Размер:
Цвет:

Протокол общественных слушаний отчета о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года


ПРОТОКОЛ

ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ

отчета о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года и
проекта Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре до 2020 года, в рамках расширенного заседания Коллегии
Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Место и время проведения общественных слушаний:

г. Ханты-Мансийск, ул. Мира 22, Концертно-театральный центр «Югра - Классик», 28 апреля 2016 года, 9:15 часов.

Председательствовала:

Казначеева Н.М. - директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Эксперты:

Черняк Я.С. - заместитель председателя Общественный палаты Ханты- Мансийского автономного округа - Югры;

Шумакова Е.В. - директор Департамента общественных и внешних связей Ханты- Мансийского автономного округа - Югры;

Павкина А.А. - председатель Правления, Президент Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Лоншакова Е.В. - председатель комиссии по культуре, межнациональным отношениям и вопросам коренных малочисленных народов Севера Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, член Общественного совета при Департаменте культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Кононенко С.П. - член Общественный палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Конев А.В. - член Общественного совета при Департаменте культуры Ханты- Мансийского автономного округа - Югры;

Грищенкова Г.Р. - директор Департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Сургута;

Выдрина Г.А. - эксперт Общественный палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Арканова И.Г. - начальник управления туризма Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Участники общественных слушаний:

В общественных слушаниях приняли участие 123 человека (список прилагается), в том числе:

представители Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, руководители структурных подразделений Депкультуры Югры, руководители и сотрудники управлений культуры муниципальных образований, руководители и сотрудники государственного учреждения культуры, кинематографии и образовательных организаций в сфере культуры, представители творческой интеллигенции и творческих союзов, представители общественного совета при Департаменте культуры Ханты-

Мансийского автономного округа - Югры, представители исполнительных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также представители СМИ.

Повестка дня:

1.   Обсуждение отчета о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года;

2.    Обсуждение проекта Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

Основание для проведения общественных слушаний:

Общественные слушания проведены в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года № 185-п «О Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года».

Способ Формирования общественности:

Отчет о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты- Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года и проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года размещены на официальном сайте Департамента культуры автономного округа, по адресу в сети интернет: \уту.дерси11ига.абшЬшао.ги в разделе «Общественные обсуждения».

Порядок проведения публичных слушаний:

1.    Вступительное слово директора Департамента культуры автономного Ханты- Мансийского округа - Югры Н. М. Казначеевой.

2.    Выступление первого заместителя директора Департамента культуры Ханты- Мансийского автономного округа - Югры И.А. Кибкало с отчетом о реализации в 2013- 2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года.

3.    Выступление директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная библиотека Югры» О.М. Павловой с проектом Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

4.     Рассмотрение вопросов и предложений участников общественных слушаний.

По предложенному порядку проведения общественных слушаний - замечаний и предложений от участников слушаний не поступило.

Выступила Кибкало И.А., первый заместитель директора Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы доклада:

Государственная культурная политика сегодня призвана определить новые принципы общественных отношений - культуры в широком смысле, а также стимулировать формирование новых отношений внутри самой сферы культуры.

Появление региональной Стратегии развития культуры, охватывающий период 17 лет - результат конструктивного взаимодействия Департамента культуры с профессиональным сообществом.

В своем выступлении на заседании Совета по культуре и искусству2 октября 2013 года Президент России В.В. Путина, цитирую «Мы говорим о необходимости осмысленной государственной культурной политики, о том, что нужны четкие принципы и ориентиры, которые обеспечат культуре роль определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества, человеческого капитала».

Югра в очередной раз подтверждая свою высокую значимость и прогрессивное мышление в марте 2013 года в тексте Стратегии социально - экономического развития до 2030 года обозначает, что важной предпосылкой инвестиционной привлекательности и конкурентноспобности автономного округа является высокий культурный потенциал округа. Культуру Югры необходимо рассматривать в качестве отдельного культурного сектора и ресурс развития региона.

В этой логике магистральными направлениями Стратегии развития культуры обозначено:

развитие культуры, как стратегического ресурса инновационного развития экономики региона,

повышение культурного уровня и качества жизни населения.

Стратегия впервые обозначила круг проблем, зафиксировала приоритеты в развитии отрасли. В Стратегии заложен принцип «трёхлетки», который нашел отражение в Плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Стратегии. Две Дорожные карты содержит контрольные показатели, которые были запланированы по итогам 2015 года. Список контрольных показателей реализации основных показателей Стратегии, отраженных в Планах мероприятий по реализации Стратегии состоит из 16 показателей.

При всей важности этого документа, этот шаг обозначил лишь стартовый рубеж для начало процессов изменения системы регионального управления культурой.

В 2013 году мы провозглашали, что Стратегия это живой, подвижный документ который будет способствовать внедрению гибкой политики. Сегодня можно констатировать что Стратегия явилась неким фундаментом на котором выстраивается новое здание региональной культуры.

