Размер:
Цвет:

«Состояние и перспективы системы художественного образования в условиях модернизации на примере образовательных организаций г. Нягани»Директор МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»  Бережная Ирина Алексеевна                                              

Тезисы доклада: «Состояние и перспективы системы художественного образования в условиях модернизации на примере образовательных организаций г. Нягани»

Директор МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

Бережная Ирина Алексеевна                                              

I.                   Текущее состояние образовательной организации

В современное время в системе художественного образования Российской Федерации проводятся качественные изменения. Модернизация художественного образования России направлена на совершенствование всех структурных составляющих системы: повышение качества образования, сохранение преемственности системы развития одаренных детей в сфере музыкального, изобразительного и других искусств, широкий охват и привлечение детей к системе художественного образования, повышение профессиональной компетентности преподавателей, совершенствование материальной базы образовательных учреждений и т.д. Данные нововведения непосредственным образом сказываются на деятельности всех образовательных учреждений системы художественного образования страны и в частности на МАОУК ДО МО г. Нягань «Детская школа искусств».

1.1.             Из истории

Детская музыкальная школа №2 была открыта 01 сентября 1985 года.
На основании Постановления Администрации города Нягани от 06.08.2013 №1344 Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей муниципального образования город Нягань «Детская музыкальная школа №2» реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального автономного образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей муниципального образования город Нягань «Детская школа искусств №1». 

На основании Постановления Администрации города Нягани от 21.03.2014 №1009 Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей муниципального образования город Нягань «Детская музыкальная школа №2» переименовано в Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования муниципального образования город Нягань «Детская школа искусств».

Сегодня школа является центром музыкальной и культурной жизни города Нягани и крупнейшим учреждением дополнительного образования детей в сфере искусства Левобережья Оби. Контингент обучающихся – около 800 человек. В ДШИ работает 64 преподавателей (9 из них бывшие выпускники школы). Учреждение ведет образовательную деятельность по двум направлениям: музыкальное и художественное. Кроме того, в ДШИ имеются классы театрального и вокального искусства. Обучение на музыкальном отделении ведется по специальностям: аккордеон, баян, балалайка, гитара, домра, кларнет, саксофон, труба, ударные инструменты, флейта, скрипка, виолончель, фортепиано.

Лучшие учащиеся школы успешно продолжают обучение в музыкальных колледжах и консерваториях Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Сургута, Ханты-Мансийска и других городов Российской Федерации.

Для самых маленьких жителей Нягани при школе действуют студии раннего эстетического развития «Карусель» и «Маленькая страна». Общее количество детей, занимающихся по программам раннего художественно-эстетического развития детей, в 2017 году составила 120 человек.

В ДШИ созданы и успешно развиваются более 30 творческих коллективов: 8 хоров, 2 оркестра русских народных инструментов, оркестр баянистов и аккордеонистов, камерный оркестр, 9 вокальных ансамблей, 3 ансамбля скрипачей, ансамбли домристов, гитаристов, саксофонистов, ударных инструментов, театральная группа. Преподаватели и учащиеся школы принимают активное участие в пропаганде музыкального искусства в городе и за его пределами.

Большие профессиональные возможности педагогического коллектива и яркие творческие способности учащихся школы позволяют достигать высоких результатов. Среди них лауреаты и дипломанты международных, всероссийских, региональных, областных, окружных и зональных конкурсов.

В 2017 года по итогам Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств», МАОУК ДО МО г. Нягани «ДШИ» признана победителем конкурса 2017 года.

Начиная с 2008 года, одаренные учащиеся ДМШ №2 неоднократно принимали участие в Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» и становились дипломантами конкурса. Лучшие учащиеся и преподаватели школы являются постоянными участниками Летней творческой школы «Новые имена» в г. Суздале Владимирской области.

С 2011 года на базе ДМШ №2, а затем ДШИ проводится осенняя творческая школа «Новые имена Югры». Юные дарования и их наставники – педагоги ДМШ и ДШИ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры имеют уникальную возможность учиться мастерству по музыкальным специальностям и изобразительному искусству у профессоров и педагогов Московской, Петербургской, Нижегородской, Екатеринбургской консерваторий; академического художественного института им. В.И. Сурикова, Московской Академии им. Гнесиных и других центральных учебных заведений Российской Федерации. 

