Размер:
Цвет:

Доклад комитета культуры и туризма «Состояние и перспективы системы художественного образования в условиях модернизации на примере образовательных организаций города Сургута»

Доклад комитета культуры и туризма

«Состояние и перспективы системы художественного образования в условиях модернизации на примере образовательных организаций города Сургута»

В последние годы на государственном уровне принят ряд стратегических документов, определяющих идеологию, основные принципы и вектор развития сферы культуры в России.

В Основах государственной культурной политики культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства. На художественное образование в области искусств возложена высокая миссия по формированию культурной элиты России, предпрофессиональной подготовке кадров в области искусств, массовому культурному просветительству.

Среди приоритетных направлений и задач, поставленных государством и требующих решения на муниципальном уровне в отношении дополнительного образования - повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств, в том числе путём развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

Комитет культуры и туризма Администрации города Сургута курирует деятельность 6-ти   учреждений дополнительного образования детей, относящихся к виду «детская школа искусств», среди которых: 1 художественная школа, 1 хореографическая школа, 4 школы искусств.

Каждое учреждение имеет свою историю, свои отличия и достижения, которыми можно гордиться.

Старейшие учреждения – Детская школа искусств им. Григория Кукуевицкого (47 лет) и Детская художественная школа №1 им. Людмилы Горды (46 лет) приближаются к 50-му юбилею, самое молодое - Детская хореографическая школа №1 (22 года). В этом году своё 40-е отметит Детская школа искусств №3.

Общий охват обучающихся на первое сентября 2017 года составит 3716 человек, в том числе 2827 - в рамках муниципального задания и порядка 750 -    в рамках платных услуг.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 в детских школах искусств осуществляется поэтапное увеличение числа обучающихся. За последние 5 лет численность учащихся возросла на 31%. Увеличение осуществляется как за счёт поиска внутренних ресурсов учреждений (доукомплектования групп, развития платных образовательных услуг), так и за счёт увеличения учебных площадей - строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов (ДШИ №2, ДХШ №1), аренды более удобных и просторных помещений (ДШИ №3). В 2018 году планируется увеличение контингента ещё на 139 человек за счёт введения в детских школах искусств сертификата персонифицированного финансирования.

Несмотря на ежегодное увеличение контингента учащихся, процент охвата дополнительным образованием в детских школах искусств Сургута остаётся низким.

По прогнозам в 2017 году:

- доля детей, охвачен­ных образователь­ными программами дополнительного об­разования детей в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет составит 5,6 %;

- доля охвата дополнительными предпрофессиональными программами обучающихся 1 - 9 классов общеобразовательных организаций – 5 %*.

В виду нехватки учебных площадей и демографической ситуации, связанной с высокими темпами рождаемости, проблема доступности услуг для населения является довольно острой. Конкурс при зачислении на обучение в первый класс в среднем составляет 2 человека на место, а по некоторым направлениям (таким как хореография, изобразительное искусство) достигает 3-4 человек на место.

Для решения вопроса обеспеченности детскими школам искусств необходимо построить в городе не менее 5 новых зданий и увеличить контингент учащихся детских школ искусств более чем в два раза. Новые объекты включены в Стратегию развития города до 2030 года.

В настоящее время Администрацией города ведётся активная работа по продвижению строительства здания для размещения Детской школы искусств №3. Школа располагается в арендованном помещении, не имеющем всех необходимых условий для реализации предпрофессиональных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями. В частности, отсутствует концертный зал. Арендная плата составляет более 14 млн. рублей в год.

И бюджета города затрачено более 8 млн. руб. на разработку проектной документацией. Работа над ней завершена. Но для осуществления строительства необходима государственная финансовая поддержка. Без неё осуществление строительства невозможно.

Очень надеемся на понимание и поддержку со стороны руководства округа включения строительства новых объектов, для размещения детских школ искусств Сургута, в государственные программы. Пользуясь возможностью ещё раз выражаем благодарность Губернатору Ханты-Мансийского-автономного округа - Югры Наталье Владимировне Комаровой, руководству департамента культуры округа за поддержку строительства здания для размещения Детской школы искусств №2.

