Размер:
Цвет:

Обсуждение концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года

Контакты для направления предложений


Павлова Ольга Михайловна

директор Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Государственная библиотека Югры»,


Е-mail: ugra@okrlib.ru          




Концепция призвана служить основой при определении стратегических направлений развития библиотечной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении особой группы пользователей общедоступных библиотек - детей.

Учитывая разночтения в определениях дефиниции «дети» в нормативных и распорядительных актах Российской Федерации (Семейный кодекс Российской Федерации по аналогии с Конвенцией ООН о правах ребенка признает ребенком лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), в то время как Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года к молодежи относят лица в возрасте от 14 до 30 лет), в определении возрастных границ в данном документе определяющим стало определение международного права. В настоящем документе под детьми понимается социально-демографическая группа населения региона в возрасте до 18 лет.

Разработка единой Концепции (в РФ действуют «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи», «Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.») обусловлена отличиями структуры региональной системы библиотечного обслуживания детей от федеральной. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре одна универсальная общедоступная библиотека - Государственная библиотека Югры, в соответствии с уставом осуществляющая библиотечное обслуживание детей с 15 лет; библиотечное обслуживание детей возложено на универсальные общедоступные библиотеки для взрослых в связи с недостаточной развитостью сети детских и юношеских библиотек.

Ключевым положением, на котором базируется Концепция, является признание права детей на приоритетное библиотечно-информационное обслуживание. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» относит пользователей детского и юношеского возраста к особым группам пользователей библиотек.

Основная концептуальная идея:          формирование качественно новой системы

библиотечно-информационного обслуживания детского населения региона приведет к развитию человеческого потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Основные понятия

Детские библиотеки - это специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы.

Дети раннего возраста - дети в возрасте от рождения до 3 лет.

Дети дошкольного возраста - дети в возрасте от 3 до 6 лет.

Дети школьного возраста - дети в возрасте от 6 до 14 лет.

Дети старшего школьного возраста - дети в возрасте от 15 до 18 лет.

Дети из отдельных категорий семей - дети из многодетных семей; дети несовершеннолетних родителей; дети, у которых один или оба родителя являются нетрудоспособными, инвалидами или гражданами пожилого возраста; дети из студенческих семей, молодых семей; дети из малоимущих семей; дети из неполных семей (с одним родителем).

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого




и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Маломобильные группы населения - дети-инвалиды до 18 лет.

Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Юношеские библиотеки - специализированные библиотеки, обслуживающие лиц в возрасте от 14 лет.

Настоящая Концепция разработана с учетом сложной структуры социальной группы «дети», разных физиологических, психологических и когнитивных особенностей детей раннего и дошкольного возраста, школьного возраста и старшего школьного возраста; государственных и региональных нормативных и рекомендательных документов; рекомендаций и концепций Российской государственной детской библиотеки и Российской государственной библиотеки для молодежи, Российской библиотечной ассоциации (РБА) и Международной федерации библиотечных ассоциаций и институтов (ИФЛА).

Документ учитывает приоритеты, определенные федеральными и региональными органами власти в вопросах библиотечного обслуживания детей. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» установил следующие приоритеты государственной политики:

«государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей; оказание государственной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков; реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек».

Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 г. № 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»: «обеспечение реализации плана мероприятий по развитию информационно-познавательной, творческой и обучающей деятельности музеев, библиотек и учреждений культурно-досугового типа при организации взаимодействия с детьми и подростками».

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: «приобщение детей к культурному наследию предполагает повышение роли библиотек, в т. ч. библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в т. ч. с использованием информационных технологий».

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»: «решение задачи по содействию в реализации воспитательного и культурно­образовательного потенциала семьи включает в себя оказание государственной поддержки развитию детских библиотек, литературы, детского кинематографа, театров, музеев и выставок с целью полноценной реализации воспитательной функции семьи».

Значительные изменения в практике библиотечного обслуживания детей вызваны требованиями Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также его подзаконными актами: распоряжением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 427-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 г. № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», приказом Минкомсвязи России от 29.08.2012 г. № 217 «Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей», приказом

Роскомнадзора от 24.08.2012 г. № 824 «Об утверждении Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции».

В сфере общественного профессионального самоуправления в последние годы приняты документы: Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи (РГБМ, 2012), Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг. (РГДБ, 2014), обобщающие актуальное понимание профессиональной среды и федеральных специализированных библиотек особенностей библиотечного обслуживания детей в стране.

