Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Годовой отчет о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы» за 2017 год

1.Описание изменений в соответствующей сфере социально-экономического развития автономного округа за отчетный период
(динамика основных отраслевых показателей в сравнении с РФ и УРФО, улучшение/ухудшение положения в отрасли за 2017 год)

Главным инструментом реализации целей и задач 2017 года и источником финансирования реализуемых мероприятий является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» (далее – автономный округ, государственная программа).

В государственной программе нашли отражение региональные и муниципальные приоритеты развития культурного комплекса Югры, среди которых мероприятия как по основным направлениям отрасли (библиотечное и музейное дело, кинематография, образование в сфере культуры, народное творчество и традиционная культура, художественные промыслы и ремесла, профессиональное искусство, сохранение и популяризация историко-культурного наследия), так и развитие негосударственного сектора (поддержка малого и среднего предпринимательства, создание благоприятного инвестиционного климата, некоммерческих и общественных организаций в сфере культуры). Внимание уделено также вопросам развития материально-технической базы (приобретение современного оборудования, капитальный ремонт и строительство новых зданий и сооружений).

Реализация государственной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития автономного округа: культура, архивное дело, туризм, историко-культурное наследие.

1.     Культура

Задачи, поставленные на государственном уровне обозначили перед сферой культуры автономного округа вопросы которым было уделено пристальное внимание в 2017 году, в том числе:

1. Исполнение майских указов Президента и поручений Президента и Правительства Российской Федерации:

обеспечение соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячному доходу от трудовой деятельности на уровне 90%;

завершение процесса проведения независимой оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений;

рост показателей по основной деятельности учреждений культуры: посещаемость, доходы от платных услуг, количество мероприятий – спектаклей – концертов, кассовые сборы;

увеличение количества детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях;

реализация акций, проектов и программ, ориентированных на стимулирование семейного посещения музеев, театров и иных культурных учреждений.

2. Оказание практической помощи инвалидам в сфере культуры, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни.

3. Развитие фестивальной практики как средства стимулирования и активизации культурной жизни, формирования благоприятного имиджа автономного округа, расширения контактов с регионами Российской Федерации.

Участие и проведение мероприятий в области культуры способствовало тому, что автономный округ представлен в различных рейтингах, а именно:

Югра заняла 3-е место в рейтинге информационной активности культурной жизни субъектов Российской Федерации;

Официальный сайт Депкультуры Югры стал победителем конкурса на лучший официальный сайт органа государственной власти автономного округа среди 32 исполнительных органов государственной власти автономного округа.

В государственных учреждениях культуры обеспечена возможность ознакомления с учетом особенностей каждой категории инвалидов с музейными и библиотечными коллекциями и собраниями, открылся кинозал, оснащенный высокотехнологическим оборудованием, более 95% объектов учреждений культуры обеспечены доступностью для маломобильных групп населения.

Книжные фонды библиотек Югры насчитывают более 30 тыс. документов в специальных форматах для людей с ограниченными возможностями здоровья и оснащены специализированным оборудованием (более 140 единиц).

Новацией 2017 года является применение в Музее Природы и Человека тактильных комплексов: «Археология», «Этнография», «Сибирская история», «История 20 век», «Биология», «Трогательное искусство», тактильных экспозиций: «Звуки в мире насекомых», «Звуки в мире животных» и «Звуки в мире птиц», в том числе тактильных картин и икон с изображением в 3D и 2D формате для слабовидящих и незрячих людей.

В 2017 году Концертно-театральный центр «Югра-Классик» удостоен ряда наград. Солистка КТЦ «Югра-классик» Ирина Плотникова 24 февраля приняла участие в конкурсе «Kingdom art stars» (Лондон) и была награждена Дипломом лауреата I степени в номинации «Инструментальный жанр. Фортепиано (соло)», 6 марта завоевала Гран-при Международного конкурса «The open world in Paris» (Франция) в номинации «Инструментальный жанр. Фортепиано (соло)». За проекты, реализованные в 2016 году, удостоен двух наград XI Всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс».

Лауреатом Стипендии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства в 2017 году стал художественный руководитель Духового оркестра Югры Свиридов (Вовчук) Сергей Валерьевич.

Проект «Цикл концертов «Сказки с оркестром» стал лауреатом регионального этапа Национальной премии «Гражданская инициатива» в номинации «духовное наследие».

В апреле Театр обско-угорских народов – Солнце со спектаклем «Елена Премудрая» удостоен звания лауреата в номинациях «Лучшая мужская роль», «Лучшая работа драматурга», «Лучшее музыкальное оформление спектакля», режиссёру спектакля Александру Тургачеву присуждена специальная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации в ХIV Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин». Спектакль «Последнее пришествие» вошел в список самых заметных спектаклей сезона 2016-2017 гг. («LONG LIST ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»).

В апреле из 14 спектаклей показанных на XIV международном театральном фестивале «Царь-Сказка» /Kingfestival г. Великий Новгород, на сцене муниципального бюджетного учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», Россию были удостоены

представлять 3 театра, в том числе Няганский театр юного зрителя спектакль «Научи меня летать». Общее количество зрителей составило 180 человек, в том числе дети до 14 лет – 120 человек.

В августе в финале международного музыкального телевизионного конкурса-фестиваля «Песенка года - 2017», г. Йошкар-ла победу одержали юные вокалисты из города Сургута: Усманова Валерия - лауреат 2 степени, вокальный ансамбль «New Style» - лауреат 1 степени, Тихонова Кристина - лауреат 1 степени.

В ноябре «Окружной Дом народного творчества» стал победителем I этапа Всероссийского смотра-конкурса на звание «Лучший дом (центр) народного творчества Российской Федерации 2017 года» по Уральскому Федеральному округу в номинации «Инновационные проекты в культурно-досуговой сфере». Во II этапе смотра-конкурса проект «Процессный подход в управлении деятельностью учреждения культурно-досугового типа» занял II место по Российской Федерации. Делегация Югры приняла участие во Всероссийском конкурсе мастеров «Русь мастеровая» в рамках VI Международного культурного Форума в г. Санкт-Петербурге. В номинации «Текстильная кукла» Надежда Гришкина (с. Тугияны, Белоярский район) была отмечена Специальным дипломом, в номинации «Художественная обработка бересты» Ирина Молданова (с. Казым, Белоярский район) стала обладателем Золотой медали.