Детских школах искусств города Сургута реализуются образовательные программы по видам искусств в соответствии с ведомственным перечнем работ и услуг. В их числе дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы, включая программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительные предпрофессиональные программы введены и реализуются во всех детских школах искусств с 1 сентября 2012 года, с сентября 2014 года – дополнительные общеразвивающие программы. Учащиеся, поступившие в детские школы искусств до 2012 года, продолжили обучение по дополнительным программам художественно - эстетической направленности, реализуемым ранее.

В 2016 году в связи с необходимостью перехода на ведомственный перечень услуг и работ все дополнительные программы художественно - эстетической направленности были преобразованы в общеразвивающие с сохранением учебных планов в целях обеспечения прав учащихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы художественно-эстетической направленности, на полноту освоения данных программ и выполнения норм статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Действие данных дополнительных общеразвивающих программ было определено как временное, а именно - до полного завершения образовательных отношений, возникших до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, с 1 сентября 2012 года начался переходный период постепенного замещения образовательных программ «старого образца» программами «нового образца». Закончится данный переход в 2019 году, когда состоится последний выпуск учащихся по программам «старого образца».

В этом году в трёх учреждениях (ДШИ №3, ДШИ №1, ДХШ №1 им. Л.А. Горды) состоялся первый выпуск по пятилетним предпрофессиональным программам в области театрального, изобразительного и музыкального искусств. Итоговая аттестация прошла успешно в соответствии с федеральными государственными требованиями. 57 выпускников получили оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков. 50-ти из них даны рекомендации к возможному продолжению профессионального образования.

В 2017-2018 учебном году по предпрофессиональным программам в детских школах искусств будут обучается 72,7% учащихся и 27,3% по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе, 8,6 % - по программам «старого образца» и 18,7 % - по новым общеразвивающим программам.

В перспективе планируется достижение соотношения 90% учащихся, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам и 10% - по дополнительным общеразвивающим программам. Данное соотношение мы считаем наиболее оптимальным.

Увеличение численности учащихся детских школ искусств, переход на дополнительные предпрофессиональные программы с большим количеством часов по учебным планам и срокам обучения неизменно влечёт за собой ежегодное увеличение педагогических ставок, а следовательно, потребность в дополнительном финансировании. Нехватка бюджетного финансирования может стать главным   препятствием в достижении намеченных планов.

Одним из приоритетных направлений реализации образовательных услуг в сфере культуры и искусства является создание условий для доступности услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе за счёт создания безбарьерной среды. На муниципальном уровне данное направление регламентируется рядом нормативных документов.

Основные мероприятия по созданию инвалидам условий доступности объектов осуществляются в рамках муниципальной программы «Доступная среда города Сургута на 2014 – 2030 годы», в рамках которого в период с 2017 по 2022 год предусматривается адаптировать здания 3-х школ: Детской художественной школы № 1 им. Л.А. Горды», Детских школ искусств: №1 и им. Г. Кукуевицкого».

В целях развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 14 лет в 4-х детских школах искусств (ДШИ № 1, 2, ДШИ им. Г. Кукуевицкого и художественная школа № 1 им. Л.А. Горды) на протяжении 10 лет реализуются адаптированные общеразвивающие программы с 3-х, 4-х летним сроком обучения в области музыкального и изобразительного искусств. Две школы, ДШИ им. Г. Кукуевицкого и художественная школа № 1 им. Л.А. Горды, реализуют программу для детей с ОВЗ «Гармония» в сетевой форме. Предметы учебного плана данной программы в области музыкально искусства, реализуются на базе ДШИ им.Г.Кукуевицкого, а в области изобразительного искусства – в ДХШ №1 им.Л.А.Горды.

С 1 сентября 2017 года данные программы начинает реализовывать ещё одно учреждение - ДШИ №3. Общий контингент увеличится по сравнению с предыдущим учебным годом на 5 человек и составит 40 учащихся.

В перспективе 2018-2019 годов планируется начать реализацию адаптированных программ в Детской хореографической школе №1.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в концертах, спектаклях, выставках. Становятся участниками и лауреатами конкурсов различных уровней. Некоторые из работ учащихся представлены на слайдах.

