Размер:
Цвет:

Отчет о реализации единой государственной культурной политики в Ханты-Мансийском автономном округе– Югре за 2015 год

Основные тенденции и проблемы развития культуры


Югра представляет собой уникальную территорию, имеющую свои культурные корни, культурное прошлое и, несомненно, огромный потенциал развития.

Культурная политика Югры - это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием культуры, комплексный подход к управлению, организации, финансированию и контролю для обеспечения доступности культурных благ для всех слоев населения на высоком качественном уровне.

Цель развития культуры в Югре - совершенствование комплексной системы мер, направленных на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала жителей Югры, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг в сфере культуры, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя региона.

Тенденции и направления развития культуры:

Для практического достижения стратегических целей на 2015 год обозначены следующие направления деятельности:

выполнение Указов Президента Российской Федерации от 24. 12. 2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», от 07 мая 2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 12 июня 14 №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы»;

празднование 70-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне, мероприятия, посвященные 85-летие со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и году сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру;

создание равного доступа к культурным ценностям населения Югры; формирование единого информационного культурного пространства Югры, его интеграции в общероссийское информационное сообщество;

развитие публичных библиотек и формирование электронных каталогов библиотек, сайтов музеев в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

формирование системы комплектования музейных фондов, внедрение в музейную деятельность современных информационных систем;

создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной культуры, определяющих самобытность культуры народов, проживающих на территории Югры;

модернизация ресурсной базы отрасли культуры по всем основополагающим направлениям (учреждения культурно-досугового типа, детские школы искусств, библиотеки, музеи);

развитие конкурентной среды на рынке культурных услуг, привлечение негосударственного сектора в культурную жизнь автономного округа, частного капитала в развитие отрасли.

Основные стратегические задачи

Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры:

безусловное проведение в жизнь принимаемых федеральными, региональными и местными органами представительной власти решений, нормативных и иных правовых актов, касающихся развития культуры и искусства, поддержки всех направлений развития отрасли;

создание региональной интегрированной информационной среды для принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика), организация ее взаимодействия с информационными системами на всех уровнях управления в отрасли;

разработка конкретных механизмов реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам учреждений, с учетом реальных финансовых возможностей в среднесрочной перспективе;

создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной) культуры, обеспечивающей единство культурного пространства региона, базовые условия для доступа граждан к культурным благам - предоставление консолидированной субсидии бюджетам муниципальных образований на развитие сферы культуры в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выделение финансирования на мероприятия по капитальному ремонту государственных учреждений культуры;

создание региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, организация краткосрочных или длительных курсов по специальностям группы «Культура и искусство».

Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использования находящегося в сфере культуры государственного имущества:

концентрацию бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях культурной политики, отвечающих стратегическим целям развития отрасли культуры;

оптимизация в течение 2015 - 2017 годов сети государственных учреждений культуры, кинематографии, профессиональных образовательных организаций, подведомственных Депкультуры Югры, исходя из утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 №1063-р минимальных социальных нормативов и норм;

ликвидации неэффективных подразделений, маловостребованных гражданами услуг, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии;

проведение мониторинга и исследований в отрасли, выработка рекомендаций по инструментам экономического стимулирования и государственных гарантий в культуре, формированию благоприятного инвестиционного климата и развитие государственно-частного партнерства.

Поддержка      и стимулирование творчества профессиональных

музыкальных, театральных и других коллективов, в том числе традиционной народной культуры:

создание биржи предложений театрально-концертного продукта;

повышение     эффективности эксплуатации концертно-театральных

площадок;

создание условий для развития гастрольной деятельности: расширение географии гастролей по территории автономного округа, а также в регионах Российской Федерации, за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство.

Развитие творческого потенциала детей и молодежи, поддержка молодых талантов Югры:

создание баз практик для студентов профессиональных образовательных организаций в детских школах искусств автономного округа.