Значительные результаты достигнуты в реализации проекта «Президентская библиотека в Югре»:

Югра находится на 1-м месте по количеству участников мероприятий Президентской библиотеки с использованием видео-конференц связи (видеолектории, конференции, мультимедийные уроки) среди субъектов Уральского федерального округа,

на 2-м месте по количеству удаленных электронных читальных залов среди субъектов Уральского федерального округа и на 5-м месте по России (после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Тюменской областей). Всего на территории автономного округа функционирует 19 удаленных электронных читальных залов Президентской библиотеки, из них открыто в 2017 году в 12 муниципальных образования автономного округа.

Кроме того, Югра является лидером среди субъектов Уральского федерального округа по количеству участников в мероприятиях Президентской библиотеки с использованием видеоконференц-связи (видеолекториях, конференциях, мультимедийных уроках).

Региональная библиотека вступила в Ассоциацию деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя», каждый 6-й ребенок столицы Югры стал читателем библиотеки.

Югра стала 2-м субъектом Российской Федерации по количеству участников первого тура олимпиады школьников «Россия в электронном мире». 37 школьников вышли во второй тур олимпиады.

За достижения в решении значимых задач для жителей города Ханты-Мансийска и вклад в развитие городской культуры и искусства, плодотворную творческую деятельность 26 мая Государственный художественный музей, отмечен, как одно из лучших учреждений города, и занесен на Доску почёта.

В рамках XX Международного фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций на всероссийском конкурсе «Молодые дарования России» в номинации «Создание объемных объектов (декоративная скульптура)» удостоены дипломами за 1-е и 2-е место 2 мастера и получили признание 6 югорских художников.

В рамках XXIII выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», г. Москва Югра стала победителем конкурсной программы в номинации «За лучшее художественное оформление региональной экспозиции.

На IX Межрегиональном конкурсе национального костюма в Республике Марий - Эл. Югра удостоена 2-х специальных дипломов «За сохранение и изучение традиционного костюма народов Югры».

По результатам Общероссийского конкурса Министерства культуры РФ «50 лучших детских школ искусств» Детская школа искусств г. Нягани вошла в список 50 лучших образовательных учреждений культуры и искусства России. В Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств» лауреатами стали 2 преподавателя из Детской школы искусств № 3 г. Нижневартовска и Детской школы искусств им. Г. Кукуевицкого г. Сургута..

1 декабря решением Экспертного совета Программы «Памятники науки и техники в музеях России» Политехнического музея присвоен статус «Памятник науки и техники» I степени музейному предмету Музея геологии, нефти и газа – «Теодолит аэрологический шаропилотный, МГНГ-ОФ-3492».

В ходе экспедиции на территорию самого северного в Западной Сибири палеонтологического памятника установлено, что Югра – место самого позднего проживания мамонтов и единственный регион в мире, который доказал научными археологическими экспедициями и раскопками об одновременном присутствии человека и мамонта на одной территории. При исследовании ледников Приполярного Урала обнаружена легендарная линия С.Г. Боча 1933 года, по материалам которого сняты фильмы «Югра многовековая» и «Пояс Нуми Торума».

В соответствии с планом основных мероприятий, реализуемых Правительством и исполнительными органами государственной власти автономного округа в рамках Года экологии:

проведен XVII окружной смотр-конкурс работы общедоступных библиотек по экологическому просвещению населения;

создана полнотекстовая коллекция «Экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в рамках реализации проекта «Электронная библиотека Югры». Коллекция содержит 97 библиографических записей и 73 полнотекстовых документа по географии, биоресурсам, природопользованию в округе, доклады по проблемам экологической безопасности в условиях развития нефтегазового комплекса;

в рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» Министерства культуры РФ конкурса на лучшее эколого-просветительское мероприятие Центральная библиотека имени Л.И. Либова (г. Урай) получила диплом победителя номинации «За успешное социальное партнерство».

В соответствии с Планом основных мероприятий посвященных Году здоровья, объявленным Губернатором автономного округа, проведено свыше 50 мероприятий государственными и муниципальными учреждениями культуры.

2.     Архивное дело

В целях обеспечения сохранности, предотвращения утраты и повреждения архивных документов архивами автономного округа осуществлялись мероприятия по модернизации и оснащению архивов оборудованием, системами жизнеобеспечения и пожарной безопасности, обеспечивающих соблюдение нормативных требований к установленным режимам хранения документов, которые предотвращают возможность утраты и повреждения архивных документов и обеспечивают безопасность архивных фондов.

Результаты этой деятельности в 2017 году позволили:

довести долю архивных документов, хранящихся в нормативных условиях до 90,3%;

обеспечить восстановление свойств, технических характеристик и долговечности 4 728 архивных документов, физическое состояние которых требовало принятия мер по устранению ускоренного старения и разрушения;

оснастить стеллажные полки архивохранилищ на 98% охраной и на 100% пожарной сигнализацией. Протяженность стеллажных полок архивохранилищ составляет 51 757,6 погонных метров.

увеличить долю архивных документов постоянного срока хранения управленческой документации с 471 918 до 494 316 дел, а также с 381 264 до 390 585 дел по личному составу;

обеспечить поступление в архивы автономного округа 18 652 дел, отнесенных к документам окружной формы собственности;

обеспечить 230,4 тыс. пользователям доступ к архивной информации, в т.ч. через сеть Интернет более 110,0 тыс. пользователям;

перевести в электронный вид 4,3 тысячи особо ценных и наиболее востребованных дел, хранящихся в архива автономного округа. Доля фондов Государственного архива Югры, переведенных в электронную форму, достигла 28%;

обеспечить внесение информация о 4 041 фондах хранящихся в архивах в программный комплекс «Архивный фонд», что составляет 99%.

3. Туризм

Приоритетными задачами развития туризма в автономном округе являются развитие туристско-рекреационного комплекса; повышение качества туристских услуг; создание условий для комфортных и безопасных туристских поездок, формирование межрегиональных туристских маршрутов, повышение информированности о туристических возможностях и продвижение турпродукта автономного округа на российском и международном туристских рынках.