Ежегодно преподаватели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, участвуют в мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации. Получение необходимых знаний является одним из условий работы с такими детьми.  

Но существует проблемы, которые мы стараемся решить, основные среди которых: нехватка педагогических кадров и отсутствие психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

В целях всестороннего удовлетворения запросов горожан в получении дополнительного образования и развитии творческих способностей учреждения оказывают платные услуги. В рамках платных образовательных услуг реализуются 37 дополнительных общеразвивающих программы для детей от 5 до 18 лет со сроками обучения от 1 года до 3-х лет. В качестве приносящей доход деятельности учреждения реализуют необразовательные услуги: группы раннего эстетического развития для детей младше 5 лет, студии для взрослых. Возрастные ограничения по реализации кружков и студий связаны с необходимостью выполнения показателя по охвату детей от 5 до 18 лет образовательными программами дополнительного образования.

В 2017-2018 учебном году количество получателей платных услуг будут на уровне прошлого года и составит порядка 716 человек.

В связи с оптимизацией и сокращением бюджетного финансирования наращивание платных услуг для нас является актуальной задачей, однако, во всех учреждениях существуют определённые ограничения, связанные с загруженностью учебных площадей.

Для решения задач духовно-нравственного, эстетического воспитания и художественного образования обучающихся и в целях создания условий для выявления и поддержки одарённых детей, их творческого роста на муниципальном уровне сформирована двухуровневая система выявления и поддержки одаренных детей в области искусств.        

Система построена с учётом специфики предоставления дополнительного образования и развития одарённых детей в области искусств и включает в себя проведение ежегодно более 40 мероприятий городского уровня различных форм, в числе которых: конкурсы, фестивали, концерты, выставки, творческие соревнования, мастер-классы, а также организация и проведение творческих и соревновательных мероприятий школьного уровня.  

Организация системной работы на двух уровнях – на уровне учреждения и на уровне города, даёт возможность детям всецело проявить, развить и предъявить свой талант, получить мощный импульс для личностного роста, достижения новых творческих высот.

Мероприятия по организации работы с одаренными детьми на уровне города являются составной частью муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2030 г.г.», подпрограмма «Дополнительное образование детей в детских школах искусств».

Городские творческие мероприятия проводятся по всем специализациям. Среди их: 11 конкурсов городского   уровня, с периодичностью 1 раз в 3 года и ежегодно не менее 10 городских концертов, 2-х выставок, и 2-х фестивалей, в том числе ежегодный отчетный концерт детских школ искусств города, в котором принимают участие лучшие творческие коллективы и солисты, ставшие лауреатами конкурсов в текущем году.

Многие мероприятия являются традиционными, проводятся на протяжении   более чем 20-ти лет и хорошо известны не только в городе, но и в округе, т.к. долгие годы имели статус городских открытых. Например, такие как:

-                       конкурс юных исполнителей на народных инструментах «Приз Сургута»,

-                       конкурс юных скрипачей, альтистов и виолончелистов «Поющая струна»,

-                       конкурс юных исполнителей на духовых и ударных инструментах «Золотая фанфара» и другие.

        В соответствии с положениями о проведении данных конкурсов, в них могли принимать участие учащиеся детских школ искусств и колледжей города и других муниципальных образований на бесплатной основе.

В связи ужесточением требований правового характера к организации и проведению мероприятий на уровне города, три конкурса (по сольфеджио, хоровых коллективов и «Поющая струна») состоялись в этом году в статусе городских (без участия иногородних участников). В дальнейшем проведение городских мероприятий в статусе городских открытых будет возможно для иногородних участников и для учащихся государственных и немуниципальных учреждений на условиях оплаты взноса за участие, т.е. на условиях софинансирования из других источников, а не только за счёт бюджета города.

В целях поддержки и развития одаренных детей, их профессионального самоопределения в Сургуте реализуется программа «Новые имена Сургута», руководитель - Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Пилецкая Ольга Дмитриевна. Сургут стал первым городом округа, в котором начала реализовываться программа «Новые имена». В 2018 году программа отметит своё 25-летие.

В число новоимёнцев Сургута входят более тридцати одарённых детей, показавших яркие творческие результаты в течение не менее одного года.