1.2.             О программах

В соответствии с Уставом, лицензией и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Детской школе искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие общеобразовательные программы в области искусств.

С 2014г. ДШИ реализует дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»; в области изобразительного искусства «Живопись».

С 2017 г. ДШИ приступает к реализации ДПОП в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество», «Искусство театра»

ДПОП в области искусств разрабатываются на основании федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации. Основная цель данных программ - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами предпрофессиональных программ являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей, подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в 2016-2017 учебном году реализовались в образовательном учреждении по направлениям: «Музыкальное исполнительство», «Изобразительное искусство: Живопись и ДПТ», «Театральное искусство», «Хореографическое искусство», «Фольклорное искусство», «Эстрадное пение» и др.

Целью общеразвивающих программ является более широкое привлечение детей к занятиям в области различных видов искусств, в том числе и детей, не имеющих достаточно ярких творческих способностей. Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы ориентированы на удовлетворение познавательных потребностей и стремления к творческой деятельности в области различных видов искусства у широкого круга детей на основе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи.

Помимо основных программ ДО, школа реализует адаптированную ДООП в области музыкального искусства «Фортепиано» для детей с ОВЗ, ДООП ранней профессиональной ориентации, дополнительные общеразвивающие программы раннего художественно-эстетического развития «Карусель», «Маленькая страна» для детей дошкольного возраста и другие программы.

1.3.             Персонифицированное финансирование дополнительного образования

Во исполнение плана мероприятий приоритетного проекта «Разработка и апробация модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» с сентября 2017 года ДШИ начинает внедрение данной системы в свою образовательную деятельность. Муниципалитетом г. Нягани определено количество детей для нашей образовательной организации в количестве 57 человек, которые будут получать образование по сертификатам дополнительного образования.

В текущем учебном году ДШИ сертифицировала дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество» (возраст обучающихся с 7 до 14 лет).

1.4.             Аверс

ДШИ на протяжении 2 лет активно внедряет и использует информационно-аналитическую систему «Аверс: Управление организацией дополнительного образования». Целью данной системы является повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса средствами ИАС «Аверс». Задачи:

- создание единого реестра на всех участников образовательного процесса Учреждения

- формирование статистической и аналитической отчетности по субъектам образовательного процесса, оценки качества деятельности ДШИ, преподавателей;

- обеспечение информационного взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном формате;

- учет контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;

- введение преподавателями журнала учета для формирования отчетности образовательной деятельности детей;

- создание базы данных по мероприятиям, осуществляемым ОУ; накопление обучающимися и преподавателями достижений для создания личных портфолио;

- стандартизация делопроизводства.

1.5.             Кадровый состав

По состоянию на 01 апреля 2017 года год в ДШИ работает 64 преподавателя (в т.ч. 1 внешний совместитель). Средний возраст педагогического коллектива составляет 47 лет. За последние три года коллектив пополнился одним молодым специалистом.

Возраст

Количество

1

до 30 лет

4 человека (6,2%)

2

от 30 до 40 лет

17 человек (26,6%)

3

от 40 до 50 лет

17 человек (26,6%)

4

старше 50 лет

26 человек (40,6%)

Всего человек

64 человека (100%)

Образовательный уровень педагогического состава, включая внешних совместителей: высшее профессиональное образование - 54 человека (84%); среднее специальное образование – 10 человек (16%).

Педагогический коллектив имеет достаточно высокий уровень квалификации. На 01 апреля 2017 года из основного состава без внешних совместителей 59 преподавателей (92%) имеют квалификационную категорию: из них 27 преподавателей (42%) имеют высшую квалификационную категорию, 32 преподавателя (50%) - первую квалификационную категорию. Внешний совместитель имеет высшую квалификационную категорию.

Один раз в пять лет преподаватели обучаются на курсах повышения квалификации. В 2016-2017 учебном году повышение квалификации уже прошли 10 преподавателей.