По итогам реализация мероприятий по развитию внутреннего и въездного туризма в 2017 году:

объем платных туристских услуг, оказанных населению составил 1 987, 76 млн. рублей, что больше показателя 2016 года на 1% (1 968,9 млн. рублей);

объем туристского потока с учетом численности туристов, размещенных не в коллективных средствах размещения составил 540 тыс. человек, что больше на 2%, чем за аналогичный период 2016 года (530 тыс. человек);

объем платных услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения составил 1 901,38 млн. рублей, что больше показателя 2016 года на 3% (1 846,0 млн. рублей);

число гостиниц и аналогичных средств размещения составило 178 ед., в 2016 – 256 ед; Уменьшение целевых показателей обусловлено приминеним новой методикой расчетов Тюменьстата (из расчета исключены хостелы);

общее число общин коренных малочисленных народов Севера принимающих туристов совместно с туроператорами на этнографических стойбищах составило 19 единиц (в 2016 году – 17 ед.);

разработано и реализовано более 490 туристских туров и программ, из них 150 культурно-познавательных программ, 71 экскурсионный маршрут, 45 программ этнографической направленности, 35 летних лагерей, 113 познавательно-игровых программ для детей, 77 программ эколого-просветительской направленности, предлагаемых муниципальными учреждениями, природными парками, музейными комплексами, а также туроператорами и турагентствами автономного округа для жителей и гостей Югры, что позволило предоставить услуги более 237,7 тыс. человек, что больше на 49 % больше, чем в 2016 году;

11 экскурсоводов (гидов) автономного округа прошли добровольную аккредитацию за 2016 - 2017 годы в целях повышения качества приёма и обслуживания туристов в автономном округе в соответствии с порядком осуществления добровольной аккредитации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников в автономном округе.

Положительная динамика отраслевых показателей свидетельствует о том, что государственное регулирование туристской отрасли в автономном округе способствует созданию необходимых условий для развития малого и среднего предпринимательства, привлечения дополнительных источников финансирования, увеличению туристского потока в автономном округе.

Участие и проведение мероприятий, направленных на продвижение туризма на российском и международном туристских рынках, способствовало тому, что Югра по приоритетным направлениям туризма представлена в различных рейтингах, а именно:

Югра вошла в топ-15 самых популярных российских регионов для этнографического туризма по данным аналитического агентства «ТурСтат»;

Югра занимает 22 место из 85 регионов в Золотой лиге Национального рейтинга развития событийного туризма;

9 событийных проектов автономного округа получили статус национального события среди регионов Российской Федерации и включены в национальный календарь событий:

финалистом III степени Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards-2017» стал проект автономного округа «Международные соревнования по гребле на обласах» среди регионов Уральского и Приволжского федеральных округов.

4. Государственная охрана объектов культурного наследия

В ходе реализации государственной программы Службой госкультохраны Югры проведено 10 государственных историко-культурных экспертиз, что соответствует запланированному объему, в том числе было организовано проведение государственной историко-культурной экспертизы для принятия решений:

о включении (отказе во включении) пяти объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

об утверждении пяти зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон.

В результате реализации мероприятия по обследованию технического состояния и установления границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов обладающих признаками объекта культурного наследия подготовлена документация на 278 объектов культурного наследия, в том числе:

1 выявленный объект культурного наследия «Здание первой радиотелеграфной и электрической станции в Самарово». Определено состояние объекта, проведена фотофиксация, подготовлен проект предмета охраны и определены границы территории для их дальнейшего утверждения;

4 объекта культурного наследия, представляющих ценность с точки зрения этнологии, что соответствует планируемому объему, установленному в комплексном плане (сетевом графике);

273 объекта археологического наследия в Нижневартовском и Советском районах автономного округа.

Проведены работы по обследованию 4 объектов культурного наследия, представляющих ценность с точки зрения этнологии, а именно: Хантыйское культовое место, напротив бывшей д. Вежакоры, правый берег р. Обь; Капище, вблизи п. Лорба; Культовый дом, р. Лыхма; Хантыйский культовый дом, ниже п. Чемаши, р. Обь (луговая сторона). В результате проведения работ на 3 объекта культурного наследия подготовлены документы, подтверждающие их физическую утрату и по объекту «Хантыйское культовое место, напротив бывшей д. Вежакоры, правый берег р. Обь» проведена фотофиксация, определены границы территории для их дальнейшего утверждения и подготовлен проект предмета охраны.

Проведены мероприятия по разработке 3 проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, в том числе:

- «Дом Г.С. Клепикова», г. Сургут, ул. Просвещения, д. 7;

- достопримечательное место «Скважина Р-1, связанная с открытием первого месторождения природного газа в Западной Сибири», пгт. Берёзово, пересечение ул. Пушкина с чётной стороны и ул. Механической с нечётной стороны;

- «Здание первой радиотелеграфной и электрической станции в Берёзово», пгт. Берёзово, ул. Ленина, д. 23.

2.Результаты реализации государственной программы (оценка результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию и степени достижения целей и решения задач подпрограмм и мероприятий, запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий с аргументированным обоснованием причин).

Оценкой результативности реализации государственной программы, степень достижения ее целей и задач является степень достижения целевых показателей ее реализации. Реализация государственной программы осуществлялась в рамках 4 подпрограмм:

Подпрограмма 1 «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации»;

Подпрограмма 2 «Укрепление единого культурного пространства»;

Подпрограмма 3 «Развитие туризма»;

Подпрограмма 4 «Совершенствование системы управления в сфере культуры и архивного дела».

В рамках подпрограммы 1 «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации» реализованы проекты в области библиотечного, музейного дела, сохранению, популяризации объектов культурного наследия, развитию архивного дела и укреплению материально-технической базы учреждений культуры, что позволило решить следующие задачи:

создание условий для модернизационного развития общедоступных библиотек;

развитие музейного дела и удовлетворение потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям;

сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории, культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории автономного округа;

создание условий для сохранения документального наследия и расширения доступа пользователей к архивным документам;

укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

Исполнение по подпрограмме составило 1 661 111,7 тыс. рублей или 92,4% от плана на 2017 год.

В рамках подпрограммы 2 «Укрепление единого культурного пространства» реализованы проекты по совершенствованию системы поиска, выявления и сопровождения одаренных детей и молодежи в сфере культуры и искусств, развитию профессионального искусства, народного творчества, художественных промыслов и ремесел, содействию фестивальному движению и государственной поддержке проектов в области культуры и искусства, что позволило решить следующие задачи:

внедрение соревновательных методов и механизмов выявления, сопровождения и развития талантливых детей и молодежи;

создание условий для развития профессионального искусства;

создание благоприятных условий для художественно-творческой деятельности и развития народных художественных промыслов и ремесел;

стимулирование культурного разнообразия, создание условий для диалога и взаимодействия культур;

создание действенной адресной системы поддержки деятелей культуры и искусства.

Исполнение по подпрограмме составило 1 501 847,8 тыс. рублей или 99,7% от плана на 2017 год.

В рамках подпрограммы 3 «Развитие туризма» реализованы проекты, направленных на решение следующих задач:

формирование эффективного механизма управления в сфере туризма;

информационное, инновационное и методическое обеспечение туристской отрасли;

продвижение туристских возможностей автономного округа на российском и международном рынках.

Исполнение по подпрограмме составило 8 952,3 тыс. рублей или 93,8% от плана на 2017 год.

