественных студий Югры. В связи с проведением 10-летия детства запланировано расширение и развитие «Волшебного калейдоскопа». Введение конкурсной основы для участников проекта, проведение выездных мастер-классов в муниципальных образованиях, где отсутствуют специализированные студии и художественные школы, и другие новшества проекта позволят ему стать органичной частью проекта «Познавательная культура».

Рассматривая два уровня взаимодействия музеев и детской аудитории – муниципальный и окружной, - можно отметить, что работа на уровне муниципалитета в полной мере соответствует вектору проекта «Познавательная культура», направленному на широкую детскую аудиторию с целью вовлечения ее в культурную жизнь. Второй вектор, направленный на выявление и поддержку одаренных детей, в большей степени находит отражение в проектах окружного уровня.

В сообщении представлена лишь небольшая часть музейных практик работы с детской аудиторией, но каждая из них может составить основание музейного направления проекта «Познавательная культура» и стать методическим примером для муниципальных музеев Югры.

Зонина Светлана Николаевна,

директор БУ «Государственный художественный музей»

Опубликовано: 08.12.2017 11:59        Обновлено: 08.12.2017 11:59