Развитие музейного и библиотечного дела в целях удовлетворения потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям и информации:

формирование коллекций цифровых документов и электронных баз данных;

предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде через ЕПГУ и сайты учреждений (увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети Интернет, от общего количества музеев Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - более 40%);

развитие традиционных информационных ресурсов библиотек, музейных фондов, традиционных форм представления фондовых коллекций;

продолжение работ по реставрации музейных предметов и особо ценных печатных материалов;

вовлечение жителей автономного округа в социокультурную деятельность музеев и библиотек Югры.

Координация совместной деятельности учреждений и организаций культуры государственного (муниципального) и независимого секторов культурного комплекса Югры.

изучения независимого сектора, его влияния на культурное, социальное и пространственное развитие региона, разработка системы статистических показателей, отражающих состояние креативного сектора экономики автономного округа и методики его «картирования»;

разработка плана мероприятий («дорожной карты») по оказанию поддержки малого предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел.

В результате решения перечисленных задач ожидается:

формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени;

модернизация культурного обслуживания жителей сельских территорий при сохранении историко-культурной среды территорий - мест формирования традиционной культуры;

сохранение культурного наследия, уникальных ресурсов культуры округа и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт, вовлечение культурного наследия и творческих ресурсов в социально-экономическую деятельность;

расширение участия внебюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики, внедрение механизмов государственно­частного партнерства в сфере культуры;

повышение уровня заработной платы работников культуры (к 2018 году планируется достижение заработной платы работников учреждений культуры Югры уровня средней заработной платы по автономному округу);

адресная целевая поддержка социально-значимых культурных инициатив, проектов и программ.

Проблемы развития сферы культуры

В современном состоянии культуры Югры продолжает существовать ряд проблемных факторов, сдерживающих общее культурное развитие региона:

а) Бюджетное финансирование сферы культуры стабильно держится в пределах показателя около 2,7% от консолидированного бюджета автономного округа. Эти ресурсы покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение учреждений культуры).

б)   Предоставление услуг в отрасли культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности. Так, уровень обеспеченности населения автономного округа учреждениями культуры различных видов отстает от многих региональных центров России (социальные нормативы и нормы утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р):

обеспеченность населения автономного округа библиотеками регионального уровня составляет 25% к нормативу, обеспеченность библиотеками муниципального уровня составляет 60% к нормативу;

обеспеченность учреждениями музейного типа составляет 25% к нормативу;

обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа составляет 55% к нормативу.

в) Сохранение единого культурного пространства Югры - одна из стратегических целей развития отрасли культуры.

Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства округа обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей и ряда факторов экономического характера.

г)   Крайне неудовлетворительными остаются состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований автономного округа. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90%: износ свыше 90% имеют 95% объектов учреждений культуры; износ от 70% до 90% имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств;

в 22% объектах учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10 лет назад;

лишь 5% общей площади музеев (в 2010 г. - 7%, 2009 г. - 7,5%) отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию.

Информация о реализации Указов Президента Российской

Федерации от 7 мая 2012 года

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан перечень из 8 целевых показателей характеризующих реализацию государственной политики в сфере культуры.

По состоянию на 31 декабря 2015 года достижение целевых показателей, к плану 2015 года, сложилось следующим образом:

отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной заработной плате в автономном округе - 76,7% при плане 77,5% (целевое значение на 2015 год - 77,5%);

прирост количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, относительно уровня 2011 года -50% (целевое значение на 2015 год - 50,1%);

доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей -5,2% (целевое значение на 2015 год - 5%);

строительство учреждений культуры и создание на их базе центров культурного развития - 0 ед. (целевое значение на 2015 год - 0 ед.);

доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах - 93,7% (целевое значение на 2015 год - 89%, факт - 105,3%). Увеличение значения показателя связано с реализацией проекта по созданию Сводного электронного каталога общедоступных библиотек Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, что стимулировало общедоступные библиотеки к наращиванию объемов электронных каталогов. Объем Сводного электронного каталога с начала реализации проекта (январь 2014 г.) увеличился до 300 000 записей.