В рамках подпрограммы 4 «Совершенствование системы управления в культуре и архивном деле» реализованы проекты, направленные на решение следующих задач:

усиление социальной направленности культурной политики;

осуществление функций исполнительных органов государственной власти автономного округа по реализации единой государственной политики в культуре и архивном деле.

Исполнение по подпрограмме составило 143 251,6 тыс. рублей или 96,8% от плана на 2017 год.

Качество и эффективность реализации государственной программы характеризует степень достижения установленных показателей.

Государственную программу характеризуют 13 показателей из них:

11 показателей в сфере культуры, 1 показатель в сфере архивного дела и 1 показатель в сфере туризма.

Информация о достижении целевых показателей государственной программы представлена в таблице 2 приложения «Годовой отчет о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы».

Как следует из таблицы, значения 13 целевых показателей государственной программы достигнуты на 100% от запланированных на год, в том числе:

соотношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – 90,0 %, при плане на год 90,0%;

прирост количества выставочных проектов, организованных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, по отношению к 2012 году– 100,0 %, при плане на год – 100,0 %;

доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей – 23,0%, при плане на год – 23,0%;

доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах – 99,0 %, при плане на год – 99,0%;

доля музеев, имеющих сайт в сети Интернет, в общем количестве музеев Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 73,5%, при плане на год – 73,5%;

создание центров культурного развития, в том числе за счет строительства новых объектов культуры – 3 единицы, при плане на год – 3 единицы.

уровень удовлетворенности жителей качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 80,0%, при плане на год – 80%;

уровень удовлетворенности жителей качеством услуг, предоставляемых архивами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 92,0%, при плане на год – 92%;

увеличение посещаемости государственных учреждений культуры по отношению к 2012 году – 10,0 %, при плане на год – 10,0 %;

численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения – 402,0 тыс. человек, при плане на год – 402,0 тыс. человек;

доля средств бюджета автономного округа, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, на предоставление услуг (работ), в общем объеме средств бюджета автономного округа, выделяемых на предоставление услуг в сфере культуры – 10,0 %, при плане на год – 10,0 %;

доля негосударственных, в том числе некоммерческих, организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры, в общем числе организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры – 5,0 %, при плане на год – 5,0 %;

доля граждан, получивших услуги в негосударственных, в том числе некоммерческих, организациях, в общем числе граждан, получивших услуги в сфере культуры – 0,09%, при плане на год – 0,09%.

По итогам 2017 года, основываясь на данных по достижению целевых показателей государственной программы, можно сделать вывод, что государственная программа реализована эффективно.

2.1.О ходе реализации программных мероприятий соисполнителями, в том числе муниципальными образованиями автономного округа

В реализации мероприятий государственной программы участвуют Департамент культуры автономного округа, являющийся ответственным исполнителем государственной программы, соисполнители: Департамент строительства автономного округа, Аппарат Губернатора автономного округа, Департамент по управлению государственным имуществом автономного округа, Департамент промышленности автономного округа, Служба по делам архивов автономного округа, Служба государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа, а также муниципальные образования автономного округа.

Деятельность Департамента строительства автономного округа направлена на реализацию мероприятию по строительству объектов, предназначенных для размещения государственных учреждений культуры автономного округа. Результаты реализации данных мероприятий приведены в разделе «Информация о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства».

Деятельность Аппарата Губернатора автономного округа направлена на реализацию мероприятия по капитальному ремонту государственных учреждений культуры.

Деятельность Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа направлена на реализацию мероприятия по

приобретению нежилых помещений для размещения учреждений культуры автономного округа.

         Деятельность Департамента промышленности автономного округа направлена на реализацию мероприятий по развитию туризма в Югры, в том числе развитие туристско-рекреационного комплекса, повышение качества туристских услуг, создание условий для комфортных и безопасных туристских поездок, формирование межрегиональных туристских маршрутов, повышение информированности о туристических возможностях и продвижение турпродукта автономного округа на российском и международном туристских рынках.

         Деятельность Службы по делам архивов автономного округа направлена на развитие архивного дела в Югре, в том числе: обеспечение сохранности, комплектования, учёта и использования документов архивных фондов автономного округа и других архивных документов в интересах граждан, общества и государства.

Деятельность Службы государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа направлена на популяризацию культурного наследия Югры, в том числе на разработку и актуализацию зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территорий и градостроительных регламентов в установленных границах для ранее утвержденных зон охраны объектов культурного наследия.

Деятельность муниципальных образований автономного округа направлена на обеспечение развития культурной политики в Югре.

1. Депкультурой Югры

Заключены 22 Соглашения о сотрудничестве в сфере развития государственных программ с муниципальными образованиями автономного округа (далее – Соглашения). На реализацию мероприятий в муниципальные образования Югры направлены средства бюджета автономного округа в сумме 159 168,6 тыс. рублей, что почти в 3 раза меньше, чем в 2016 году (- 309 723,6 тыс. рублей). Исполнение составило 147 093,2 тыс. рублей или 92,4 % от плана на год.

В рамках Соглашений из бюджета автономного округа муниципальным образованиям Югры выделено:

- Субсидия на развитие сферы культуры в муниципальных образованиях автономного округа в сумме 34536,7 тыс. рублей, в том числе:

на модернизацию муниципальных общедоступных библиотек автономного округа, в том числе комплектование книжных фондов – 22 536,7 тыс. рублей, исполнение по мероприятию составило 22 533,8 тыс. рублей или 100,0 % от плана на год;

на модернизацию муниципальных музеев – 12 000,0 тыс. рублей, исполнение по мероприятию составило 11 996,8 тыс. рублей или 100,0 % от плана на год.

- Субсидия на софинансирование строительства объектов, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры, в сумме 111 707,8 тыс. рублей, исполнение по мероприятию составило 111 707,8 тыс. рублей или 100,0 % от плана на год. Средства направлены на строительство 2 муниципальных учреждений культуры в 2 муниципальных образованиях автономного округа.

- Иные межбюджетные трансферты в сумме 6 462,4 тыс. рублей на реализацию 21 проекта муниципальных учреждений культуры, кинематографии, организаций образования в сфере культуры.

Кроме того, за счет привлеченных средств градообразующих нефтегазовых компаниям муниципальным образованиям автономного округа выделен объем финансирования в сумме 994 547,8 тыс. рублей. Освоение составило 907 228,4 тыс. рублей или 91,2% от утвержденных лимитов на год.

Средства освоены не в полном объеме в связи с тем, что объем финансирования на строительство объектов от градообразующих предприятий на текущий финансовый год выделяется без учета сроков разработки проектно-сметной документации и графика строительства объектов, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры.

2. Архивная служба Югры.