В конце мая 2014 года во время проведения в Ханты-Мансийске конференции Министерства культуры Российской Федерации по популяризации лучшего опыта субъектов Российской Федерации заместителем Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлевым было отмечено, цитирую - «В Югре принята программа развития культуры. Но то, что именно в Югре составлена региональная Стратегия развития культуры до 2020 и даже до 2030 годов - это впечатляет и обнадеживает. Это показывает, что Правительство округа серьезно думает о развитии культуры. Мы будем рекомендовать в законе о культуре, чтобы каждый регион имел такую программу развития».

В государственном докладе Министерство культуры России по итогам 2013 года приводится ссылка на автономный округ в котором принята Стратегия развития отрасли и Государственная программа, отмечено что это инновационный и прогрессивный опыт который должны взять на вооружение другие субъекты Российской Федерации.

Министерством культуры Российской Федерации в 2014 году был проведен Всероссийский конкурс «Лучшая практика деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры». В конкурсе приняли участие 84 субъекта Российской Федерации, Лауреатом первой степени стал Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, высокую оценку удалось экспертов удалось получить благодаря наличию в субъекте документов стратегического планирования.

Просторы нашего региона огромны, доступ к культурным благам должен иметь каждый человек на всей территории Югры, собственно, так гласит Конституция.

Сегодня в Югре действует 453 учреждения культуры. С 2013 года оптимизирована сеть учреждений культуры на 31 единицу, в том числе за счет:

оптимизации 5 муниципальных библиотек в результате слияния, перевода филиалов в статус отделов обслуживания;

16 организаций культурно-досугового типа в результате слияние сетевых единиц и передачу учреждений в управление образования и молодежной политики;

ликвидирован парк культуры и отдыха «Аттракцион)» г. Югорск;

завершили свою работу 3 филиала высших учебных заведений, студенты переведены в Югорский государственный университет;

проведена реорганизация 6 государственных учреждений.

В Стратегии, в разделе «Проблемы в культуре», по направлению «кадровой политики» продекларировано несколько позиций: отсутствие кадрового резерва и тенденция снижения квалификации кадров.

К началу 2016 года в отрасли работали 8 249 человек, В 2013 году свыше 12 тысяч человек, Сокращение составило 34%. Задачи обозначенные в стратегии - формирование кадрового резерва управленческих кадров и создание условий для повышения квалификации работающим специалистам!

С кадровым резервом в сфере культуры ситуация изменилась принципиально. На региональном уровне в конце 2013 года вышло Постановление Правительства, в котором закреплена норма о назначении лиц только из резерва управленческих кадров, сформированном на основе конкурсного отбора в соответствии с законодательством Югры.

По результатам 9-ти конкурсов 58 кандидатов включены в кадровый резерв. Такая практика складывается и в муниципальных образованиях - проведение конкурсных процедур стало повсеместным.

Свою квалификацию за три года повысили 3 750 человек, для иллюстрации - 2015 году каждый 5 специалист в сфере культуры и искусства обучился или прошел курсы повышения квалификации. В 2013 году это был каждый 13-ый.

Основными центрами по проведению курсов квалификации на территории региона выступили СМК и Колледж русской культуры им. Знаменского. В них реализуется 5 программ повышения квалификации 5 программ профессиональной переподготовки. За отчетный период проведено 7 курсов повышения квалификации, 5 профессиональной переподготовки. Обучено 177 работников с выдачей удостоверений установленного образца.

Вырос уровень квалификации педагогов школ искусств. Второй год подряд педагоги детских школ искусств округа входят в число лучших преподавателей детских школ искусств Российской Федерации.

Ежегодно школы искусств Югры входят в топ-лист «50 лучших детских школ искусств Российской Федерации».

Лучшим библиотекарем 2015 в России признана Чарикова Татьяна Николаевна - заведующая Солнечной модельной библиотеки Сургутского района.

В отчетный период проведены все необходимые мероприятия по эффективности расходования бюджетных средств через оптимизацию сети и численности работников учреждений и сокращение расходов на содержание учреждений культуры. Принятые меры позволили осуществить устранение дублирующих функций в учреждениях и прекращение предоставления аналогичных видов услуг в сфере культуры, что повлекло повышение эффективности работы учреждений за счет внедрения конкурентных принципов, все работники государственных учреждений переведены на эффективный контракт, данная работа продолжается на муниципальном уровне.

Основной задачей стратегии обозначено - выявить законодательные пробелы, предложить варианты изменения законодательных актов и нормативов, привести их в соответствие с целями и задачами обозначенными в Стратегии.