Федеральная специализированная библиотека - Российская государственная детская библиотека отмечает следующие проблемы в библиотечном обслуживании детей:

-    несовершенство нормативно-правовой базы, которая не охватывает всего спектра существующих отношений, связанных со спецификой функционирования детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей;

-    неотрегулированность финансового обеспечения библиотек в условиях рыночной экономики;

- слабая материально-техническая база библиотек, препятствующая эффективному решению задач по сохранению и популяризации ценностей чтения и приобщения к мировой культуре;

-    неравномерность развития библиотек различных территорий России, когда наряду с ведущими библиотеками, работающими на уровне мировых стандартов, имеется множество библиотек, несоответствующих современным потребностям общества;

-    отставание в освоении и внедрении новых технологий и практик библиотеками, обслуживающими детей;

- кризис кадрового обеспечения отрасли, обусловленный несовершенством действующей системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров, невысоким статусом и низкой оплатой труда библиотечных специалистов.

Российская государственная библиотека для молодежи определяет ряд препятствий объективного характера, которые оказывают влияние на взаимодействие молодежи с библиотеками:

-    наличие в стране свободного книжного рынка, ожесточённая конкуренция на котором вынуждает производителей ориентироваться на весь спектр потребностей покупателей и осознанно выделять рынок книг для молодёжного чтения как наиболее перспективный сегмент, активно используя при этом библиотечные формы и методы работы с покупателями;

-    стремительно расширяющиеся и модифицирующиеся благодаря техническому прогрессу возможности получения информации из различных источников (прежде всего электронных, сетевых, мобильных), являющихся наиболее привлекательными и привычными для молодёжи;

-    разнообразная структура возможностей для проведения досуга молодёжи (как правило, на коммерческой основе), учитывающая её быстро меняющиеся потребности, ориентированная на общекультурные приоритеты и те или иные образцы молодёжных субкультур;

-    знание молодёжью (благодаря информации, почерпнутой в Интернете, в процессе личных наблюдений и общения с зарубежными сверстниками) того, как работают и как выглядят публичные и университетские библиотеки развитых стран, и несовпадение этого знания с обликом большинства российских библиотек.

2.       СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В РФ И ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Библиотечное обслуживание детей в РФ осуществляет сеть библиотек, включающая 3633 специализированные детские библиотеки системы Министерства культуры РФ, библиотеки общеобразовательных учреждений - школ, лицеев, гимназий, а также 40 820 публичных библиотек Российской Федерации, 69 специальных библиотек субъектов Российской Федерации для слепых и слабовидящих, библиотеки других ведомств.

На функционирование библиотек, осуществляющих библиотечное обслуживание детей и руководство их чтением, значительное влияние оказывает состояние книжного рынка и медиапотребления. По данным Роспечати за 2014 г., в сегменте детской литературы в 2008-2014 гг. потери числа выпущенных названий составили чуть более 6 %, а в тиражах - более трети (34,2 %), что не способствует доступности детской книги. В то же время в структуре медиапотребления по данным исследовательской компании «ТК8 Россия» за 2014 г. доля времени, отводимого среднестатистическим гражданином России на чтение всех видов печатных источников информации, в общем объёме медиапотребления снизилась на 0,4 п.п., в т. ч. книг - на 0,1 п.п., газет - также на 0,1 п.п. и журналов - на 0,2 п.п. При этом в общем объёме медиапотребления за последний год заметно выросла доля Интернета (с 11,4 % до 13,1 %).

Комплексное всероссийское исследование по проблемам детского чтения, проведенное в 2013 г. Российской государственной детской библиотекой по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и при поддержке АНО «Левада-Центр» подтверждает приведенные данные:

-    сократилось время, затрачиваемое детьми на чтение книг в 2013 г. по сравнению с 2006 г.,

-    значительно изменились читательские привычки детей: сетевые и электронные книги читают 34 % младшего школьного возраста, 67 % детей старшего школьного возраста,

-   информацию о книгах, литературных новинках и мнениях других читателей дети получают на сайтах книжных издательств (27 %), в социальных сетях (30 %), на форумах и в тематических сообществах (15 %), в блогах (16 %).

В библиотеки пришло поколение 2 (родившиеся после 2001-2005 гг.), или «цифровые» люди, выросшие в цифровой среде. По мнению социологов, фрагментарное мышление детей привело к тому, что они предпочитают читать мини-новости, твиты и статусы в социальных сетях; виртуальное пространство ограничило их общение до социальных сетей. Это стало причиной низкой культуры чтения и читательской грамотности детей (исследованиеРКА[1] за 2012 г. определило, что по уровню читательской грамотности (умению 15-летних российских детей понимать и использовать письменные тексты) Россия занимает 42 место из 65).

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре библиотечное обслуживание детей осуществляет 231 общедоступная библиотека, в т. ч. 35 специализированных детских и 2 юношеские библиотеки, а также библиотеки общедоступных школ. Специализированные библиотеки для слепых и слабовидящих в сети библиотек автономного округа отсутствуют.