В бюджете автономного округа предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов автономного округа на осуществление полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности автономного округа в сумме 6 461,6 тыс. рублей, исполнение мероприятия составило 6 339,0 тыс. рублей, или 99,73% от плана на год.

2.2.О проведенной работе по привлечению средств из федерального бюджета

По государственной программе Депкультурой Югры привлечены средства из федерального бюджета в форме субсидии, освоение средств субсидий из федерального бюджета составляет 12 136,2 тыс. рублей, или 100% от утвержденного плана на год, в том числе:

на поддержку отрасли культуры в сумме 1 062,0 тыс. рублей, из них: на комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек и государственных центральных библиотек субъектов Российской Федерации в сумме 462,0 тыс. рублей, на государственную поддержку лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельского поселения в сумме 300,0 тыс. рублей, на государственную поддержку муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений в сумме 300,0 тыс. рублей;

на поддержку творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тысяч человек в сумме 9 793,0 тыс. рублей.

на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров в сумме 1 281,2 тыс. рублей.

Кроме того, Госкультохраной Югры получена единая субвенция на осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (п. 1 ст. 9.1. Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ ) в сумме 727,9 тыс. рублей, исполнение составило 100%.

3. Финансирование программных мероприятий (анализ структуры и динамики источников финансирования – федеральный бюджет, бюджет автономного округа, бюджеты муниципальных образований автономного округа, внебюджетные источники, программа «Сотрудничество»). Информация о привлеченных средствах из федерального бюджета, в том числе о подписанных соглашениях с главными распорядителями средств федерального бюджета

На реализацию мероприятий государственной программы в 2017 году предусмотрено 3 460 273,9 тыс. рублей, что на 11,9% больше, чем в 2016 году (+369 340,1 тыс. рублей), в том числе:

за счет средств федерального бюджета в сумме 12 864,1  тыс. рублей, что в 5,5 раз больше по отношению к уровню 2016 года (+10 870,7 тыс. рублей);

за счет средств бюджета автономного округа в сумме 2 267 779,4 тыс. рублей, что на 6,7 % меньше по отношению к уровню 2016 года (–163 940,8 тыс. рублей);

за счет средств муниципальных образований в сумме 994 547,8 тыс. рублей, что на 91,2% больше уровня 2016 года (+474 391,0 тыс. рублей);

за счет внебюджетных источников 94 689,6 тыс. рублей, что на 30,9 % меньше по отношению к уровню 2016 года (–42 373,4 тыс. рублей);

за счет средств по программе «Сотрудничество» в сумме 90 393,0 тыс. рублей.

Исполнение по итогам года составило 3 315 163,4 тыс. рублей или 95,8 % от плана на год. В разрезе источников финансирования исполнение составляет:

за счет средств федерального бюджета в сумме 12 864,1 тыс. рублей или 100,0 % от утверждённых лимитов;

за счет средств бюджета автономного округа в сумме 2 250 723,9 тыс. рублей или 99,2 % от утвержденных лимитов;

за счет средств муниципальных образований 907 228,4 тыс. рублей или 91,2 % от утвержденных лимитов (средства освоены не в полном объеме в связи с тем, что объем финансирования на строительство объектов от градообразующих предприятий на текущий финансовый год выделяется без учета сроков разработки проектно-сметной документации и графика строительства объектов, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры);

за счет внебюджетных источников в сумме 94 914,1 тыс. рублей или 100,2 % от утвержденных лимитов;

за счет средств по программе «Сотрудничество» в сумме 49 433,0 тыс. рублей или 54,7% от утвержденных лимитов (низкий процент исполнения по расходам, предусмотренным на приобретение нежилого помещения для размещения пункта выдачи книг государственной библиотеки Югры в г. Ханты-Мансийске, обусловлен не урегулированностью вопроса с собственником объекта (ООО «Версо-Монолит Инвест) о стоимости, сложившейся по результатам отчета об оценке от 19.10.2017 №71).

Основное место в структуре расходов государственной программы занимает подпрограмма I «Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации» - 50,1% от общего объема расходов на государственную программу или 1 661 111,7 тыс. рублей. Расходы направлены на развитие библиотечного, музейного дела, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, строительство государственных и муниципальных учреждений культуры.

Подпрограмма II «Укрепление единого культурного пространства» занимает 45,3 % от общего объема государственной программы или 1 501 847,8 тыс. рублей. Расходы направлены на развитие профессионального искусства, народных художественных промыслов и ремесел, художественного образования, на поддержку деятелей культуры и искусства, одаренных детей и молодежи и стимулирование культурного разнообразия.

Подпрограмма III «Развитие туризма» занимает в структуре государственной программы 0,3% от общего объема государственной программы или 8 982,3 тыс. рублей. Расходы направлены на создание благоприятных условий для развития туризма в автономном округе, которое включает реализацию мер по поддержке внутреннего и въездного туризма в автономном округе, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма.

Подпрограмма IV «Совершенствование системы управления в сфере культуры и архивного дела» занимает 4,3 % от общего объема государственной программы или 143 251,6 тыс. рублей. Расходы направлены на содержание 3 органов исполнительной власти автономного округа: Депкультуры Югры, Архивной службы Югры и Госкультохраны Югры.

Обобщенная информация по финансированию мероприятий государственной программы приведена в таблице 1 приложения «Годовой отчет о ходе реализации и эффективности мероприятий государственной программы».

3.1. Информация о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства

На реализацию мероприятий по строительству 3 объектов культуры в рамках государственной программы из бюджета автономного округа выделено 125 248,4 тыс. рублей, в том числе: «Культурно-досуговый центр (дом культуры на 350 мест, детская музыкальная школа на 55 мест, библиотека 26,0 тыс. экз., музей 6311 ед. хранения)» в пгт. Октябрьское, Октябрьский район; «Центр культуры и искусств (1-й этап строительства: «Детская школа искусств» мощностью на 500 мест)» в г. Нягань; «Реконструкция здания ДК «Геолог» мощностью на 300 мест в г.Нягань.

По итогам года введено в эксплуатацию 2 объекта:

- «Культурно-досуговый центр (дом культуры на 350 мест, детская музыкальная школа на 55 мест, библиотека 26,0 тыс. экз., музей 6311 ед. хранения)» в пгт. Октябрьское, Октябрьский район;

- «Центр культуры и искусств (детская школа искусств, дом культуры) (1-й этап строительства: «Детская школа искусств» мощностью на 500 мест)» в г. Нягань.