За трехлетний период в отрасли принято 36 нормативных правовых акта, из них пакет документов стратегического планирования составил 19, в том числе государственная программа развития отрасли на долгосрочный период; внесены изменения в основные отраслевые региональные законы и другие нормативные правовые акты.

Активизировалась работа с федеральными структурами. Правительством автономного округа заключен ряд Соглашений о сотрудничестве в сфере культуры с Министерством культуры Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета.

С Федеральным государственным бюджетным учреждением «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина»;

Принята Концепция театрального дела в Югре, принято постановление Правительства автономного округа «О Реестре объектов нематериального культурного наследия народов Югры».

Департамент приступил к осуществлению новых полномочий в части оказания государственной поддержки писателям, субъектам малого и среднего предпринимательства, оказанию содействия развитию конкуренции в сфере культуры и культурной адаптации мигрантов.

Оценивая результаты нормотворческой деятельности и создание в Югре правового поля в сфере культуры, смело можно поставить высокую оценку проделанной работе.

Красной линией в Стратегии прочерчен вопрос финансирования отрасли.

Доля расходов на культуру в бюджете округа за период с 2013 по 2015 годы варьировались в диапазоне от 2,6% до 2,7%, в совокупных расходах консолидированного бюджета субъекта в 2015 году составила 7 773, 5 млн. рублей, в сравнении с 2012 годом расходы выросли на 1217,1 млн. рублей, данные значения соответствуют инвестиционному сценарию развития Стратегии.

Важнейшими документами по повышению эффективности управления в отрасли стали указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

За время реализации 597 Указа заработная плата работников учреждений культуры выросла в 1,45 раза, и составила на отчетную дату 41 тысячу 807,1 рублей (2012 год - 28 733,7 рублей). Рост заработной платы работников учреждений культуры к 2012 году 44,6%.

В расчете на душу населения в целом по РФ расходы на культуру составили в 2013 году 2 627 рублей, а в среднем по субъектам - 2 008 рублей на человека в год.

В Югре они составляют 4 822,1 рубля и выросли за период с 2012 до 2015 гг. на 622

рубля.

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014- 2020 годы» - заслуживает особое внимания, т.к. является главным инструментом реализации целей и задач Стратегии и основным источником финансирования всех мероприятий.

За 2 года реализации государственной программы ее ежегодный бюджет находится в пределах 2,5 миллиардов.

Впервые появилась в 2011 году внедрен в практику механизм предоставления субсидий муниципальным образованиям на развитие сферы культуры, ежегодная сумма, направляемая в муниципальные образования из бюджета автономного округа ни разу не опускалась ниже 400 миллионов рублей. Сегодня субсидия предоставляется по 4 направлениям.

В отдельных направлениях происходит качественный скачек в развитии, это и информатизация библиотек, комплектование библиотечных фондов, обновление парка музыкальных инструментов детских школ искусств, что подтверждают показатели государственной программы.

Средний уровень достижения показателей по этим отраслям по итогам каждого из трех лег более 100%, что позволяет судить о высокой эффективности данных вложений.

Для выравнивания обеспеченности объектами культуры различных в автономном округе продолжается строительство объектов культуры в муниципальных образованиях.

В виду того, что строительство отдельных обособленных зданий для каждого объекта культуры экономически нецелесообразно, упор делается на строительство комплексов, которые позволяют комплексно решить проблему обеспеченности в особенности в сельской местности. Всего с 2013 года введено 7 объектов культуры. За период с 2010 по 2012 годы введено в эксплуатацию 4 объекта культуры.

Одной из первостепенных задач, к которой мы приступили в 2013 году, это проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия. Ремонтно-реставрационные работы велись на четырех памятниках архитектуры и градостроительства, находящихся в муниципальной собственности:                                                    в Березовском,

Октябрьском, в Нижневартовском, в Ханты-Мансийском районах.

Главным результатом, который нам удалось достигнуть по итогам этой 3-х летней работы стало завершение в полном объеме ремонтно-реставрационных работ церкви Вознесенская в п. Горноправдинск. Открытие объекта культурного наследия регионального значения состоялось 20 сентября 2015 года, храм был освящён в соответствии с православной традицией. По другим объектам планируется окончание работ в 2016 году.

Качественно улучшена материально-техническая база государственных учреждений культуры:

устранены предписания надзорных органов в Сургутском музыкально­драматическом театре,

проведено комплексное оснащение общежития в Сургутском музыкальном колледже,

заменены окна и ведется работа по ремонту фасада Государственной библиотеки Югры,

проведено комплексное         обследование Няганского детского музыкально­

драматического театра,

приобретен автомобильный транспорт для организации гастролей государственным театрам автономного округа,

приобретен оборудованный специализированный киноконцертный мобильный комплекс для проведения на территории автономного округа киноконцертных мероприятий;

для музеев приобретено выставочное оборудование,

модернизировано сценическое оборудование,

приобретено оборудование для адаптации объектов культуры к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья,

завершено оборудование объектов государственных учреждений техническими средствами антитеррористической безопасности.