доля оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, от общего числа музейных предметов основного фонда государственных музеев автономного округа - 23,5%;

доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах в общем объеме музейных фондов и музейных коллекций - 80,8% (целевое значение на 2015 год - 80%);

количество выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов, удостоенных мер государственной поддержки (гранты, премии) - 51 чел. (целевое значение на 2015 год - 51 чел.).

В целом, динамика достижения целевых показателей за отчетный период положительная.

Результаты реализации государственной программы

Главным инструментом реализации целей и задач 2015 года и источником финансирования реализуемых мероприятий является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» (далее - государственная программа).

В Программе нашли отражение региональные и муниципальные приоритеты развития культурного комплекса Югры, среди которых мероприятия как по основным направлениям отрасли (библиотечное и музейное дело, кинематография, образование в сфере культуры, народное творчество и традиционная культура, художественные                              промыслы и         ремесла,

профессиональное искусство, сохранение и популяризация историко­культурного наследия), так и развитие негосударственного сектора (поддержка малого и среднего предпринимательства, создание благоприятного инвестиционного климата, некоммерческих и общественных организаций в сфере культуры). Кроме этого внимание уделено вопросам развития материально-технической базы (приобретение современного оборудования, капитальный ремонт и строительство новых зданий и сооружений).

Ответственным исполнителем государственной программы является Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Соисполнители государственной программы:

Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа -

Югры.

В 2015 году в государственную программу 4 раза вносились изменения, которые касались:

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2014 года государственная программа дополнена подпрограммой V «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности государственных учреждений культуры», а также показателями в области энергосбережение и повышения энергетической эффективности.

Уточнена система целевых показателей государственной программы в части конкретизации значений показателей непосредственных и конечных результатов реализации государственной программы.

Уточнен объем финансирования мероприятий государственной программы в 2015 году

Уточнен прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями культуры и образования в сфере культуры.

Уточнен Перечень объектов капитального строительства в рамках государственной программы в части мощности некоторых объектов и источников финансирования.

Во исполнение Распоряжения Правительства автономного округа от 29 декабря 2014 года №747-рп «О концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в государственную программу включены мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание граждан.

В 2015 году на реализацию мероприятий государственной программы выделено 3 296 612,4 тыс. рублей, что на 15,7% меньше чем в 2014 году (-616031,0 тыс. рублей), в том числе:

-   1 188,6 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, что на 90,9% меньше по отношению к уровню 2014 года (-12 834,1 тыс. рублей);

-   2 482 586,0 тыс. рублей за счет средств бюджета автономного округа, что на 1,5% больше по отношению к уровню 2014 года (+36 397,6 тыс. рублей);

-   103 127,2 тыс. рублей за счет средств муниципальных образований, что на 45,1% меньше по отношению к уровню 2014 года (-84 650,1 тыс. рублей);

-   709 610,6 тыс. рублей за счет внебюджетных источников, что на 44% меньше по отношению к уровню 2014 года (-555 962,4 тыс. рублей).

Исполнение по итогам 2015 года составило 3 281 728,2 тыс. рублей или

99,5%.

В разрезе источников финансирования исполнение составляет:

-   1 188,6 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета или 100% от утверждённых лимитов;

-   2 467 701,8 тыс. рублей за счет средств бюджета автономного округа или 99,4% от утвержденных лимитов;

-   103 127,2 тыс. рублей за счет средств муниципальных образований или 99,6% от утвержденных лимитов;

-   709 710,6 тыс. рублей за счет внебюджетных источников или 100,0% от утвержденных лимитов.

Основное место в структуре расходов государственной программы занимает подпрограмма I «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации» - 53,6% от общего объема расходов на государственную программу в 2015 году или 1 769 232,7 тыс. рублей. Данные расходы направлены на развитие библиотечного, музейного дела, сохранения и популяризацию объектов культурного наследия, укреплению материально­технической базы учреждений культуры, строительство государственных и муниципальных учреждений культуры. В данную подпрограмму также включены объемы привлеченных средства от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа и внебюджетные источники. Средства этих бюджетов направлены на строительство объектов культуры, предназначенных для размещения в муниципальных учреждений культуры.