Кроме того, в соответствии с заключенными соглашениями между Правительством автономного округа с градообразующими предприятиями нефтегазовой отрасли, действующими на территории автономного округа, в перечень мероприятий государственной программы включено строительство 6 объектов культуры муниципальной собственности, а именно:

1) с ПАО «Газпром нефть» на строительство объекта «Модульный сельский дом культуры на 60 мест (сельский дом культуры с библиотекой) в с.Реполово, Ханты-Мансийский район». Объем финансирования составил 17,0 млн.рублей.

2) с ПАО «Лукойл» на строительство 3 объектов:

- «Реконструкция объекта: «Кино-концертный комплекс «Янтарь» в г. Когалым мощностью на 300 мест, площадью 5030,69 кв. м. Объем финансирования составил 634,6 млн.рублей.

- «Реконструкция объекта: «ДК «Сибирь» в г. Когалым мощностью на 474 посадочных мест, площадью 1764,9 кв. м. Объем финансирования составил 150,0 млн.рублей.

- «Реконструкция нежилого здания, расположенного по адресу: г. Урай, микрорайон 2, дом №39/1» г.Урай, площадью 3519,0 кв.м. Срок строительства 2016-2018 годы. Объем финансирования составил 118,0 млн.рублей.

3) с ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» на строительство 2 объектов:

- «Реконструкция городка Мункысь Урий на территории МБУК «Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова» Сургутский район площадью 319,3,0 кв.м. Срок строительства 2017-2019 годы. Объем финансирования 3,0 млн.рублей.

- «Этно-туристический комплекс «От Ваха до Агана» Нижневартовский район. Срок строительства 2017-2018 годы. Объем финансирования 59,62 млн.рублей.

По итогам года за счет консолидированного бюджета на строительство объектов государственной и муниципальной собственности выделено средств в сумме 1 100,0 млн. рублей, в том числе привлеченные средства (от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа) составили - 982,2 млн. рублей.

При участии ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» в 2017 году завершена реконструкция ГДК «Россия» г.Пыть-Ях на 218 посадочных мест. Стоимость объекта составила 235, 3 млн. рублей. Финансирование осуществлялось в 2014-2015 годах.

Кроме того, в 2017 году государственная программа дополнена мероприятием «Приобретение нежилых объектов для размещения учреждений культуры», реализуемым за счет средств государственной программы «Сотрудничество». По итогам года приобретено 2 нежилых объекта для размещения учреждений культуры, в том числе: библиотеки семейного чтения и детской музыкальной школы в пгт. Приобье Октябрьского района на общую сумму 49,443 млн. рублей.

Для обеспечения удовлетворительного состояния зданий государственных учреждений культуры в 2017 году выделены средства из бюджета автономного округа в сумме 2 980,5 тыс. рублей на обследование, проектирование и проведение капитального ремонта по 4 объектам культуры, в том числе на:

1. Ремонт кровли бюджетного учреждения автономного округа «Государственная библиотека Югры» (здание «Общественная библиотека, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира д. 2»).

2. Обследование здания бюджетного учреждения автономного округа «Государственный художественный музей» (здание «Картинная галерея, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 2»).

3. Разработку проектно-сметной документации здания бюджетного учреждения автономного округа «Театр кукол» (здание «Кинотеатр на 200 мест, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира д.15»).

4. Капитальный ремонт здания филиала бюджетного учреждения автономного округа «Государственный художественный музей» «Галерея-мастерская художника Г.С.Райшева».

4. Анализ факторов и рисков, повлиявших на изменение результатов реализации мероприятий государственной программы

Механизмом реализации государственной программы определены следующие риски, которые могут влиять на результаты реализации мероприятий государственной программы:

1.     Правовые риски

В целях недопущения негативного влияния на достижение результатов государственной программы Депкультуры Югры совместно с соисполнителями программных мероприятий своевременно производился мониторинг планируемых изменений в нормативно-правовых актах Российской Федерации и автономного округа. На этапе согласования проекта государственной программы для рассмотрения и подготовки предложений привлекались органы местного самоуправления автономного округа, население, бизнес-сообщество, общественные организации путем проведения общественного обсуждения и размещения проекта на едином официальном сайте государственных органов автономного округа в сети Интернет.

2.     Финансовые риски.

В целях минимизации финансовых рисков Депкультурой Югры производилось:

планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;

уточнение финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от доведенных лимитов, достигнутых результатов и определенных приоритетов для первоочередного финансирования;

привлечение внебюджетных источников финансирования на реализацию мероприятий государственной программы.

3.     Административные риски.

В целях минимизации негативного влияния административных рисков Депкультуры Югры:

осуществлял своевременную корректировку программных мероприятий государственной программы с учетом предложений соисполнителей (государственная программа была откорректирована 6 раз);

разместил на сайте Депкультуры Югры в разделе «Деятельность» отчет о предварительных результатах деятельности в отрасли культура за 2017 год и перспективах развития отрасли на 2018 год.

Также, исходя из принципа эффективного управления государственной программы путем повышения рационального использования ресурсов и качества выполнения программных мероприятий Депкультуры Югры вносил соответствующие изменения в государственную программу, касающиеся уточнения финансовых средств, в зависимости от достигнутых результатов и определенных приоритетов.

В соответствии с законом о бюджете автономного округа и во исполнение плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга автономного округа на 2017 год с целью исполнения Указа Президента РФ № 597 на обеспечение достижения целевого показателя «Соотношение заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» дополнительно выделены бюджетные ассигнования в сумме 596,4 млн. рублей. Кроме того, по итогам года в бюджет автономного округа поступили доходы в размере 2 027,3 тыс. рублей от штрафов (пеней, неустоек) и прочих поступлений.

5. Выводы (наиболее значимые реализованные проекты, в том числе количество и мощность введенных в 2017 году объектов капитального строительства, передовой опыт и достижения автономного округа в отрасли), предложения по повышению эффективности мероприятий государственной программы и о необходимости корректировки государственной программы (с указанием обоснований)

Наиболее значимые реализованные проекты в сфере культуры:

Главными культурными событиями в 2017 году для Югры стали мероприятия Года экологии и Года здоровья:

III Международный конгресс традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства;

II Международная научная конференция «Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое»;

I Научно-практическая конференция с международным участием «Шесталовские чтения»;

культурно-образовательный проект «Дни птиц в Югре «Весна и птицы».

Всего проведено свыше 100 мероприятий, многие из которых стали традиционными (XV Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», Всероссийские акции «Ночь в театре», «Библионочь» – «Новое прочтение», «Ночь музеев», «Ночь кино» и «Ночь искусств», VI Региональный фестиваль лучших российских фильмов, киноакция «Зеленое кино», VIII окружной конкурс юных пианистов «Волшебные клавиши», VII окружной открытый конкурс вокального искусства «Ликование весны», V окружной фестиваль-конкурс детского хореографического творчества «Радуга», V окружная акция «Музейная Арт-маевка»).