За последние два года модернизировано материально-техническое оснащение 53 учреждений художественного образования, приобретено музыкальных инструментов и оборудования на сумму свыше 50 миллионов рублей.

Формируется «банк данных» талантливых детей и молодых дарований и реестр детей, проявивших способности в культуре.

Успешно ведется работа по формированию единой электронной базы данных клубных формирований самодеятельного народного творчества культурно - досуговых учреждений.

В картотеку в электронном и печатном формате внесены данные о 1 735 клубных формированиях самодеятельного народного творчества.

Запущены и работают региональные информационные системы: «Медвед», «БАРС.МУеЪ - Мониторинг культуры», позволяющие получать в режиме реального времени любую информацию по отрасли, будь то аналитика или статистика. В конце 2015 года детские школы искусств подключились системе НАС АВЕРС - По состоянию на апрель 2016 года, количество подключенных школ в сфере культуры к системе дополнительного образования составляет 100 %, выгрузка контейнеров осуществляется еженедельно.

Внедрение этих систем помогает оперативно, с учетом на текущий момент состояния сферы культуры, принимать управленческие решения. Положительными результатами данного направления определенны: временной показатель в эффективном использовании трудозатрат и качественная обработка информации и аналитических материалов.

Показательны результаты решения задачи Стратегии по модернизации библиотечных библиотек:

100 % библиотек оснащено библиотечно-информационными системами для ведения электронных баз данных, 100% библиотек были подключены к Интернету.

модернизировано 8 сельских библиотек в Сургутском, Нефтеюганском, Березовском, Октябрьском районах;

модернизировано 7 детских библиотек в городах Нижневартовск, Мегион, Березовском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Советском, Сургутском районах;

оснащено оборудованием 197 центров общественного доступа к социально значимой информации. В период с 2012 по 2015 годы были организованы 30 центров общественного доступа. С 2012 года в центрах библиотек около 7 000 человек прошли курс обучения.

на 10 сельских населенных пунктов снизилось количество сельских поселений, в которых жители не получают библиотечного обслуживания. Улучшению библиотечного обслуживания способствует оснащение центральных библиотек муниципальных районов библиобусами.

С 2012 года трем муниципальным районам были приобретены мобильные комплексы информационно-библиотечного обслуживания:                                              Нижневартовский,

Кондинский и Сургутский районы. На постоянном библиотечном обслуживании библиобусов находятся жители 3 населенных пунктов Кондинского района, 5 населенных пунктов Нижневартовского района и 10 населенных пунктов Сургутского района.

Удаленный доступ к собственным ресурсам общедоступных библиотек округа предоставляется посредством портала «Библиотеки Югры» (^V^V\V.и§га.ок^1^Ь.^и), на котором каждая библиотека имеет свой блок информации.

Наши музеи всегда идеально выполняли задачу бережного хранения артефактов истории и культуры. А после 2012 года они вдобавок стали интерактивными площадками, где посетитель не просто рассматривает предметы старины. Они становятся тем самым пространством просвещения и воспитания, о котором мы говорили в Стратегии.

Совместно с Вами Мы предпринимаем и организационные шаги для привлечения граждан в музеи. Это и бесплатный доступ для детей до 18 лет, и продление работы музеев в отдельные дни.

К числу важнейших ежегодных музейных мероприятий можно отнести организацию международной акции «Ночь в музее», культурно-образовательную акцию «Ночь искусств».

А в этом году - в августе мы присоединимся и к Ночи кино.

В итоге за прошедшие годы мы видим рост посещаемости музеев на 35%.

На 100 % музеи Югры обеспечены автоматизированными рабочими местами и доступом к глобальной сети Интернет. В среднем на один музей в Югре приходится около 20 компьютеров. Почти треть музеев имеет специализированные места для работы посетителей с электронными ресурсами музея.

80% фондов государственных и муниципальных музеев автономного округа отражены в электронных каталогах в 2012 году - 64%.

Для сравнения РФ - 41 % фондов, УФО - 52 %, а в Югра - 80 %.

На сегодняшний день во всех государственных и муниципальных музеях округа введена автоматизированная система учета музейных предметов. В результате централизованной программы информатизации, все 34 музея имеют одинаковую программную платформу автоматизации музейной деятельности - информационную систему КАМИС-2000. В 2013 году впервые в России был создан сводный региональный ресурс - межмузейный портал «Музеи Югры», который предоставляет доступ пользователям к оцифрованным музейным предметам, хранящимся в государственных и муниципальных музеях и дает возможность каждому жителю Югры увидеть музейные собрания музеев автономного округа из любой точки доступа в сеть Интернет.