Подпрограмма II «Укрепление единого культурного пространства» занимает 42,9% от общего объема государственной программы в 2015 году. В рамках данной подпрограммы заложено финансирование расходов на обеспечение деятельности (оказание услуг) 13 государственных учреждений.

Подпрограмма IV «Совершенствование системы управления в культуре и архивном деле» занимает третье место в структуре государственной программы (3% от общего объема государственной программы). Бюджетные ассигнования на 2015 год предусмотрены в объеме 99 394,6 тыс. рублей. Основную долю этих средств составляют расходы на содержание 2 органов исполнительной власти автономного округа: Департамент культуры и Служба по делам архивов.

Подпрограмма III «Развитие внутреннего и въездного туризма» - занимает в структуре государственной программы 0,2%                                            от     общего объема

государственной программы в 2014 году. Бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 9 085,1 тыс. рублей.

Подпрограмма V «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности учреждений культуры» занимает последнее место с объемом финансирования 3 446,4 тыс. рублей или 0,1% от общего бюджета государственной программы.

Результатом реализации государственной программы является уровень достижения установленных целевых показателей. Всего в государственной программе установлено 27 показателей непосредственных результатов и 12 конечных результатов.

Сферу культуры характеризуют 29 показателей, из них 23 - это показатели непосредственных результатов и 6 конечных результатов реализации государственной программы.

По 8 показателям сферы культуры степень достижения составляет более

100%:

Доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах - план на год - 89%, факт - 93,7% (перевыполнение показателя связано с реализацией проекта по созданию Сводного электронного каталога общедоступных библиотек Югры, что стимулировало общедоступные библиотеки к наращиванию объемов электронных каталогов);

Библиотечный фонд на 1000 жителей составил 3138 экземпляров, что на 4,7% больше запланированного уровня (план на 2015 год - 2997 экземпляра);

Объем баз данных Государственной библиотеки Югры собственной генерации, в том числе электронных каталогов составляет 693,5 тысяч записей,

что на 12,8% больше (перевыполнение показателя по количеству записей произошла в связи с развитием проекта «МАРС» (Межрегиональная аналитическая роспись статей) и увеличением количества участников в реализации                  окружного корпоративного   проекта «Ханты-Мансийский

автономный округ - Югра в периодической печати»);

Доля оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, от общего числа музейных предметов основного фонда государственных музеев автономного округа - план на год - 15%, факт - 23,5% (перевыполнение показателя связано с тем, что запущен в эксплуатацию межмузейный региональный проект «Музеи Югры» с информационно­справочной системой «Региональный каталог», музеям Югры были выделены обязательные квоты по наполнению контента);

Доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах, в общем объеме музейных фондов и музейных коллекций - план на год 80%, факт - 80,2%;

Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной заработной плате в автономному округу составило 74,6%, что на 1,2% больше запланированного на 2015 год;

Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей - план на год - 4%, факт 5,2%;

Количество зрителей театрально-концертных мероприятий, проводимых государственными театрами и концертными организациями по итогам 2015 года составило 422,3 тысячи человек, при плане на год - 364,0 тыс. человек (116% исполнения).

По другим основным показателям государственной программы достижение по итогам 2015 года составило от 95 до 100%:

Доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах, в общем объеме музейных фондов и музейных коллекций составило 80%, при плане на год - 80%;

Прирост количества выставочных проектов, организованных в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре, по отношению к 2011 году составил 50% при плане 50,1% (99,8% исполнения);

Число посещений веб-сайтов Г осударственной библиотеки Югры удаленными пользователями составило 185,4 тысячи человек, при плане 185,0 тысяч человек (100,2% исполнения);

Доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог, от общего музейного фонда государственных музеев автономного округа составила 83%, при плане на 2015 год - 86,55 (96% исполнения);

Количество выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов, удостоенных мер государственной поддержки (гранты, премии) составило 51 человек, при плане 51 чел. (100% исполнение);

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры составил 72,1% при плане на 2015 год 72,1% (100% исполнение);

Число обучающихся в профессиональных образовательных организациях в сфере культуры составило 1527 человек, при плане 1527 человек;

Количество театрально-концертных мероприятий, организованных государственными театрами и концертными организациями по 2015 году составило 1786 мероприятий, при плане 1800 ед. (99,2% исполнения).