Реализация мероприятий государственной программой позволило обеспечить сохранение и популяризацию культурного наследия Югры, привлечь внимания общества к его изучению, повысить качество услуг, предоставляемых в области библиотечного, музейного и архивного дела.

По итогам реализации в 2017 году мероприятий в области историко-культурного наследия:

выявлено 18 археологических памятников, 5 урочищ и 1255 экспонатов посетителям;

доставлено в фонды музея около 200 костей шерстистых мамонтов, которые будут представлены вниманию посетителей;

экспонирована уникальная коллекция антропоморфных изображений, являющаяся одним из самых значительных комплексов культовой металлопластики раннего железного века Западной Сибири;

обнаружены впервые в Западной Сибири образцы флоры и фауны палеозойских и мезозойских отложений.

Строительство 2 объектов культуры: детская школа искусств на 500 мест в г. Нягань и культурно-досуговый центр (дом культуры на 350 мест, детская музыкальная школа искусств на 55 мест, библиотека, музей) в пгт. Октябрьское Октябрьского района, введенных в эксплуатацию 2017 году, позволило открыть современные центры культурного развития, расширить кадровый потенциал и создать условия для качественного предоставления услуг в сфере культуры.

Гастрольная карта профессиональных театров Югры представлена 120 спектаклями, из них 9 показаны за ее пределами, которые посетило более 14,9 тыс. человек, из них 3,4 тыс. детей.

По итогам 2017 сформировались положительные тенденции по увеличению охвата населения в предоставлении услуг в сфере культуры:

каждый третий житель Югры является читателем общедоступных библиотек и посетителем музеев;

каждый житель Югры более 3 раз стал зрителем культурно-досуговых мероприятий и в среднем дважды посетил кинозалы Югры;

67,8 тыс. детей приняло участие в творческих мероприятиях;

98 выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов получили гранты, премий Губернатора автономного округа внесших значительный вклад в развитие отрасли, и в целях стимулирования их творческой активности (2016 год – 95 человек);

к 2018 году увеличено в 2 раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах РФ, что позволило выполнить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации;

увеличилась доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах до 99,0 % (2016 год – 97,3 %);

увеличилась доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах, в общем объеме музейных фондов и музейных коллекций до 91,6 % (2016 год – 85,0 %).

Наиболее значимые реализованные проекты в сфере архивного дела:

Архивной службой Югры совместно с архивами муниципальных образований автономного округа проведены мероприятия по созданию нормативных условий и надлежащей организации хранения архивных документов, исключающих их хищение и утрату, обеспечивающих поддержание их в нормальном физическом состоянии, по ведению государственного учета документов, по укреплению пожарной и охранной безопасности архивов.

Итог 2017 года:

государственным и муниципальными архивами автономного округа проведена работа по картонированию документов, в результате Государственным архивом Югры закартонировано 8 283 ед.хр., муниципальными архивами автономного округа – 15 128 ед. хр.;

реставрационной лабораторией «Государственный архив Югры» отреставрировано 80 ед. хр. (2 115 листов) на бумажной основе;

Архивной службы Югры продолжена работа по качественному формированию Архивного фонда Российской Федерации, улучшению комплектования государственного и муниципальных архивов, совершенствованию ведомственного хранения документов, обеспечению их сохранности, в том числе документов по личному составу ликвидированных организаций;

в состав Архивного фонда РФ принято на хранение 22 398 единиц управленческой документации;

в состав архивов автономного округа принято на хранение 9 321 единиц документов по личному составу в целях обеспечения сохранности документов;

состав фотофонда архивов автономного округа увеличился на 1 755 единиц хранения;

в состав Архивного фонда РФ принято 487 единиц хранения. документов личного происхождения от владельцев личных фондов;

объем Архивного фонда автономного округа увеличился на 4% и составил 944 201 ед. хр.;

архивами автономного округа подготовлено 1 494 информационных мероприятий, в результате которого воспользоваться архивной информацией смогли 120 358 человек и выдано более 168 326 ед.хр исследователям и сотрудникам;

подготовлено 96 выставок архивных документов, 200 статей, принято участие в 57 теле-радиопередачах;

проведены обзоры выставок, экскурсии в архивохранилища, школьные уроки, встречи с фондообразователями и общественностью;

Государственным архивом Югры проведена акция «Югра многовековая», в ходе которой собрано 22 документа, свидетельствующих о существовании древней многовековой Югры;

исполнено 86 713 запросов, в том числе 80 663 социально-правового характера и 6 050 тематических запроса.

С целью выполнения основных социальных задач в 2017 году, стоящих перед архивистами Югры, по обеспечению права граждан на информацию, предоставление им широкого доступа к информационным ресурсам, находящимся в архивах автономного округа, в рамках проекта «Электронный архив Югры» продолжена работа по формированию цифрового контента и предоставлению его в режиме свободного доступа в сети Интернет, в том числе:

общий объем цифрового контента составил 30 851 особо ценных и наиболее восстребованных дел архивов автономного округа;

переведено в электронный формат 4 280 дел, в том числе оцифровывались дела наиболее значимых и востребованных фондов архивов, такие как Самаровский райрыболовпотребсоюз, Няганский комплексный леспромхоз, Нефтегазодобывающее управление «Мамонтовнефть», а также коллекции фонды личного происхождения, в результате доля фондов Государственного архива Югры, переведенных в электронную форму, достигла 28%.

на основе автоматизированных архивных технологий создано и ведется 42 тематических базы данных, суммарный объем архивной информации, накопленный в тематических базах данных достиг 255 302 записи.

Наиболее значимые реализованные проекты в сфере туризма:

В сфере туризма проведены мероприятия направленные на развитие и продвижение внутреннего и въездного туризма, а именно:

- 47 экскурсий для официальных делегаций, посетивших автономный округ, в том числе 9 иностранных делегаций. Общее количество человек в составе делегаций, воспользовавшихся экскурсионными услугами, составило более 214 человек;

- туристский слет «Тропой первопроходцев. Пирамида» в Березовском районе в целях популяризация въездного туризма в автономном округе, формирования нового межрегионального туристического маршрута. Участие приняли более 40 человек, среди которых представители IV молодежного форума Березовского района «PRO.Жизнь», журналисты федеральных и региональных средств массовой информации, специалисты ведущих туроператоров автономного округа;

- совещание «Формирование туристско-рекреационного кластера «Березовский район» в пгт. Березово. Участие приняли более 40 делегатов – представители исполнительных органов государственной власти и администраций муниципальных образований автономного округа, территориальных Управлений Роспотребнадзора, «Центроспас - Югория», турпредприятий, музейных комплексов, национальных общин коренных малочисленных народов Севера;