Система организации гастролей в округе только начинает выстраиваться и мы получаем практический опыт, который необходимо учитывать главному координатору данного направления - Концертно-театральному центру «Югра-классик».

Если говорить о цифрах, они таковы:

в 2013 году на гастролях и выездах показан 371 спектакль (концерт) для 55,5 тыс. зрителей (из них - 28,0 тыс. детей). Но при этом - не предоставлялись концертно­зрелищные и театрально-зрелищные услуги в 45 % муниципальных образованиях автономного округа: творческие коллективы не смогли выступить в преобладающем количестве населенных пунктов Кондинского, Нефтеюганского, Нижневартовского и Октябрьского районов;

в 2014 году показано на гастролях и выездах 230 спектаклей (концертов) для 82,2 тыс. зрителей (из них - 13,6 тыс. детей). При этом - в 50 % муниципальных образованиях автономного округа творческие коллективы не смогли выступить: менее всего в населенных пунктах Белоярского, Кондинского, Октябрьского и Сургутского районов.

Исключением стал 2015 год в связи с проведением цикла юбилейных мероприятий, приуроченных к 85-летию автономного округа и Году литературы.

Изначально было запланировано 96 выездов и гастрольных выступлений по территории автономного округа, а по итогам - в 2015 году проведено более 200 выездных и гастрольных спектаклей и концертов.

Подводя итог, следует отметить ежегодное увеличение количества проведенных выездов и гастролей театрально-концертных организаций автономного округа и показанных ими спектаклей и концертов в доступных по логистике населенных пунктах Югры с адаптированными сценическими площадками. За три года гастролями были охвачены все города автономного округа.

Продолжается системная работы, проводимая учреждениями культурно-досугового типа, в части вовлечения жителей Югры в творческий процесс, популяризацию форм и жанров самодеятельного народного творчества, как традиционных направлений, так и создании новых творческих союзов.

Развитие клубных формирований в Югре систематизирует проект «Югра Фестивальная», дающий возможность координировать участие клубных формирований автономного округа в рейтинговых мероприятиях окружного и всероссийского уровня, осуществлять качественный мониторинг развития жанровых направлений на территории Югры, выявлять и поддерживать талантливые творческие коллективы и отдельных исполнителей.

Одним из инструментариев качественного роста исполнительского мастерства клубных формирований является смотр на подтверждение (присвоение) званий «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив» и «Народная самодеятельная студия» и сегодня является важнейшим стимулом развития самодеятельного народного творчества и клубных формирований автономного округа.

За период 2013 - 2015 годы членами Окружного художественного совета было отсмотрено 236 творческих коллектива на подтверждение и присвоение званий «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив», из них присвоены звания - 45 коллективам, а подтверждены - 174.

Основными достигнутыми результатами реализации стратегии является уровень достижения запланированных значений показателей, напомню у нас их 16, из них по итогам трехлетнего периода значения 9 показателей значения превышают план 2015 года;

значения 5 показателей выполнены на 100%;

значения 2 показателей достигнуты не в полном объеме, а именно;

показатель - «Доля отреставрированных музейных предметов в общем количестве музейных предметов, нуждающихся в реставрации, достигнут лишь на 5,2% при плане 15%. Причины недостижения показателя объясняется увеличением количества музейных предметов, нуждающихся в реставрации, сложностью и трудоемкостью проведения реставрации и консервации.

Не достигнут в полном объеме Показатель «Увеличение количества выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов, удостоенных мер государственной поддержки (гранты, премии, стипендии) % от общего числа лиц, удостоенных мер гос. поддержки» показатель достигнут лишь на 70%. Причинами является приостановление выплат на 9 месяцев в 2015 году премий в связи с приведением в соответствии с нормами законодательства Положения о выплате премий.

Анализ итогов реализации задач региональной Стратегии и задачи поставленные на государственной уровне обозначили перед нами круг новых вопросов которым необходимо уделить пристальное внимание:

первое - создание современной нормативно-правовой базы культурной и информационной деятельности;

второе - пересмотреть плоское понимание целей, результатов и показателей в отрасли, на которых базируется нынешнее бюджетирование. Культура остро нуждается в финансовых и трудовых ресурсах. Все это заставляет с очень большой осторожностью относиться к любым экономическим новациям, к любым мероприятия, направленным на реструктуризацию отрасли и оптимизацию ее деятельности.

третье - поддержка, выявление творчески одаренных детей и молодежи. Художественное воспитание - один из основных инструментов приобщения к нравственным ценностям.

четвертое - активизация культурного потенциала территорий Югры и сглаживание региональных диспропорций.

Особое внимание мы должны уделить людям с ограниченными физическими и ментальными возможностями: необходимо находить наиболее адекватные способы их коммуникации с окружающими, формы для их творческого саморазвития и самореализации для внесения вклада в развитие культурной среды региона.