Характеристика педагогического коллектива по стажу

Стаж

Количество

1

свыше 25 лет

29 человека (45,3%)

2

от 15 до 25 лет

15 человек (23,4%)

3

от 10 до 15 лет

12 человек (18,7%)

4

от 5 до 10 лет

4 человека (6,3%)

5

до 5 лет

4 человека (6,3%)

Всего человек

64 человека (100%)


Почетные звания

Почетные звания и награды

Количество

Должность

%

1

Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры

4

Директор,

3 преподавателя

6

2

Почетная грамота Губернатора ХМАО-Югры

1

преподаватель

1,5

3

Благодарственное письмо Губернатора ХМАО-Югры

3

преподаватели

4,6

Всего

8

1.6.             Творческая и концертно-просветительская деятельность ДШИ

Реализация комплекса воспитательных мероприятий осуществляется с
учетом действующего законодательства РФ, планов воспитательной работы
МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» и внутренних локальных
актов. Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс и
внеурочную деятельность. Большое внимание уделяется решению следующих задач: формированию личностных качеств: высокой нравственности, милосердия,
порядочности; усиления внимания к патриотическому и гражданскому воспитанию через
пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре родного края и
народному творчеству; воспитанию чувства патриотизма с помощью достижений русского
искусства, фольклора; приобщению к художественному творчеству, выявление одаренных детей; приобщению к воспитательной работе семьи, включению семьи в единое
воспитательное пространство.

Воспитательная работа строится на системе классных часов, консультаций
специалистов, тематических вечеров, концертной, конкурсной, исследовательской
и проектной деятельности, экскурсий в музей, посещение филармонических
концертов и других форм воспитательной работы.

Эстетическое воспитание и чувство коллективизма осуществляется через
работу в творческих коллективах: вокально-хоровых, оркестровых, театральных,
хореографических, фольклорных и через организацию совместного творчества.

Активно используется социальное партнерство с другими учреждениями
через творческое сотрудничество, традиционные общешкольные мероприятия.
Социальное партнерство ДШИ выстраивает внешние связи со всеми организациями и
предприятиями города Нягани, среди них: дошкольные и образовательные учреждения, учреждения культуры и искусства (библиотека, музей и пр.), реабилитационные и социальные центры, учреждения здравоохранения, организации города Нягани.

Возможности сотрудничества используются в Учреждении при
организации внеклассной и внешкольной работы в полной мере. Роль
ДШИ в приобщении к искусству и культуре детско-юношеского населения
города значительна. В течение 2016-2017 уч. года проведено более 150 мероприятий с охватом около 15 тыс человек.

Выводы:

1.                      За тридцатилетний период работы ДШИ, данное учреждение стало центром музыкального и художественного развития детей и подростков муниципального образования г. Нягань, получающих дополнительное предпрофессиональное образование в сфере искусства.

2.                      Школа ведет активную конкурсную деятельность, реализуя такие конкурсы, как «Юный пианист», «Юный виртуоз», «Весеннее спиккато», «Слово и музыка» и др., в которых активно принимают участие учащиеся и преподаватели ДШИ, ДМШ городов: Советский, Югорск, Урай, Ханты-Мансийск и прочих поселений ХМАО.

3.                      Из года в год в ДШИ выявляет талантливых детей в различных областях искусства. Образовательное учреждение осуществляет сопровождение одаренных детей и создает им благоприятные условия для развития и самосовершенствования и последующего поступления в ССУЗы и ВУЗы страны по направлениям полученного дополнительного образования.

4.                      За многолетний период работы образовательное учреждение выстроило сотрудничество с многими образовательными учреждениями высшего и среднего звена, реализующие программы профессионального образования в сфере искусства, поддерживает творческие контакты с ведущими преподавателями этих учреждений.

5.                                                                                                 Деятельность МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ» позволяет решать задачи, которые обозначены перед дополнительным образованием в сфере культуры и искусства в целом. ДШИ успешно реализует такие приоритетные задачи как формирование и развитие творческой личности каждого обучающегося, воспитание духовно-нравственного гражданина современного общества, приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; выявление художественно одаренных детей и молодежи и др.

Предложения:

1.Оказывать юридическую поддержку при введении персонифицированного финансирования дополнительного образования в образовательное учреждение.

Опубликовано: 04.09.2017 15:25        Обновлено: 27.11.2017 15:47