К основным характеристикам библиотечного обслуживания детей следует отнести:

высокий спрос на услуги детских библиотек (57 % детей являются читателями общедоступных библиотек; читательская активность детей характеризуется значительными показателями книговыдачи и посещений: 42 % от общего значения книговыдачи и 43 % от общей посещаемости),

низкая обеспеченность специализированными детскими библиотеками (52 % от социальной нормы), демонстрирующими наибольшую эффективность деятельности по количеству пользователей (54 % всех пользователей до 14 лет), книговыдач (52 % всех книговыдач пользователям до 14 лет), посещений (49 % посещений пользователями до 14 лет),

проблемы в организации физического и виртуального пространства библиотек, работающих с детьми, заключающиеся в качестве физической и виртуальной среды, обеспечении информационной безопасности.

Значительное влияние на деятельность библиотек, осуществляющих библиотечное обслуживание детей, оказывают региональные                                            особенности,      основанные на

демографических, социально-экономических характеристиках социальной группы и приоритеты региональной политики в вопросах детства. Ежегодный доклад Департамента социального развития автономного округа «О положении детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» и данные регионального отделения Пенсионного фонда РФ приводят следующие данные:

-      увеличение численности детей вследствие естественного прироста (2012 г. - на 18,6 тыс. человек, 2013 г. - на 8,5 тыс. человек) и миграционного потока (в 2013 г. поставлено на миграционный учет 6,8 тыс. детей);

-      рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2011 г. - 7314 детей, 2012 г. -7401 детей, 2013 г. - 7514 детей);

- увеличение числа детей-инвалидов (2011 г. - 4541 чел., 2012 г. - 4675 чел., 2013 - 4825 чел., 2014 г. - 5144 чел.).

Региональные нормативные и рекомендательные документы устанавливают следующие приоритеты в вопросах детства:

сохранение положительной динамики в демографической сфере,

укрепление института семьи,             пропаганда семейных ценностей,              создание

благоприятных условий развития и становления личности ребенка

обеспечение условий для раннего развития детей в возрасте от 0 до 3-х лет,

сохранение физического и нравственного здоровья детей,

обеспечение их местами в дошкольных образовательных учреждениях, сокращение случаев жестокого обращения с детьми,

адаптации детей-мигрантов,

обеспечение участия детей в общественной жизни, решении вопросов, затрагивающих их интересы,

обеспечение их информационной безопасности.

Г осударственные региональные программы как инструменты реализации региональной политики в вопросах детства («Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы», «Развитие образования в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» и др.) определили следующие проблемы, на решение которых они направлены:

1)    необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семей с детьми, индивидуальной реабилитации находящихся в социально опасном положении, выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, и организации реабилитационной работы с ними;

2)    потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов учреждений, работающих с детьми;

3)    недостаточная оснащенность учреждений социальной сферы реабилитационным и специализированным оборудованием для детей-инвалидов, в т. ч. аутичных детей;

4)    обеспечение доступности услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных районах автономного округа;

5)    обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи;

6)    отсутствие полномасштабной системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов ее вовлечения в инновационную деятельность;

7)    недостаточная вовлеченность молодежи в социальную практику, низкая активность участия в общественной деятельности, недостаточные навыки самоуправления;

8)    недостаточная развитость системы дополнительного образования детей.

В целом, обозначенные характеристики библиотечного обслуживания детей, региональные особенности и проблемы могут быть сгруппированы по содержательному признаку в следующие совокупности угроз, которые должны быть учтены при реализации Концепции:

1.   Угрозы когнитивного характера:

Недооценка обществом, властными структурами значения детских библиотек и библиотечного обслуживания детей, которая негативно отражается как на состоянии сети библиотек, их материальном обеспечении, библиотечной среде, так и нивелировании их места в структуре свободного времени населения, повседневных практиках.

2.    Угрозы внешней среды:

Сохранение социального неблагополучия детской среды и рост рисков в информационной среде;

Глобальное изменение медиасреды и структуры потребления информации.

3.    Угрозы гуманитарного характера:

Сохранение феминизации и старения коллективов общедоступных библиотек на фоне тотального усложнения информационной среды и внедрения информационных технологий;

Незнание психологии, поведения нового поколения детей - 2.

В целом, основываясь на стратегических региональных документах, при определении цели и задач Концепции, следует исходить из того, что основа будущего развития Югры - это обеспечение условий для полноценной жизни и гармоничного развития детей в автономном округе и конкурентоспобности молодежи в социально-экономической сфере.