Выступила Павлова О.М., директор бюджетного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Государственная библиотека Югры», член Общественного совета при Департаменте культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Необходимость подготовки обновленного документа возникла в связи с тем, что в период действия Концепции был принят ряд нормативных правовых актов и распорядительных документов как федерального, так и локального характера, оказывающих значительное влияние на положение детей.

На уровне РФ был принят ряд нормативных правовых актов и распорядительных документов, оказывающих значительное влияние на положение детей:

-       Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. №761;

-     Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. №436-Ф3;

-     распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-     распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 г. № 996-р.

Были приняты документы, определяющие региональную политику в отношении детей в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре:

-     Закон автономного округа «О реализации государственной молодежной политики в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» от 30.04.2011 г. №27-оз;

-     постановление Правительства автономного округа от 28.09.2012 г. № 357-п «О Стратегии действий в интересах детей в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2017 годы»;

-     постановление Правительства автономного округа от 27.05.2011 г. № 183-п «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;

-     постановление Правительства автономного округа от 09.10.2013 г. № 421-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы»;

-     постановление Правительства автономного округа от 09.10.2013г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы».

Концепция библиотечного обслуживания детей в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре была ориентирована на группу пользователей детских библиотек от 0 до 14 лет. Актуальная редакция устраняет недостатки действовавшего документа. В настоящем документе под детьми понимается социально-демографическая группа населения региона в возрасте до 18 лет.

Данный документ предусматривает период реализации и план мероприятий по реализации Концепции, чего не было в предыдущей Концепции.

Значительное влияние на деятельность библиотек, осуществляющих библиотечное обслуживание детей, оказывают региональные особенности, основанные на демографических, социально-экономических характеристиках социальной группы и особенности структуры региональной системы библиотечного обслуживания детей. Ежегодный доклад Департамента социального развития автономного округа «О положении детей в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» и данные регионального отделения Пенсионного фонда РФ приводят следующие данные:

-     увеличение численности детей вследствие естественного прироста (2012 г. - на 18,6 тыс. человек, 2013 г. - на 8,5 тыс. человек) и миграционного потока (в 2013 г. поставлено на миграционный учет 6,8 тыс. детей);

-     рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2011 г. - 7314 детей, 2012 г. -7401 детей, 2013 г. - 7514 детей);

-     увеличение числа детей-инвалидов (2011 г. - 4541 чел., 2012 г. - 4675 чел., 2013 - 4825 чел., 2014 г. - 5144 чел.).

К региональным характеристикам библиотечного обслуживания детей относятся:

-     высокий спрос на услуги детских библиотек (57% детей являются читателями общедоступных библиотек; читательская активность детей характеризуется значительными показателями книговыдачи и посещений: 42% от общего значения книговыдачи и 43% от общей посещаемости),

-     низкая обеспеченность специализированными детскими библиотеками (52% от социальной нормы), демонстрирующими наибольшую эффективность деятельности по количеству пользователей (54% всех пользователей до 14 лет), книговыдач (52% всех книговыдач пользователям до 14 лет), посещений (49% посещений пользователями до 14 лет).

-     в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре одна универсальная общедоступная библиотека - Государственная библиотека Югры, библиотечное обслуживание детей возложено на универсальные общедоступные библиотеки для взрослых в связи с недостаточной развитостью сети детских и юношеских библиотек.

Актуализированный проект Концепции не замкнулся только в границах отрасли, а рассматривает еще и внешнюю среду (информационную безопасность и т.д.).

Отдельно хотелось бы сказать об основных проблемах, на решение которых направлена Концепция:

недостаточная обеспеченность сетью специализированных детских и юношеских библиотек, отсутствие системы центральных детских и юношеских библиотек (региональных и муниципальных), приводящие к формальному управлению либо значительному усложнению управленческих задач, стоящих перед центральными библиотеками.

-     недопустимое сокращение сети специализированных детских библиотек. Количественно составляя 16% от общего числа библиотек, осуществляющих библиотечное обслуживание детей, они являются наиболее эффективными и обладают наиболее значительными коллекциями библиотечных фондов (49% от общего объема библиотечного фонда для детей).

-    низкая ресурсная (кадровая, материально-техническая) обеспеченность и объективное неудовлетворительное обеспечение информационной безопасности детей в универсальных библиотеках сельских поселений (самой многочисленной категории библиотек, лидеров по значениям относительных показателей (читаемость, посещаемость, охват библиотечным обслуживанием) среди библиотек, обслуживающих детское население).

-         отсутствие данных, характеризующих читательское поведение детей, исследований чтения детей в регионе, сформировало проблему невозможности оценки региональной ситуации библиотечного обслуживания детей.