Информация о вводе объектов культуры и планах
строительства на перспективу, развитие МТБ учреждений
культуры, проведение капитального ремонта,
восстановление объектов историко-культурного

наследия

Общий объем капитальных вложений по государственной программе автономного округа «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» на 2015 год составляет 1 013 664,0 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета автономного округа - 302 301,0 тыс. рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований - 93 962,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 617 401,0 тыс. рублей

1.   Объект государственной собственности на сумму 1 556 тыс. рублей:

«Реконструкция Няганского детского музыкально-драматического

театра» - план на 2015 год - 1 556 тыс. рублей на разработку проектно-сметной документации.

2.        В 2015 году за счет средств бюджета автономного округа осуществляется софинансирование строительства 5 объектов муниципальной собственности:

2.1.      Объект «Культурно-досуговый центр (дом культуры, детская музыкальная школа, библиотека, музей) в пгт. Октябрьское - мощность объекта - 8894 кв. м. Объем финансирования из бюджета автономного округа в текущем году - 43 430 тыс. рублей. Готовность объекта - 87%. Исполнение на отчетную дату - 43 430 тыс. рублей.

2.2.   Комплекс (сельский дом культуры - библиотека - школа - детский сад) п. Кедровый Ханты-Мансийского района - мощность объекта 150 мест, 9100 экземпляров, 110 учащихся (наполняемость класса 16 человек), 60 воспитанников. Объем финансирования из бюджета автономного округа в текущем году - 35 425,5 тыс. рублей. Готовность объекта - 54%. исполнение на отчетную дату - 35 425,5 тыс. рублей.

2.3.      Культурно-спортивный комплекс (дом культуры - библиотека - универсальный игровой зал) д. Ярки Ханты-Мансийского района - мощность 100 мест, 9100 томов книжного фонда, 765,5 кв. м. Объем финансирования в текущем году из бюджета автономного округа - 0 тыс. рублей. Готовность объекта - 17%. Исполнение на отчетную дату - 0 тыс. рублей.

2.4.   Центр культуры и искусств (дом культуры, детская школа искусств) в г. Нягань - мощность 600 мест, 500 мест, 9 959,5 кв. м. Начато строительство в 2013 году. Объем финансирования из бюджета автономного округа в текущем году - 82 820 тыс. рублей. Готовность объекта (Детская школа искусств) составляет 77,2%. Исполнение на отчетную дату - 82 820 тыс. рублей.

2.5. Детская школа искусств в мкр. ПИКС (г. Сургут) - мощность 400 мест в смену, 5512 кв. м. Объем финансирования из бюджета автономного округа в текущем году - 139 069,5 тыс. рублей. Готовность объекта - 63,5%. Исполнение на отчетную дату - 139 069,5 тыс. рублей.

Кроме того, без привлечения средств бюджета автономного округа осуществляется строительство двух объектов:

1. ДИ «Нефтяник» г. Сургут. Мощность - 1 300 мест/47 297 кв. м. Срок строительства - 2014-2015 годы. Предусмотрено за счет средств ОАО «Сургутнефтегаз» (внебюджетный источник).

2.   Спортивно-досуговый комплекс пгт. Белый Яр. 2 очередь. Культурно­досуговый центр Сургутский район. Мощность - 500 мест/5 939,5 кв. м. Срок строительства - 2004-2013, 2014-2016. Предусмотрены средства местного бюджета. Заключен МК на завершение строительства объекта со сроком выполнения работ.