- региональный конкурс профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма». Участие в конкурсе приняли 11 соискателей в 2 номинациях. По итогам окружного конкурса в федеральном этапе от автономного округа в номинации «Лучший экскурсовод (гид), гид-переводчик» участвовала Симон Мария Михайловна (г. Сургут);

- проведен конкурсный отбор изготавливаемой на территории автономного округа сувенирной продукции, в том числе с элементами народных художественных промыслов и ремесел. По результатам конкурсного отбора, направлена заявка от автономного округа в Минкультуры РФ для включения сувенирной продукции Югры в Реестр Российской национальной сувенирной продукции;

- окружной творческий конкурс «Моя судьба – Югорский край» для пожилых людей, проживающих в автономном округе. На конкурс поступило около 100 творческих работ (стихи, рассказы, повести, поэмы), которые вошли в одноименный печатный каталог. Победители и участники конкурса в количестве 80 пожилых людей приняли участие в социальном туре для пожилых людей проведенном в г. Ханты-Мансийске;

- конкурс событийного туризма автономного округа, в котором определены победители конкурса по номинациям «Идея туристского события 2018 года», «Туристское событие Югры 2018 года», «Лидер событийного туризма Югры 2017 года»;

- фотоконкурс любительских фоторабот «4 сезоны в Югре». Приняло участие 91 представитель от муниципальных образований автономного округа. По итогам голосования определено 12 победителей;

- XVI Туристская выставка-ярмарка «ЮграТур 2017» в г. Ханты-Мансийске. Приняли участие 18 муниципальных образований автономного округа и 10 регионов Российской Федерации. Количество выставочных экспонентов составило 143 единицы, заключено 4 соглашения о сотрудничестве туроператоров автономного округа и объектов туристской индустрии по формированию туров выходного дня, общее количество посетителей за 3 дня составило 4 360 человек;

- ознакомительная поездка «Увидеть Югру – влюбиться в Россию» по маршруту: г. Когалым – г. Сургут – г. Ханты-Мансийск. Приняло участие 15 представителей средств массовой информации и туроператоров.

Наиболее значимые реализованные проекты в сфере историко-культурного наследия:

В результате проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, а также их включению в перечень выявленных объектов автономного округа увеличилось количество объектов культурного наследия поставленных на государственную охрану. По данным государственного учета на 31.12.2017 года на территории автономного округа находится следующее количество объектов, подлежащих государственной охране (сведения скорректированы по итогам регистрации Министерством культуры РФ в реестре объектов культурного наследия, расположенных на территории Югры): 986 объектов культурного наследия федерального значения; 135 объектов культурного наследия регионального значения; 19 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;4579 выявленных объектов культурного наследия.

В Состав объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в зависимости от видовой принадлежности в автономном округе включены:

1072 памятников,

17 ансамблей,

51 достопримечательное место, из них 3 федерального значения, 39 регионального значения и 9 местного (муниципального) значения. На все достопримечательные места нормативными правовыми приказами Госкультохраны Югры утверждены границы и режим использования территорий.

5564 выявленных объектов археологического наследия.

Показатель количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия по контролю за их состоянием и систематическим наблюдением характеризует динамику эффективности проводимой работы по контролю за техническим состоянием объектов культурного наследия, расположенных на территории автономного округа. В 2017 году проведены мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия на 493 объектах (2016 год – 359 объектов).

По итогам реализации государственной программы в 2017 году в целях повышения эффективности мероприятий государственной программы планируется продолжить работу по:

взаимодействию с Минкультуры РФ по привлечению средств на развитие материально-технической базы, информационных ресурсов и развитие деятельности учреждений культуры с целью расширение спектра услуг в Югре;

внутриведомственному, межведомственному и межуровневому взаимодействию с соисполнителями государственной программы, а также с гражданами и организациями автономного округа;

взаимодействию с муниципальными образованиями автономного округа по вопросам реализации мероприятий государственной программы;

расширению участия организаций негосударственного сектора, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере культуры;

внедрению государственно-частного партнерства, в том числе использованию механизма передачи в концессию объектов культуры, с целью реализации общественно значимых проектов при взаимодействии бизнеса и государства в сфере культуры;

расширению перечня объектов, передаваемых по договорам аренды негосударственным (немуниципальным) организациям с обязательством сохранения целевого назначения и использования, предназначенных для размещения объектов культуры муниципальной собственности;

развитию сети и модернизации учреждений культуры в автономном округе, в том числе в сельской местности, что позволит создать интегрированные культурные центры, объединяющие в едином комплексе учреждения культуры: культурно-досуговые учреждения, библиотеки, музеи и учреждения дополнительного образования в сфере культуры (музыкальные школы и школы искусств);

реализации мер, направленных на смягчение влияния неблагоприятных внешних факторов в части снижения рисков срыва сроков строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

внедрению и применению технологий бережливого производства путем применения энергосберегающих технологий, повышения прозрачности и открытости деятельности государственных учреждений, устранения административных барьеров, уменьшения временных потерь, разработки автоматизированных информационных систем, позволяющих снизить количество запрашиваемой информации, ликвидации дублирующих функций, внедрения инструментов «бережливого офиса», формирования культуры бережливых процессов, повышения квалификации работников учреждений культуры (обучающие семинары, курсы повышения квалификации) в соответствии с установленными государственными заданиями на оказание государственных услуг (выполнение работ);

реализации проектной деятельности проекта «Электронный архив Югры»;

оцифровке библиотечных и музейных фондов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Кроме того, в целях повышения объективности при оценке эффективности реализации государственной программы предлагаем рассмотреть возможность не учитывать привлеченные средства в соответствии с заключенными соглашениями между Правительством автономного округа и градообразующими нефтегазовыми компаниями, в связи с тем, что данные средства предоставляются компаниями на строительство объектов, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры на весь период их строительства, без учета сроков разработки проектно-сметной документации и графиков строительства объектов.

Главной оценкой реализации государственной программы, также является тот факт, что ежегодно неуклонно растет интерес жителей к культурной жизни автономного округа, расширяется перечень оказываемых услуг в сфере культуры, архивного дела, туризма, охраны культурного наследия наряду с повышением качества, расширяется география и доступность их предоставления.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Югре выбран верный курс развития, приоритеты развития отрасли обоснованы, осуществляется комплексный подход к управлению, организации, финансированию и контролю в целях обеспечения доступности культурных благ для всех слоев населения на высоком качественном уровне.

Директор Департамента                                                                   Н.М. Казначеева

Опубликовано: 27.02.2018 11:51        Обновлено: 27.02.2018 11:51