-    низкое качество виртуального и физического пространства библиотек, обслуживающих детей, с точки зрения учета правовых норм, ожиданий и потребностей детей. Высокий уровень информатизации общедоступных библиотек автономного округа не демонстрирует успехов в формировании электронного контента и электронных сервисов для детей, представленных в сети Интернет. Низкое качество медиасреды, формируемой библиотеками, обслуживающими детей заключается в отсутствии учета возрастных особенностей целевой аудитории, диалога с пользователями (социальные сети, блоги, интерактивные библиотечные сервисы).

-    отсутствие в каждой общедоступной библиотеке единой системы мер по обеспечению информационной безопасности детей. В общедоступных библиотеках региона организована в полной мере только контент-фильтрация сетевой информации.

-    недостаточно высокий уровень развития материально-технической базы библиотек, обслуживающих детей: информационной инфраструктуры, специализированной мебели, развивающих игр, игрушек, специализированного фонда.

-    отсутствие системы руководства чтением детей как в регионе в целом, так и в отдельных

библиотеках. Проблема складывается из нескольких компонентов:                         отсутствие

квалифицированных библиографов, обеспечивающих процесс рекомендательной библиографии; достаточного количества и квалификации библиотекарей - специалистов в области детского чтения, владеющих знаниями возрастной педагогики и психологии; обновление и расширение спектра видов документов библиотечных собраний, развивающих материалов (игры, игрушки, мультимедийные ресурсы и т.п.), специальных изданий (тактильные, аудиокниги и т.п.); изданий на разных языках.

-         отсутствие учета особенностей детей-инвалидов; детей из числа коренных малочисленных детей Севера; мигрантов; детей, проживающих в сельских отдаленных территориях в библиотечном обслуживании в подавляющем большинстве библиотек.

-    низкий уровень координационно-методической работы центральных библиотек в связи с недостаточным количеством центральных специализированных библиотек и кадровым обеспечением данного направления.

На решение проблем направлены мероприятия, отраженные в плане реализации Концепции:

1.   Сохранение и развитие специализированных детских библиотек.

2. Усиление роли центральных библиотек региона и муниципальных образований в методическом руководстве библиотечным обслуживанием детей.

3.   Обеспечение муниципальными образованиями комфортных и безопасных условий для организации библиотечного обслуживания детей в помещениях, занимаемых общедоступными библиотеками.

На решение проблем и снижение влияния угроз внешней среды направлены мероприятия:

4. Формирование региональной системы мер по обеспечению информационной безопасности детей.

5.    Расширение присутствия детских ресурсов в Интернете и улучшение их качества.

6.   Формирование региональной системы мер по продвижению детской книги и чтения.

7.   Осуществление следующих приоритетных направлений библиотечного обслуживания детей.

На решение проблем и снижение влияния угроз гуманитарного характера направлены мероприятия:

8.   Организация систематического мониторинга библиотечного обслуживания детей, региональных исследований детского чтения Государственной библиотекой Югры, осуществление корректировки региональной библиотечной политики.

9. Участие детей в общественном управлении библиотечной отраслью, формировании приоритетов библиотечной политики.

10.               Развитие системы повышения квалификации сотрудников библиотек, работающих с детьми.

11.               Укрепление взаимодействия детских библиотек с образовательными организациями и организациями дополнительного образования, общественными организациями (родителей дегей-инвалидов, профессиональных объединений детских библиотек и т.п.), аппаратом Уполномоченного по правам ребенка, комиссиями по делам несовершеннолетних и т.п.

С комментариями выступил Черняк Я.С., заместитель председателя Общественный палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Яков Семенович подчеркнул, что проведение Ассамблеи деятелей культуры искусства является необходимой формой общения и обсуждения важнейших вопросов развития культуры. Сегодня общественное мнение является существенным для принятия государственных решений. И, конечно, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - это пилот в данном направлении.

Яков Семенович одобрил отчет о реализации Стратегия развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и оценил эффективность проведенных мероприятий.

Стратегия развития сферы культуры является этапным подведением итогов трех лет. Югра была одной из первых среди субъектов РФ, в котором был утвержден такой важный стратегический документ. Стратегия развития сферы культуры служит основой для разработки государственных программ и кадровой политики.

Яков Семенович обратил внимание, что тема гастрольной деятельности на территории автономного округа, которая была озвучена в докладе, находится в самом начале своего пути и зависит не только от финансовой сложности сегодняшнего процесса, но и от продуманной логистики.

Еще одна необходимая задача - это включение в процесс повышения качества жизни югорчанина всех профессиональных учреждений культуры, театров, филармоний, концертных залов, концертных организаций, а также дворцов культуры, в которых есть свои творческие коллективы.

Также Яков Семенович выступил с предложением о дополнении в будущем отчета или доклада к отчету о реализации стратегии более подробной информацией о значимых мероприятиях и событиях, прошедших в муниципальных образованиях автономного округа.