В отчетном периоде в эксплуатацию объекты не вводились.

В 2016 году в бюджете автономного округа предусмотрены средства в объеме, достаточном для завершения начатых строительством объектов.

Начало строительства новых объектов культуры в 2016 году не планируется.

В 2015 году проведен капитальный ремонт 3 государственных учреждений культуры:

В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» осуществлен капитальный ремонт автоматической установки водяного пожаротушения, увеличена минимальная водоотдача внутреннего противопожарного водопровода, проведена реконструкция системы противодымной защиты здания театра, проведена реконструкция автоматической установки пожарной сигнализации в здании.

В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная библиотека Югры» в настоящее время осуществляются работы по утеплению фасада здания и ремонту водосточной системы.

В филиале бюджетного учреждения Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры «Государственный художественный музей» «Галерея-мастерская художника Г.С.Райшева» в настоящее время осуществляются работы по ремонту системы вентиляции.

Проводимые мероприятия по строительству, модернизации и капитальному ремонту зданий учреждений культуры недостаточны, по причине отсутствия необходимого объема финансирования. В связи с чем, по-прежнему неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-техническая оснащенность большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований автономного округа. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам по-прежнему превышает 50-90%.

В 2015          году проводились          ремонтно-реставрационные      работы,

направленные на сохранение и введение в культурный оборот объектов культурного наследия. С 2012 года ремонтно-реставрационные работы велись на четырех памятниках архитектуры и градостроительства, находящихся в муниципальной собственности: Березовский район (Дом купца Добровольского И. К., 1876 г.), Октябрьский район (Кондинский Троицкий монастырь, 1731 - 1765 гг.), Нижневартовский район (Усадьба П. А. Кайдалова), Ханты- Мансийский район (Каменная церковь (Вознесенская) (конец XIX века);

В 2015 году завершены в полном объеме ремонтно-реставрационные работы церкви Вознесенская в п. Горноправдинск. Открытие объекта культурного наследия регионального значения состоялось 20 сентября, храм был освящён в соответствии с православной традицией. За период 2013-2015 годы на ремонтно-реставрационные работы по объекту освоено 86 554,9 тыс. рублей.

По объекту «Дом купца Добровольского» в 2015 году освоено 8415,2 тыс. рублей. Завершение работ планируется в июне 2016 года.

Завершаются работы на объекте «Свято-Троицкой церкви в пгт. Октябрьское, церковь восстановлена, в 2016 году будет завершено благоустройство территории объекта культурного наследия. Освоение средств в 2015 году - 65 716,0 тыс. рублей, в том числе: привлеченные средства 20 000,0 тыс. рублей.

Выполнение работ по объекту «Усадьба П.А. Кайдалова в составе Дом П.А. Кайдалова, амбар» в соответствии с технологическими особенностями реставрации будет продолжено весной 2016 года. Завершение работ намечено на июнь 2016 года. За период 2012-2015 годы на объект выделены средства окружного бюджета в размере 41 795,8 тыс. рублей.

Дальнейшая государственная поддержка реставрации 5 объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре запланирована и на период 2016-2020 годы.

Совершенствование нормативного правового
регулирования в сфере культуры

За 12 месяцев 2015 года Департаментом осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на осуществление своевременного изменения нормативных и правовых актов, относящихся к компетенции отрасли культуры, а также сбор актуальной информации с целью принятия оперативных управленческих решений, среди которых:

разработка проектов НПА и распорядительных актов, методических рекомендаций (в т.ч. внесение изменений в действующие), обеспечивающих правовые условия деятельности в соответствии с действующим законодательством;

разработка локальных актов, методических рекомендаций, проведение рабочих совещаний для качественной реализации бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы;

перераспределение финансовых средств на особо значимые направления и статьи расходов, другие.

Главные, стратегические документы, принятые в 2015 году приведены в Приложении 1.