Ежегодно за счёт средств бюджета города для ребят организуется проведение 2-3-х городских мастер-классов известных преподавателей-музыкантов, участие в летней творческой школе «Новые имена» в Суздале, концертные гастрольные поездки. Так ярким событием 2017 года стало выступление участников и выпускников программы «Новые имена Сургута» на прославленной сцене Международного Дома музыки в Москве.

Имена бывших новоименцев сегодня известны не только в городе, но и далеко за его пределами: Никита Коровин и Рустам Ханмурзин, Николай Сивчук и Алексей Пересидлый,   Антон Плескач и Никта Кана и многие другие. Сегодня они являются студентами престижных СУЗов и ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга, талантливыми музыкантами-исполнителями, продвигая имидж Сургута, Югры, как территории, обладающей значительным культурным потенциалом.

Одним из важных направлений поддержки и развития одарённых детей является организация их участия в выездных конкурсах, фестивалях, творческих школах различного уровня – от окружного до международного. Из бюджета города ежегодно на эти цели выделяется порядка 1 млн. рублей. Помимо этого учреждения направляют на эти цели внебюджеьные средства, средства родителей и спонсоров. География участия включает города России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Доля лауреатов конкурсов от общего числа учащихся является важным показателем качества обучения. За последние 5 лет данный показатель вырос почти в три раза.

Выпускники школ успешно поступают в ведущие колледжи и ВУЗы страны и, в дальнейшем, пополняют кадровый состав организаций сферы культуры города и округа.

Самыми успешными стали 2014 и 2015 годы. Доля поступивших выпускников от общего числа выпускников составила 23%.   Удастся ли нам в дальнейшем повторить и улучшить успех - покажет время, но мы будем прилагать к этому все усилия.

В целях поощрения и поддержки одаренных детей достигшим высоких результаты творческой деятельности на муниципальном уровне ежегодно:

- проводится городской конкурс лучших учащихся детских школ искусств по результатам участия в конкурсах различных уровней;

- осуществляется выплата двух муниципальных стипендий им. А.С. Знаменского: 1. «За отличные успехи в учебной деятельности»; 2. «За достижения высоких результатов в творческой деятельности».

Ежегодно на эти цели выделяется из городского бюджета более 500 тысяч рублей.

Успешное развитие ребёнка невозможно без высокого уровня педагогического мастерства и компетенций преподавателя. В целях методического обеспечения деятельности учреждений, обеспечения непрерывного повышения профессиональных компетенций преподавателей детских школ искусств в городе ежегодно проводятся семинары-практикумы, совещания, конференции преподавателей.

Один раз в три года проводится конкурс профессионального мастерства преподавателей детских школ искусств «Ступени к мастерству». Свою историю конкурс начал в 2003 году и проводился два раза в статусе окружного и четыре – в статусе городского. Мероприятие признано и востребовано педагогическим сообществом. Благодаря участию преподавателей разных специализаций, конкурс объединяет всех преподавателей сферы культуры города и выполняет важные задачи по развитию и поддержке кадрового потенциала образовательных учреждений в сфере культуры, повышению социального статуса и профессионализма преподавателей детских школ искусств, выявлению и распространению эффективных образцов инновационной педагогической деятельности в области дополнительного образования.

На уровне города действуют 14 городских методических объединений преподавателей по специализациям. Два из них образовались совсем недавно. Это методическое объединения преподавателей театрального и вокального искусства.   Возглавляют методические объединения ведущие преподаватели детских школ искусств и колледжей города.

Методические объединения созданы в целях координации деятельности педагогической общественности образовательных учреждений среднего профессионального и дополнительного образования города, развития и совершенствования учебно-методической и воспитательной работы учреждений, повышения педагогической инициативы и деловой активности преподавателей.

Между детскими школами искусств и учреждениями среднего и высшего профессионального образования Сургута сложилось тесное взаимовыгодное сотрудничество, направленное на формирование единого образовательного пространства, повышение взаимной ответственности за качество подготовки выпускника. В рамках поэтапной работы, рассчитанной не на один год, рассматриваются такие направления деятельности как: концертно-просветительская, методическая, проектная.  