Яков Семенович одобрил проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

С комментариями выступила Шумакова Е.В., директор Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Елена Витальевна одобрила представленные отчет о реализации Стратегии развития сферы культуры в 2013-2015 годах и проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

Елена Витальевна поблагодарила работников сферы культуры за вклад в развитие международных и гуманитарных связей и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.

С комментариями выступил Кононенко С.П., член Общественный палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Станислав Петрович одобрил отчет о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года и проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

Станислав Петрович поблагодарил за проделанную работу, направленную на обеспечение доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья услуг и объектов в сфере культуры, и выразил надежду на дальнейшие перспективы развития в данном направлении.

С комментариями выступила Павкина А.А., председатель Правления, Президент Торгово-промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Альфия Ансаровна одобрила отчет о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года и проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

Сегодня предпринимательское сообщество обладает колоссальной информацией и ресурсами, которые могли бы помочь создавать необыкновенные проекты в сфере культуры.

Альфия Ансаровна выступила с предложением о привлечении представителей малого и среднего предпринимательства к участию в общественных обсуждениях вопросов развития сферы культуры, где они могли бы озвучить свои предложения.

С комментариями выступил Конев А.В., заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Общественного совета при Департаменте культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Александр Витальевич одобрил представленные отчет о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа -

Югры до 2020 года и на период до 2030 года и проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

Он подчеркнул, что вопрос о гастролях должен быть сегодня одним из приоритетных. Сегодня театры, концертные организации, творческие коллективы обладают творческой и художественной силой и им нужно помогать. Здесь взаимодействие окружного бюджета, взаимодействие муниципалитетов, многоканальное финансирование и предпринимательская жилка создадут ту возможность, чтобы зрители получали то несказанное удовольствие, те новые впечатления.

Практически большинство учреждений культуры и искусства и образовательных учреждений научились создавать очень яркие, интересные и творческие продукты. Однако залы не всегда заполнены. Дело в том, что мы не ставим себе целью продвижение продукта к той целевой аудитории, для которой мы его создаем. В структурах государственных учреждений практически отсутствуют специалисты по связям с общественностью, а также грамотные маркетологи. И, по мнению Александра Витальевича, продвижение культурного продукта должно стать одной из стратегических задач, достижение которой приведет к результату, ради которого мы существуем.

С комментариями выступила Грищенкова Г.Р., директор Департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Сургута.

Тезисы выступления:

Галина Романовна одобрила представленный отчет о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года и почеркнула, что стратегические документы играют определяющую роль в развитии сферы культуры.

В 2005 году в городе Сургуте появилась первая стратегическая программа сферы культуры в муниципальном образовании, понятийно-терминологический аспект которой актуален и в настоящее время. Эта программа заложила ту точку роста, которая и сегодня имеет место быть в городе Сургуте для осознанного анализа, мониторинга достижений и за счет чего, меняя управленческие механизмы, город Сургут может развиваться и дальше.

Галина Романовна выступила с конкретными предложениями по корректировке стратегии, в части определения приоритетных направлений развития отрасли культуры в отношении которых не допускается снижение объемов финансирования.

Проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года также одобрен.

С комментариями выступила Выдрина Г.А., эксперт Общественный палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Галина Антоновна одобрила отчет о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года и проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

Галина Антоновна отметила, что учреждения культуры подходят с большой ответственностью к мероприятиям по сохранению традиционной культуры народов России и автономного округа. Учреждениями культуры проводится колоссальная работа по формированию гражданской культуры, а также по сохранению национального ядра автономного округа.

С комментариями выступила Лоншакова Е.В., председатель комиссии по культуре, межнациональным отношениям и вопросам коренных малочисленных народов Севера Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, член Общественного совета при Департаменте культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Тезисы выступления:

Екатерина Владимировна одобрила представленные отчет о реализации в 2013- 2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года и проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года.

Екатерина Владимировна подчеркнула, что целью государственной культурной политики Российской Федерации является качественный прирост человеческого потенциала и, разрабатывая Стратегию развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, необходимо обратить особое внимание на человеческие ресурсы, которые сегодня играю решающую роль в процессе воспитания молодого поколения.

Итоги общественных обсуждений:

Представленный на общественном обсуждении отчет о реализации в 2013-2015 годах Стратегии развития сферы культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года успешно прошел общественные слушания, все комментарии, замечания и предложения приняты к сведению.

Представленный на общественном обсуждении проект Концепции библиотечного обслуживания детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года принят к сведению, одобрен.


Протокол общественных слушаний разместить на официальном сайте Департамента культуры автономного округа в разделе «Общественные обсуждения».

Опубликовано: 20.05.2016 16:34        Обновлено: 21.11.2017 16:18