3.   Цель, задачи и основные проблемы, на решение которых направлена Концепция

Цель Концепции - гармонизировать развитие библиотечного обслуживания детей в регионе с задачами и направлениями социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, направить на устранение выявленных проблем библиотечного обслуживания детей.

Задачи, на решение которых направлена Концепция:

-       признание библиотечного обслуживания детей наиболее важным направлением региональной библиотечной политики;

-       определение перспективных направлений развития библиотечного обслуживания детей;

-       интеграция деятельности всех субъектов организации и осуществления библиотечного обслуживания детей (библиотек разных ведомств, органов власти и т. д.) в реализации Концепции.

Основные проблемы, на решение которых направлена Концепция:

1.   Недостаточная обеспеченность сетью специализированных детских и юношеских библиотек, отсутствие системы центральных детских и юношеских библиотек (региональных и муниципальных), приводящие к формальному управлению либо значительному усложнению управленческих задач, стоящих перед центральными библиотеками.

2.   Отсутствие системы юношеских библиотек в регионе, определяющее нивелирование вопроса руководства чтением детей от 14 до 18 лет, в то время, как задачи библиотечного обслуживания молодежи отличаются от взрослого населения и заключаются в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации, становлению личности растущего человека, раскрытию его творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда.

3.                     Низкая ресурсная (кадровая, материально-техническая) обеспеченность и объективное неудовлетворительное обеспечение информационной безопасности детей в универсальных библиотеках сельских поселений (самой многочисленной категории библиотек, лидеров по значениям относительных показателей (читаемость, посещаемость, охват библиотечным обслуживанием) среди библиотек, обслуживающих детское население).

4.   Недопустимое сокращение сети специализированных детских библиотек (количественно составляя 16 % от общего числа библиотек, осуществляющих библиотечное обслуживание детей, являются наиболее эффективными (обслуживают 54 % пользователей до 14 лет, осуществляют 52 % книговыдач, 49 % посещений) и обладают наиболее значительными коллекциями библиотечных фондов (49 % от общего объема библиотечного фонда для детей).

5.   Отсутствие статистического учета количества читателей-детей по возрастным категориям; данных, характеризующих их читательское поведение, исследований чтения детей в регионе, сформировало проблему невозможности оценки региональной ситуации библиотечного обслуживания детей.

6.                     Низкое качество виртуального и физического пространства библиотек, обслуживающих детей с точки зрения учета правовых норм и ожиданий и потребностей детей. Высокий уровень информатизации общедоступных библиотек автономного округа не демонстрирует успехов в формировании электронного контента и электронных сервисов для детей, представленных в сети Интернет. Низкое качество медиасреды, формируемой библиотеками, обслуживающими детей заключается в отсутствии учета возрастных особенностей целевой аудитории, диалога с пользователями (социальные сети, блоги, интерактивные библиотечные сервисы). Организация физического пространства в универсальных библиотеках не учитывает требований Федерального закона № 436-ФЗ.

7.                     Несоответствие структуры библиотек, обслуживающих детей, в т. ч. специализированных библиотек, нормативным требованиям (Федеральный закон № 436-ФЗ).

8.   Отсутствие в каждой общедоступной библиотеке единой системы мер по обеспечению информационной безопасности детей, включающей мероприятия, направленные на формирование медиаграмотности, этики поведения в Интернете детей и их родителей, создание условий для доступа к лучшим произведениям и защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. В общедоступных библиотеках региона организована в полной мере только контент-фильтрация сетевой информации.

9.   Недостаточно высокий уровень развития материально-технической базы библиотек, обслуживающих детей: информационной инфраструктуры, специализированной мебели, развивающих игр, игрушек, специализированного фонда.

10.    Отсутствие системы руководства чтением детей как в регионе в целом, так

и в отдельных библиотеках. Проблема складывается из нескольких компонентов: отсутствие квалифицированных     библиографов,      обеспечивающих процесс рекомендательной

библиографии; достаточного количества и квалификации библиотекарей - специалистов в области детского чтения, владеющих знаниями возрастной педагогики и психологии; обновление и расширение спектра видов документов библиотечных собраний, развивающих материалов (игры, игрушки, мультимедийные ресурсы и т. п.), специальных изданий (тактильные, аудиокниги и т. п.); изданий на разных языках.

11.    Отсутствие учета особенностей детей-инвалидов; детей из числа коренных малочисленных детей Севера; мигрантов; детей, проживающих в сельских отдаленных территориях в библиотечном обслуживании в подавляющем большинстве библиотек.

12.    Низкий уровень координационно-методической работы центральных библиотек в связи с недостаточным количеством центральных специализированных библиотек и кадровым обеспечением данного направления.

С полным текстом можно ознакомиться скачав файл



Опубликовано: 11.05.2016 15:50        Обновлено: 21.11.2017 16:22