Организация совместных мероприятий даёт возможность рационально использовать организационные и материально-технических ресурсы, проводить мероприятия на высоком качественном уровне. Среди традиционных мероприятий можно выделить такие как, Окружной конкурс юных пианистов «Волшебные клавиши», Всероссийский открытый конкурс баянистов и аккордеонистов «Югория», Осеняя творческая школа «Новые имена Югры», День славянской письменности и культуры.

С 2012 года детские школы искусств участвуют в реализации ФГОС в части организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ 1-4-х классов. Ресурсным центром в данном направлении является МБУ ДО «Детская школа искусств №2». Учреждение сотрудничает с четырьмя общеобразовательных школами района железнодорожников по реализации программы «Мир искусства для тебя». Программа направлена на расширение общекультурного кругозора учащихся; формирование духовно-нравственных и эстетических ценностей; выявление детей, обладающих способностями к занятиям искусством и их мотивация на получение дополнительного образования в детской школе искусств.

С 2012 года на базе детских школ искусств осуществляется организация   детских лагерей с дневным пребыванием в июне. Лагеря работают в форме тематических 21-дневных смен, предоставляющих возможность детям содержательно провести свободное время, укрепить здоровье, продолжить художественно эстетическое развитие.

Первоначально лагеря были организованы на базе 2-х учреждений. Охват составлял 60 детей. В связи с необходимостью увеличения показателя по охвату детей, посетивших лагеря с дневным пребыванием на уровне города, плановые значения для детских школ искусств значительно увеличились. В связи с чем, с 2017 года лагеря были организованы на площадках всех шести школ. Охват составил 350 детей, а в 2018 году лагеря планируется организовывать не только в период летних, но и осенних и весенних каникул - охват составит 700 детей.

В соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Сургуте», утверждённой распоряжением Администрации города от 07.06.2013 № 1967 «Об утверждении плана мероприятий Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Сургуте» (с последующими изменениями) в каждом учреждении обеспечивается доведение средней заработной платы педагогических работников до установленных показателей. По итогам 2016 года средняя заработная плата педагогических работников составила 62 тыс. 960руб.

Задача оптимизации расходов решается путем укрупнения учреждений. Так в 2016 году осуществлена реорганизация муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа №1 им. Л.А. Горды» путем присоединения к нему муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства».

Со всеми работниками и руководителями учреждений заключены «эффективные контракты».

Эффективность деятельности руководителя напрямую зависит от его профессионального уровня. Руководители детских школ искусств города их заместители, методисты имеют возможность повысить свои управленческие компетенции и получить актуальную информацию по вопросам основной деятельности учреждения на семинарах, организуемых ежегодно не менее 2-х раз в On-line форме.

Качество организации образовательной деятельности, успехи учащихся подтверждаются многочисленными победами на конкурсных состязаниях различного уровня, получением учащимися премии Президента России по поддержке талантливой молодёжи, стипендий Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Главы города Сургута.

В 2017 году издан 2-й том энциклопедии «Одарённые дети Сургута», в которой содержатся сведения об одарённых детях детских школ искусств города, имеющих значительные достижения в творческой деятельности.

Из самых значимых, ключевых достижений детских школ искусств за последние 3 года нельзя не отметить:

- ввод в 2015-2016 годах в эксплуатацию двух новых зданий в мкр. ПИКС: для размещения   Детской хореографической школы № 1 на 300 мест и Детской школы искусств № 2 на 800 мест;

- победа в 2015 году Детской школы искусств №1» в Общероссийском конкурсе   «50 лучших детских школ искусств»;

- победы учащихся Детской школы искусств им. Г. Кукуевицкого Каролины Десятковой и Владислава Пучкова в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России» в 2014, 2016 годах;

- победа в 2017 году преподавателя Детской школы искусств им. Г. Кукуевицкого Буканиной Ирины Васильевы в Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств» и её ученицы Анастасии Тучковой в творческом конкурсе учащихся, проводимого в рамках данного конкурса.

Будущее глазами детей выглядит радостно, красочно, ярко, и в наших с вами силах воплотить их мечты в жизнь!

Благодарю за внимание и передаю слово содокладчикам.

Опубликовано: 04.09.2017 15:34        Обновлено: 27.11.2017 15:49