Финансовые показатели развития сферы культуры,
кинематографии и образования в сфере культуры

Расходы консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2015 году на культуру представлены в объеме 7 773, 5 млн. рублей или 2,79% в составе консолидированного бюджета автономного округа, что на 753,5 миллионов больше, чем в 2014 году (7 020,0 млн.рублей).

Для осуществления государственной политики в сфере культуры и искусства, образования в сфере культуры, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, сохранение и развитие традиционной культуры малочисленных народов Севера, культур народов и этнических общностей, проживающих на территории Югры Департаменту культуры автономного округа на 2015 год Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2014 №88-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями от 27 ноября 2015 №124-оз) предусмотрено 1 895 353,9 тысячи рублей, в том числе по разделам:

0800 «Культура, кинематография» - 1 292 031,5 тыс. рублей;

0700 «Образование» в сфере культуры - 599 256,6 тыс. рублей;

0400 «Национальная экономика» - 2 326,7 тыс. рублей;

0100 «Общегосударственные вопросы» - 1 739,1 тыс. рублей.

Средства бюджета автономного округа были направлены на финансирование расходов, осуществляемых в рамках реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и образования в сфере культуры.

Расходная часть бюджета государственных учреждений автономного округа и содержания Департамента за 2015 год сложилась в объеме 1 891 234,5тыс. рублей, в том числе по разделам:

0800 «Культура, кинематография» в объеме 1 290 557,2 тыс. рублей, что составляет 99,9% к уточненному плану на 2015 год.

0700 «Образование» в объеме 596 944,8 тыс. рублей, что составило 99,6% к уточненному плану на 2015 год.

0400 «Национальная экономика» - в объеме 2093,5 тыс. рублей, что составляет 90,0% к уточненному плану на 2015 год,

0100 «Общегосударственные вопросы» - в объеме 1739,0 тыс. рублей, что составляет 100,0% к уточненному плану на 2015 год.

Важным направлением культурной политики автономного округа в Год культуры обозначено решение вопросов по повышению уровня жизни
работников культуры, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

В соответствии с дорожной картой целевой показатель по среднемесячной заработной плате на 2015 год для всех работников отрасли, и государственных и муниципальных учреждений должен был составить 41 807,1 рублей или 77,5% от средней заработной платы по региону.

По итогам 2015 года средняя заработная плата всех работников отрасли, и государственных и муниципальных учреждений составила 41 379,4 рублей или 76,6% от средней заработной платы по региону.

Прирост уровня заработной платы работников учреждений культуры за 2015 года (41 379,4 рублей) к уровню заработной платы работников учреждений культуры аналогичного периода 2014 года (38 441,5 рублей) составил 7,6%.

В Югре платные услуги населению оказывают 21 государственное учреждение культуры, образовательных организации образования в сфере культуры автономного округа, из них - 18 государственных учреждений культуры (в т.ч. 8 автономных учреждений, 1 - кинематографии), 3 - образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Г осударственными учреждениями, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями культуры и образования в сфере культуры за 2015 год оказано платных услуг в объеме 603 803,0 тыс. рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2014 года рост составляет 4,4% или 28 197,4 тыс. рублей. В структуре поступлений денежных средств от приносящей доход деятельности рост наблюдается по показателю «платные услуги населению» на 9,6% или 43 550,9 тыс. рублей. Снизились пожертвования, спонсорские и целевые взносы от юридических и физических лиц, поступивших на счета государственных учреждений культуры автономного округа на 14,8% или 18 353,6 тыс. рублей.

На одного жителя Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оказано платных услуг на сумму 374,5 руб. В 2014 году данный показатель составил 376,5 руб. Снижение на 0,5% обусловлено ростом численности населения ХМАО - Югры.

Финансовые средства, поступившие от приносящей доход деятельности, используются учреждениями на проведение культурно-массовых мероприятий, на улучшение материально-технической базы, стимулирование работников учреждений.

Продолжение отчета в прикрепленном документе

Опубликовано: 07.05.2016 16:07        Обновлено: 21.11.2017 16:11