Размер:
Цвет:

Модернизация системы дополнительного образования: тенденции и инновации. Вязов Евгений Викторович, эксперт-консультант управления культуры, спорта и молодежной политики администрации города Покачи

Вязов Евгений Викторович,

эксперт-консультант управления культуры,

спорта и молодежной политики

администрации города Покачи

Модернизация системы дополнительного образования:

тенденции и инновации

4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей. Данный документ носит методологический характер, определяет общий замысел развития одной из важнейших сфер российского образования в соответствии с задачами государственной политики, обозначенными в Указах Президента России 2012 года и Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Среди основных механизмов реализации Концепции развития дополнительного образования можно выделить следующие:

-       межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

-       создание интегрированных организаций социальной сферы;

-       партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;

-       создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;

-       единая система учета личных достижений детей;

-       обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик;

-       персонифицированное финансирование.

Стоит отметить, что в Конституции Российской Федерации отсутствуют гарантии общедоступности и бесплатности дополнительного образования, а Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку в сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

По распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.06.2016 № 353-рп наш округ вышел на апробацию системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Это позволит повысить качество дополнительного образования путем развития конкурентной среды на рынке образовательных услуг.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями. В городе Покачи спектр организаций, в которых можно получить дополнительное образование, ограничивается одним учреждением – Детской школой искусств.

Суть системы персонифицированного финансирования заключается в том, что ребенок, изъявивший желание получать дополнительное образование получает сертификат, который подкреплен суммой реальных финансовых средств из местного бюджета и, имея на руках такой сертификат, он может выбрать одну или несколько программ дополнительного образования.

В соответствии с Концепцией персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которая утверждена трехсторонним приказом Департамента образования и молодежной политики, Департамента культуры и Департамента физической культуры и спорта автономного округа, сертификаты дополнительного образования именные и имеют два вида:

-       сертификат учета, закрепляющий возможность для ребенка получить одну или несколько услуг дополнительного образования в рамках муниципального задания;

-       сертификат персонифицированного финансирования, закрепляющий гарантию по оплате выбираемых ребенком дополнительных общеразвивающих программ в пределах подушевого норматива.

Ответственной структурой администрации города Покачи по внедрению системы в городе Покачи является управление культуры, спорта и молодежной политики, которым разработана нормативная база для включения детей в систему персонифицированного финансирования, которую составляют:

-       Муниципальная программа «Сохранение и развитие сферы культуры города Покачи на 2016-2020 годы»;

-       Постановление администрации города «О мерах по введению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Покачи», которое утверждает «дорожную карту» по внедрению системы в нашем городе;

-       Постановление администрации города Покачи «Об утверждении Методики введения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Покачи на 2017 год»;

-       Приказ управления культуры, спорта и молодежной политики администрации горда Покачи «Об утверждении параметров нормативной стоимости образовательных программ дополнительного образования детей».

Переход на систему персонифицированного финансирования дополнительного образования в городе Покачи будет проходить постепенно. Все дети, окончившие 1-ый и последующие классы, в 2017 году получат сертификаты учета и будут обучаться по ранее выбранным программам до окончания своего обучения в Детской школе искусств. Дети, впервые поступающие на обучение в учреждение, получат сертификаты персонифицированного финансирования и, в рамках стоимости сертификата, будут иметь возможность выбора одной или нескольких общеразвивающих программ дополнительного образования. Соответственно родители детей должны будут определиться до декабря 2017 года с тем, пойдут ли их дети в Детскую школу искусств на обучение в сентябре 2018 года.

Детская школа искусств города Покачи вошла в Реестр поставщиков услуг дополнительного образования детей, все программы учреждения прошли сертификацию у оператора системы персонифицированного финансирования – в Региональном молодежном центре. Дети, как обучающиеся ранее, так и впервые поступающие на обучение, включены в Реестр сертификатов дополнительного образования.

Опубликовано: 04.09.2017 15:33        Обновлено: 27.11.2017 15:48